Слайд 8"Всемирная история" Джами ал-Таварих (Сборник летописей) Рашид ад-Дина – Тебриз,
Персия, 1307 год. Хранится в Эдинбургском университете
Слайд 10Рукопись узбекского происхождения
(Бустан Саади, 1514 год, Бухара.
Хранится в
Музее Метрополитен).
Слайд 11Особенности исламского орнамента:
Имперсональность (отсутствие образа личности)
Бессюжетность (отсутствие события)
Абстрактность (отвлеченность образа)
Функциональность
(целесообразность действия)
Геометрическая организованность (как метод построения геометрического пространства)
Слайд 12Основные типы орнамента
Геометрический
Растительный
Эпиграфический
Слайд 13Геометрический тип орнамента
Основные фигуры геометрического орнамента:
Прямоугольные (квадрат, прямоугольник)
Кривоугольные (круг,
окружность, овал, элипс)
Слайд 15Гирих (узел) — разновидность геометрического орнамента (либо отдельный элемент орнамента)
в мусульманском искусстве Ближнего и Среднего Востока IX—XVI вв. Представляет
собой причудливое переплетение многоугольников и звезд.
Слайд 22Последняя страница Корана (центральная часть). Марокко, 1568
Слайд 23Растительный орнамент
Узор ат-таурик (покрывающийся листьями) – ислими – у иранских
и тюркских народов с XII в.
Банд-е руми (византийская связка)
Слайд 26«Византийская связка» — в искусстве стран Ближнего и Среднего Востока
— разновидность орнамента, чаще для декорирования тканей — раппо́рта, модулем
которого является овал, ромб или шестигранник, в который вписаны изобразительные мотивы, например, букеты цветов.
Слайд 38Фронтиспис 23-й части Корана. Автор — Абдалла Мухаммад ал-Хамадани, 1313
Слайд 39Последняя страница Корана (центральная часть). Валенсия, 1182/83 г.
Слайд 40Последняя страница Корана, 1729 (Марокко)
Слайд 41Мукарны
(мукарнас, сталактиты) - в архитектуре Ближнего и Среднего Востока декоративные выступы
призматической формы, расположенные нависающими друг над другом рядами на сводах
ниш, тромпах, полукуполах.
Слайд 49Куфи - самый ранний почерк - геометризованно-монументальный. Характерные особенности этого
почерка — тяжеловесность, прямые и толстые линии, угловатость форм и
приближенность к квадратному шрифту, геометричность. Господствовал до XII в. Сегодня он канонизирован как почерк, которым пишут названия сур Корана.
Слайд 50Письменные принадлежности
Калам – тростниковое перо
Слайд 51Насх («переписка», «отмена», «вытеснение»)
Ясный, открытый, некрупный, относительно легко читаемый округлый
почерк с четко выраженным стандартом.
Алеф – главный модуль измерения, по
высоте равен трем точкам, а горизонтальный элемент – ба – семи точкам, тогда как бортики буквы по высоте равны двум точкам
Слайд 59Мусанна (турецкий стиль) – техника зеркального письма, в которой композиция
слева зеркально отражает композицию справа.
Слайд 60Тугра – каллиграфический приём, который используется как королевская печать. Эти
эмблемы стали особенно популярны во времена расцвета Османской бюрократии.Нишанги или
тугракеш – это каллиграф, специально подготовленный для написания тугры.
Слайд 61В зооморфной каллиграфии из слов составляются фигуры человека, птицы, животного
или какого-нибудь объекта.
Слайд 84Сокровищница Куббат аль-Хазна (787год).
Слайд 90Минарет Мухаммада (минарет Каит-бея)
Слайд 91Памятники Египта
Мечеть Амр ибн ал-Аса (640)
Слайд 92Стрельчатая арка
Стрельчатая арка - отличительная особенность архитектуры мусульманского Машрика
Слайд 96Мечеть Ибн Тулуна в Каире (876-879)
868-905 г. – династия Тулунидов,
помимо Египта управлявшая Палестиной и Сирией
Ахмад ибн Тулун (868-884) –
основатель династии, военачальник Аббасидов.
После прихода к власти династии Фатимидов и основании города Каира, мечеть была заброшена.
1297-1299 г. – правление мамлюкского султана Ладжина, мечеть восстановлена, получила новый минарет и фонтан для омовений. Появление резной дикки – платформы для муаззина, передающего молящимся, которым не хватило места в зале, слова имама
Слайд 102Архитектура ал-Андалуса
711-1492 – мусульманская Испания (ал-Андалус)
756 г. – утверждение власти
уцелевшего представителя династии Омейядов Абд ар-Рахмана I (756-1031)
Наивысшего рассцвета культура
мусульманской Испании достигает в правление Абд ар-Рахмана III (912 (929)-961))
Слайд 103Подковообразная арка
Подковообразная арка, известная также как мавританская арка. Изначально была
одной из доминант вестготской архитектуры, заимствована арабами
Слайд 104Резьба по стуку
Стук – разновидность алебастра (минерал, водный сульфат кальция.
