Слайд 1Композиция.
Основные понятия
Слайд 2Композиция -
в переводе с латинского означает «составлять, сочинять».
Композиция
как термин имеет двоякое смысловое значение:
в учебном рисунке слово «композиция»
-выполнение элементарных начальных упражнений;
в художественном творчестве - более широкое смысловое значение.
Слайд 3Композиция - это общий художественный замысел, структура произведения искусства, наиболее
полно выражающая его идею.
Слайд 4В учебном рисунке - это правильный выбор размера и расположения
предмета в пределах заданного формата.
Слайд 5Типы композиции
Каждая композиция имеет свой определенный тип. Композицию можно разделить
на такие типы:
замкнутая;
открытая;
статичная;
динамичная.
Слайд 6
Замкнутая и открытая композиция.
Изображения с замкнутой композицией вписывается в раму
таким образом, чтобы оно не стремилось к краям, а как
бы замыкалось само на себе. Взгляд зрителя переходит от фокуса композиции к периферийным элементам, возвращается через другие элементы опять к фокусу.
Слайд 7Открытая композиция центробежна, она тяготеет к поступательному движению или к
скольжению по спирально расширяющейся траектории.
Слайд 8Статичная и динамичная композиция.
Статичная композиция (статика в композиции) - создает
впечатление неподвижности.
Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед
объектом и наличием вертикальных линий.
Слайд 9Динамика часто исключает величавость, основательность, классическую завершенность. Динамичные композиции -
асимметричны и открыты.
Композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней
динамики.
Слайд 10Виды композиции.
Фронтальная композиция.
Объемная.
Глубинно-пространственная.
История искусств представлена тремя видами композиции художественных произведений.
Ни один из них не имеет преимуществ перед другими по
значимости и степени выразительности. Предпочтение отдается тому виду, который лучше служит поставленной художественной задаче.
Слайд 11Фронтальная композиция
К фронтальным относятся все «плоскостные» композиции, а также композиции,
имеющие рельеф, они воспринимаются зрителем фронтально и не требуют бокового
обозрения. Рельеф произведений позволяет выявить их форму и композиционное построение за счет света и тени.
Фронтальная композиция «в раме» может стать элементом глубинно-пространственной композиции в решении как интерьера.
Слайд 12Объемная композиция
К объемной композиции можно отнести произведения искусства, имеющие три
измерения (длину, ширину и высоту), то есть параметры, характеризующие объем
вообще и решающие художественные задачи.
Аспект, который играет немаловажную роль в определении достоинств объемной композиции. Это проблема вписывания объема в окружающее пространство. Объем имеет вес, значимость, идею. Он более реален и ощутим, неясели фронтальная композиция. Его можно поставить, подвесить или положить. Поэтому, скажем, конфликт объема и плоскости должен быть четко продуман автором для того, чтобы найти оптимальное решение.
Поэтому очень важно правильно найти размер объемной композиции, соотношение к человеку, пространству, то есть масштабность произведения.
Слайд 14Глубинно-пространственная композиция
Является вершиной творческих возможностей для художника. Она воздействует на
зрителя не только сочетанием плоскостей, объемов, но и паузами между
ними, то есть пространством.
Существуют стационарные композиции. В первую очередь к ним относятся различные архитектурные композиции, начиная с композиции города и кончая композицией сооружения, естественно находящегося в пространстве.
Восприятие такой композиции складывается из совокупности впечатлений во времени. Как и объемная композиция, она требует обозрения с различных точек. Многие композиции рассчитаны и на прочтение их с высоты.
Слайд 16Графические средства построения композиции
Точка. Линия. Пятно. Цвет.
Слайд 17Точка
Точкой принято называть бесконечно малый объект, или объект - размеры
которого пренебрежительно малы. Выделяется как графический акцент на плоскости.
Рассматриваемая
в качестве композиционного средства, точка может фокусировать на себе внимание зрителя.
Художественные свойства точки будут зависеть от:
расположения на плоскости;
размера;
силуэта;
яркости;
плотности заполнения;
от того, насколько она отличается по свойствам от других композиционных средств.
Слайд 19Линия
Линия лежит всеми своими точками на поверхности листа бумаги и
этим как бы удерживает изображение в пределах формата, подчеркивая двухмерность
плоскости.
Функции линии:
отграничивать форму,
компоновать изображение,
определять характер в движение всей формы, ее пропорции.
Плавность, текучесть и направленность линии при нанесении контура позволяют выявлять пластические качества формы.
Слайд 21Пятно
Пятно (тональное и цветовое) имеет большое значение как в набросках и зарисовках, так и
в работе над эскизами композиции.
Пятно используется:
для выявления или подчеркивания объемности формы;
для передачи ее освещенности;
для показа силы
тона в окраске формы, фактуры ее поверхности;
с целью передачи глубины пространства, окружающего объемную форму.
В отличие от точки и линии пятно, как правило, заполняет большую часть графической плоскости.
Слайд 23Цвет
Цвет – это свойство тел вызывать то или иное зрительное
ощущение в соответствии со спектральным составом отражаемого или излучаемого или
света.
С композиционной точки зрения цвет представляет собой специфическое средство, вызывающее у зрителя дополнительные эмоциональные ощущения по поводу графической формы.
Свойства цвета.
светлота. Она означает степень присутствия в цвете белого или черного цвета.
насыщенность. Она определяется как отношение хроматического (спектрального) цвета к серому цвету.
