Слайд 1Искусство первобытного человека
Слайд 2Первобытное искусство
Искусство эпохи первобытнообщинного строя возникло
около 30-го тысячелетия до н. э., в позднем палеолите, когда
появляется человек современного типа. Закрепляя в искусстве результаты трудового опыта, человек углублял и расширял свои представления о действительности, обогащал свой духовный мир и всё более возвышался над природой. Непосредственной причиной возникновения искусства были реальные потребности повседневной жизни. Так, например, искусство танца выросло из охотничьих и военных упражнений, из своеобразных инсценировок, образно передававших трудовые занятия первобытной общины, жизнь животных. В возникновении песни и музыки большое значение имели ритмы трудовых процессов и то обстоятельство, что музыкально-песенное сопровождение помогало организации коллективного труда.
Слайд 3 Произведения изобразительного искусства появились уже в
ориньякское время (то есть в самом начале позднего палеолита). Важнейшие
памятники искусства палеолита — пещерные изображения (пещеры в Испании (Альтамира и др.), на Ю. Франции (Ласко, Монтеспан и др.), в СССР — Капова пещера), где преобладают полные жизни и движения фигуры крупных животных, являвшихся основными объектами охоты (зубров, лошадей, оленей, мамонтов, хищных зверей и др.). Реже встречаются изображения людей и существ, совмещающих признаки человека и животного, отпечатки рук, схематические знаки, частично расшифровываемые как воспроизведения жилищ и охотничьих ловушек.
Рисунки первобытного человека на бивнях мамонта
Слайд 4 Пещерные изображения исполнялись чёрной, красной, коричневой и
жёлтой минеральными красками, реже — в виде барельефов, часто основанных
на сходстве естественных выпуклостей камня с фигурой животного. Кроме того, в позднем палеолите появляются произведения круглой скульптуры, изображающие людей и животных (в том числе глиняные статуэтки женщин — так называемые «Венеры», связанные с культом «прародительниц»), а также первые образцы художественной резьбы (гравировка на кости и камне).
Слайд 5. Основная масса памятников палеолитического искусства связана с
первобытным культом плодородия и охотничьими обрядами. В позднем палеолите складываются
и зачатки архитектуры. Палеолитические жилища, по-видимому, были низкими, углублёнными примерно на треть в землю куполообразными постройками, иногда с длинными туннелеобразными входами. В качестве строительного материала употреблялись иногда кости крупных животных. Многочисленные образцы позднепалеолитического искусства обнаружены на территории СССР (на Украине (Мезинская стоянка), в Белоруссии, на Дону (Костёнковско-Боршевские стоянки), в Грузии, Сибири (Буреть, Мальта)).
Памятники палеолитического искусства
Слайд 6
Наряду с декоративной орнаментикой у многих земледельческих племён существовала жизненно
выразительная скульптура. Зодчество неолита и энеолита представлено архитектурой общинных поселений
(многокомнатные сырцовые дома Средней Азии и Двуречья, жилища трипольской культуры с каркасной основой из прутьев и глинобитным полом и т. д.). В эпоху неолита появились также первые мегалиты и свайные постройки.
Слайд 7
У племён, сохранивших рыболовно-охотничий уклад жизни (лесные охотники и рыболовы
Северной Европы и Азии, от Норвегии и Карелии на З.
до Колымы на В.), бытовали и древние мотивы, и реалистические формы искусства, унаследованные от палеолита. Таковы наскальные изображения, фигурки животных из глины, дерева и рога (например, находки в Горбуновском торфянике и Оленеостровском могильнике).
Слайд 8
В степях Восточной Европы и Азии скотоводческие племена создали в
конце бронзового и начале железного века так называемый звериный стиль.
Слайд 9Подведем итоги
В целом, творчество первобытных людей являлось
одновременно и созиданием конкретных предметов, и познанием окружающего мира, и
общением между людьми. Еще не существовало ни собственно религии, ни искусства, ни познания в отдельности, как мы их сейчас понимаем, но было первоначальное единство всех этих форм сознания
Слайд 10Искусство первобытного человека
Рисунки
Архитектура
Танцы
Скульптура
Слайд 11Альтамира (Altamira), пещера близ моря в Кантабрийских горах (провинция Сан-тандер,
Испания), где исследовавший её с 1875 испанский археолог Марселино Саутуола
открыл наскальные верхнепалеолитические изображения животных (зубров, кабанов и т. д.), выполненные чёрной, красной и жёлтой краской, а также гравировкой. Достигающие иногда 2 м длины, эти изображения прекрасно сохранились и поражают зоркостью наблюдения и точностью передачи анатомического строения и движений животных, экспрессией и свободой энергической лепки фигур линией и цветовым пятном. В одном зале потолок покрыт изображениями фигур получеловеческого-полуживотного облика, вероятно, замаскированных колдунов. Открытие изображений в Альтамире послужило началом изучения пещерной живописи палеолита. Живопись Альтамиры относят к мадленской культуре. У входа и вдоль стен пещеры обнаружены скопления отбросов пищи и каменные орудия, а под ними — культурные напластования солютрейского и раннемадленского времени
Слайд 121
2
3
Наскальное изображение бизона
Пещера Альтамира
Роспись потолка пещеры
Слайд 13Ласко (Lascaux), палеолитическая пещера близ г. Монтиньяк, на Ю. Франции
(департамент Дордонь). Открыта в 1940, исследовалась французским учёным А. Брейлем
и др. На стенах Ласко найдены нанесённые гравировкой, монохромной и полихромной росписью изображения диких лошадей, первобытных быков, оленей, горных козлов, бизонов и др. животных, отличающиеся реализмом. Уникально изображение мужчины с птичьей головой, лежащего перед бизоном, возможно, убитого им. Датируются изображения радиоуглеродным методом около 15 000 лет до н. э. (среднемадленское время позднего палеолита).