Встречается в природе в известняковых отложениях рек. Разновидность мрамора, наиболее
мягкая, слегка просвечивающая на солнце, желтоватого оттенка с перламутровым стекловидным блеском.
Как для архитектуры исламских стран крайнего запада, так и для Средней Азии характерна изысканная резьба по стуку – разновидности алебастра. Мастер наносит тонким резцом рисунок по слою алебастра, а затем начинает «выбирать» излишний материал, создавая причудливый объемный рисунок
Слайд 106Большая мечеть Кордовы
785 г. – возведена по приказу Абд ар-Рахмана
I
Первая половина IX в. – перестройка во времена эмира Абд
ар-Рахмана II (822-852). Мечеть получает Т-образный план, характерный для мечетей мусульманского Запада.
962-966 – строительный период при халифе Хакаме II (961-976). Михраб и максура
980-е годы – самые большие по объему строительные работы при ал-Мансуре (Альманзоре) (976-1002)
Слайд 108Общий вид интерьера мечети в Кордове – из книги «Арабские
древности Испании», Джеймс Кавана Мерфи(1760-1816)
Слайд 110Звездчатый купол над центральной частью максуры перед михрабом Хакама II
(965 г.)
Слайд 112Большая мечеть Кайруана (мечеть Сиди Окба)
670 г. – арабский полководец
Окба ибн Нафи закладывает город-лагерь Кайруан («караван», «караванная стоянка»).
724
г. – реконструкция мечети при омейядском халифе Хишаме
773/774 г. – перестройка мечети намесником Аббасидов, от первоначальной постройки остается только минарет и михраб.
800-909 г. – правление династии Аглабидов. Несколько этапов строительства мечети
836 г. – вновь возведена при эмире Зийадате Аллахе I (817-838)
Слайд 119Магрибские минареты выполняли две функции: они были башнями, с которых
мусульман оповещали о начале молитвы и одновременно смотровыми площадками, откуда
можно было следить за передвижениями неприятеля на большом удалении.
Кроме того, они были оснащены оборонительными деталями, позволяющими в случае нападения защищаться. Зубчатые стены, узкие прорезные окна и машикули (навесные бойницы в верхних частях стен и башен) позволяли лучнику занять удобную позицию.
Типичными «оборонительными» минаретами можно назвать минарет Кутубийа в Марракеше (Марокко – 1184) или минарет Хиральда в Севилье (совр. Испания, 1195).
Как правило, минареты Магриба и Андалусии строились на прямоугольном основании, иногда это увеличивающиеся кубы, стоящий один на другом.
Слайд 120Минарет (1199) мечети Кутубийа (1153 г.) в Марракеше
Слайд 121Башня Хиральда в Севилье – бывший минарет Большой мечети Севильи.
Севодня колокольня Севильского собора
Слайд 124Иранская мечеть
В Иране и областях Закавказья и Средней Азии мечеть
колонного типа (арабская) не прижилась.
В основу иранской мечети положена
идея чортака («четыре арки») – это наиболее распространенный тип культовой постройки сасанидского Ирана, вместилище священного огня. Он представлял собой каменный павильон, квадратный в плане, с аркой в центре каждой стены и купольным перекрытием.
Слайд 127Айван
Айван – еще одна традиционная конструкция Древнего Ирана и Месопотамии
– высокий зал без передней стены
Пештак (букв. «передняя арка») –
парадный портал в виде выдвинутой на фасад вертикальной прямоугольной рамы
Слайд 128Типовые структуры в мусульманской архитектуре
1. – Гульдаста – колонны, укрепляющие
внутренние углы стен
2. – Стены
3. – Айваны, глубокие ниши в
стене
4. – Внутренний дворик
5. – Вход, оформленный айванами
6. – Большие купола
7. – Малые купола над торговыми помещениями
8. – Большой торговый купол
Слайд 139Истоки арабо-мусульманского искусства
Божественное откровение ?
-
Коран - барака пророка
Мухаммада
"Всемирная история" Джами аль-Таварих (Сборник летописей) Рашид аль-Дина –
Тавриз, Персия, 1307 год. Хранится в Эдинбургском университете
Слайд 140Смысл творчества:
Достижение эстетического идеала, передача подлинной совершенной красоты.
Что есть совершенная красота в мусульманском понимании?
Слайд 141Характеристики красоты:
Нравственность
Функциональность
Полезность или целесообразность
Неразрывность формы и содержания
Соразмерность и согласованность всех
элементов произведения
Слайд 149Особняк Арсения Морозова (Маврический дом)