яркость цвета связана с его цветовым тоном, насыщенностью и светлотой и вызывает ощущение повышенной силы света и повышенной освещенности поверхности.
Слайд 24Цвета делятся на:
Ахроматические цвета. К ним относятся белый и черный цвета, а также
серые оттенки, получаемые от их смешения.
Хроматические цвета. К ним относятся чистые
цвета спектра, получаемые при разложении дневного света, проходящего сквозь светопреломляющую призму. В первую очередь они различаются по цветовому тону.
Слайд 26Пластические средства построения композиции
Форма. Материал (фактура, текстура). Свет.
Слайд 27Форма
Форма, обычно, бывает образована - какой либо линией. Но бывают
и формы, образованные какими либо объектами, например - пятно света
также имеет свою форму.
Баланс форм
Статический баланс чаще всего присущ симметричным изображениям.
Динамический баланс устанавливается тогда, когда объектам разной визуальной массы все же придается некое равновесие с помощью, например, того - что один или несколько объектов в композиции будет расположен в активной точке изображения, или ближе к краю изображения.
Слайд 29Материал (фактура, текстура)
Фактура и текстура представляют собой активные средства художественной
выразительности. Эффект фактуры и текстуры используется прежде всего для того,
чтобы передать естественные качества материала, раскрыть его эстетическое своеобразие.
Фактура - свойство, характеризующее внешнее строение поверхности формы (шероховатая, гладкая и др.). Фактурность материала зависит от плотности и величины микроискажений поверхности. Один из пределов представляют гладкие поверхности, другой предел - когда элементы фактуры по своей величине воспринимаются как самостоятельные элементы формы и количество их достаточно мало.
Слайд 31Текстура - наблюдаемые на поверхности внешние признаки структуры материала, из
которого предмет изготовлен. Наиболее часто текстурой (рисунком) характеризуются изделия из
дерева и ткани. Рисунок текстуры древесины изменяется в зависимости от направления ее обработки, т. е. от плоскости резания - радиальной, тангенциальной, радиально-торцевой, тангенциально-торцевой.
Слайд 32Свет
Светоте́нь — наблюдаемое на поверхности объекта распределение освещённости , создающей шкалу яркостей .
Светотень как средство
композиции применяется для передачи объема предмета. Степень рельефности объемной формы связана с условиями освещения, что имеет
непосредственное отношение к выражению конструктивной идеи произведения.
Различают следующие элементы светотени:
свет - поверхности, ярко освещённые источником света;
блик — световое пятно на ярко освещённой выпуклой или плоской глянцевой поверхности, когда на ней имеется ещё и зеркальное отражение ;
те́ни — неосвещённые или слабо освещённые участки объекта.
полуте́нь — слабая тень, возникающая, когда объект освещён несколькими источниками света;
рефле́кс — слабое светлое пятно в области тени, образованное лучами, отражёнными от близко лежащих объектов.
Слайд 33В объемно-пластических произведениях важная роль принадлежит действию законов линейной, воздушной
и цветовой перспективы.
Сущность воздушной перспективы заключается в том, что выраженность
различного вида контрастов (светотеневых, цветовых, величинных и т.д.) на ближних к нам объектах бывает наиболее сильной, по мере удаления предмета в глубину контрасты света и тени на его поверхности ослабевают.
Слайд 34Прямая линейная перспектива - вид перспективы, рассчитанный на неподвижную точку
зрения и предполагающий единую точку схода на линии горизонта (предметы
уменьшаются пропорционально по мере удаления их от переднего плана).
Слайд 36Закон равновесия
Симметрия. Асимметрия.
Слайд 37Закон равновесия
Равновесие - это такое состояние композиции, при котором все элементы
сбалансированы между собой (расположение изобразительного
материала вокруг воображаемой оси симметрии
таким образом,
чтобы правая и левая стороны
находились в равновесии). Уравновешенные части целого приобретают зрительную устойчивость. В основном равновесие сводится к балансу по выразительности.
Выделяют статическое и динамическое равновесие.
Статическое - это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы в целом производят впечатление ее неустойчивой неподвижности.
Динамическое - это состояние композиции, при котором сбалансированные между собой элементы производят впечатление ее движения и внутренней динамики.
Слайд 38Закон равновесия тесно связан с понятиями симметрии и асимметрии.
Симметрия (от
греческого symmetria – «соразмерность») – это закономерное расположение частей формы
относительно центра или главной оси, это повторение, отражение левого в правом, верхнего в нижнем и т. д.
Слайд 39Существуют несколько видов симметрии:
зеркальный — основывается на равенстве двух частей фигуры,
расположенных одна относительно другой как предмет и его отражение в
зеркале;
осевая симметрия — связана с вращательным движением и повтором элементов вокруг оси симметрии, т. е. линии, при повороте вокруг которой фигура может неоднократно совмещаться сама с собой.
Слайд 40Асимметрия – это отсутствие идеальной зеркальной симметрии. в асимметричной композиции
равновесие достигается введением пространственных пауз между предметами, которые при этом
либо приближаются друг к другу, либо отдаляются.
Слайд 41Частичное нарушение симметрии делает объект более сложным, динамичным, интересным. В
живой природе нет абсолютной симметрии, формальной точности. Такой вид симметрии
называется дисимметрией. Она разрушает точнее сходство повторяемых элементов, оставляя симметричность общей формы.
Слайд 42Антисимметрия — симметрия с полярно противоположными, контрастными свойствами, противопоставлением.