Слайд 141,3.Наскальные рисунки в пещере Ласко
2. Пещера Ласко
1
2
3
Слайд 15 Монтеспан (Montespan), обширная пещера на Ю.-З. Франции,
в предгорьях Пиренеев (департамент Верхняя Гаронна) с остатками культуры позднепалеолитического
человека (мадленская культура). Открыта французским археологом Н. Кастере в 1923. Во внутренних частях пещеры обнаружены выгравированные на стенах изображения бизонов и лошадей, а также вылепленная из глины фигура медведя без головы (её заменял медвежий череп, найденный поблизости и первоначально прикрепленный к фигуре). На глинистом полу пещеры сохранились следы ног пожилых людей и подростков 13—14 лет. Пещера Монтеспан являлась местом культовых церемонии и магических обрядов палеолитических людей (возможно, и обрядов инициации).
Слайд 161,3. Рисунок Лошади
2. Медведь. Остатки глиняной скульптуры Палеолит.
1
2
3
Слайд 17 Капова пещера, одна из крупнейших пещер
на Южном Урале, на правом берегу р. Белой, в Башкирской
АССР. Образовалась в известняках и доломитах девонского возраста. Коридоры и гроты расположены двумя этажами. Общая длина их свыше 2 км.
В 1959 зоологом А. В. Рюминым в пещере впервые были обнаружены рисунки эпохи палеолита. В 1960—71 изображения в пещере изучены О. Н. Бадером. На 2-м этаже Каповой пещеры, на глубине 300 м от входа, имеются рисунки мамонтов, лошадей, носорогов. Длина фигур от 44 до 112 см. Изображения представляют собой сплошь закрашенные красной краской силуэты или грубые контуры. В задних залах 1-го этажа Каповой пещере обнаружены красные изображения геометрического характера в виде лестниц, хижин, треугольников, косых линий.
Слайд 18Роспись в пещере
Вход в пещеру
Фрагмент росписи
1
2
3
Слайд 19Мезинская стоянка
1 и 2 женские браслеты
3,4,5 фигурки из бивня мамонта
Слайд 20Буреть
Статуэтки из бивня мамонта
Слайд 21Мальта
Украшения и различные приспособления
Слайд 22Трипольская культура
Трипольская культура (названа по месту первой находки
у села Триполье Киевской области УССР), археологическая культура эпохи энеолита,
распространённая между Восточным Прикарпатьем и Средним Поднепровьем; на территории Румынии. На памятниках Трипольской культуры обнаружено большое количество богато орнаментированной посуды, орудия для занятий сельским хозяйством, ткачеством, деревообработкой, плетением, выделкой шкур, а также зёрна пшеницы и ячменя, кости животных и др. Племена Трипольской культуры вели обмен с соседними племенами.
Слайд 23Трипольская культура Керамика и элементы орнаментации посуды
Глиняные женские статуэтки
Реконструкция жилища
1
2
3
Слайд 24Мегалиты
Мегалиты (от мега и греческого líthos
— камень), сооружения из больших блоков дикого или грубо обработанного
камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, крытые галереи. Мегалиты распространены во всём мире, кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. В Европе Мегалиты в основном датируются эпохой энеолита и бронзового века (3—2 тысячелетия до н. э.), за исключением Англии, где Мегалиты относятся к эпохе неолита. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. По-видимому, Мегалиты — общинные сооружения. Их возведение представляло для первобытной техники сложнейшую задачу и требовало объединения больших масс людей.
Слайд 25Дольмены
Дольмен «Мая»
Дольмен «Нежность»
Дольмен «Хан»
1
3
2
Слайд 26Менгиры
Менгиры Салбыкского кургана
Хакасские менгиры
Бахчисарайский Менгир
1
2
3
Слайд 28Наскальные изображения
Наскальные изображения, петроглифы, писанины, древние изображения на стенах и
потолках пещер, на открытых скальных поверхностях и отдельных камнях. Известны
во всех частях света и относятся к разным эпохам от палеолита до средневековья. Палеолитические Наскальные изображения представлены в пещерах и гротах Южной Франции, Северной Испании . Характерны фигуры животных, главных объектов охоты: бизона, лошади, мамонта, носорога и др., реже хищников — медведя, пещерного льва.
Слайд 30Аппликация на седельной покрышке из Пазырыкского кургана. Цветной войлок. 5—3
вв. до н. э.
Бляха в виде оленя из кургана у
станицы Костромской. Золото. 6 в. до н. э.
Бляха в виде пантеры из Келермесского кургана. Золото. 6 в. до н. э.
Уздечное украшение из Пазырыкского кургана. Дерево. 5—3 вв. до н. э.
1
2
3
4