Слайд 1История в живописи
Учитель ИЗО и МХК МБОУ СОШ№3 г.
Осташков Тверской обл.
Ярлычева А.А.
Слайд 2 Илья Ефимович Репин
«Автопортрет»
Слайд 4Репин сумел создать невероятно простой и при этом глубокий потрет.
Мы видим Третьякова, который основал знаменитую галерею живописи. Художник передал
глубину и одновременно сложность характера этого человека. В темных глазах Третьякова таится печаль. Борода его ухожена, нос идеально ровный. Именно таким должен быть настоящий философ, размышляющий о смысле жизни.
Картина не впечатляет живым колоритом или темпераментной кистью. Художник понимает, что Третьяков был от природы сдержанным и скромным. Именно поэтому его личность действительно плохо бы гармонировала с буйными красками и выразительной техникой. Вот почему Репин выбирает немного сухую и очень сдержанную манеру. Только так он мог передать сущность характера этого великого человека.
Слайд 6Картина «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре» стала первой работой И.
Е. Репина исторической тематике. Написана она была в 1879 году.
В основу сюжета легли реальные события 1698 года, когда против Петра І был поднят бунт. Оказалось, что во всем виновата старшая сестра правителя Софья Алексеевна, которая в наказание за содеянное была отправлена в Новодевичий монастырь.
Идея Репина заключалась в том, чтобы максимально передать драму сильной женщины, которую лишили свободы. Это видно не только по ее позе, но и по выражению лица.
Художник изобразил свергнутую царевну в полный рост. Настоящую мужественность и силу удалось выразить в несколько «мужиковатой» фигуре и скрещенных на груди руках. Характеристика, которую дал Крамской это картине, считается одной из самых точных: «Софья Алексеевна похожа на тигрицу, которую словили и заперли в железной клетке».
Больше всего времени художник потратил на лицо царевны. Плотно сжатие губы, выпученные глаза, сдвинутые гневно брови. Кроме того, если присмотреться к картине, то можно увидеть контраст между неухоженными волосами и красивой, дорогой одеждой. Все это указывает на некоторое внутреннее смятение Софьи. Он воплощает собой страх. И, чтобы наглядно это продемонстрировать, Репин также изобразил испуганную монашку, зажатую в угол.
/
Слайд 8Полотно «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581
года» является одной из самых прославленных работ великого русского художника
Ильи Ефимовича Репина.
Идея для написания полотна возникло у художника после концерта Римского-Корсакова, кроме того, предполагают, что поводом для ее написания были убийство царя Александра II и репрессии. Эта картина стала не только совершенно неожиданным, новаторским изображением Ивана Грозного, но и самым известным произведением Ильи Репина.
Секундное помутнение рассудка заставило отца насмерть ударить жезлом в висок собственного сына. Тут же осознав произошедшее, старик бросается к своему любимому наследнику, панически пытается зажать кровавую рану рукой, прижимает к себе и целует сына в лоб, глядя вдаль полными ужаса и отчаяния глазами. Он уже понял, что случилось ужасное и непоправимое… Остается лишь поражаться, насколько точно Репин смог изобразить всю гамму эмоций и переживаний, охвативших в тот момент убийцу поневоле. Жертва на картине, сын Иван, вызывает у зрителя сострадание и жалость: его лицо выражает спокойную обреченность, а поза – полное отсутствие жизненных сил.
Слайд 10Основой картины Репина стало историческое событие 1676 года. Тогда Казаки
вольной Запорожской Сечи охраняли страну от турок. Султан Махмуд IV
прислал запорожским казакам письмо, где предлагал сдаться ему без сопротивления. Желая устрашить казаков, турецкий султан привел в заглавии письма множество своих званий. Казаки же лишь рассмеялись над напыщенным стилем письма. Ну и написали свой, весьма едкий ответ султану.
Картина вышла динамичной, однако её композиция при этом кажется уравновешенной. На переднем плане полотна – запорожские казаки, которые собрались за столом, сколоченным на скорую руку. Часть фигур художник как бы «срезает», позволяя зрителю мысленно «раздвинуть» панораму картины. На заднем плане видны костры и палаточный городок.
В картине не найти главного героя, здесь представлены многие запорожцы, и каждый из них по-своему колоритен. Каждый выписан с такой тщательностью, словно художник создавал только его портрет.
Дружно сочиняют товарищи по оружию своё послание. Писарь же ехидно улыбается и, прищуриваясь, выводит на бумаге весёлые словечки, которые наперебой подсказывают ему другие казаки, радуясь своим же метким выражениям. Эмоции, испытываемые персонажами картины, словно выплескиваются на зрителя. Кажется, что полотно искрится безудержным весельем. И в каждом из персонажей можно угадать и удаль, и героический дух, и независимость. В этом и состоит великая сплоченность и сила товарищества казаков.
Слайд 11ГЕ НИКОЛАЙ НИКОЛАЕВИЧ (1831-1894)
Слайд 13Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе» считается одной из
лучших картин великого русского художника Николая Николаевича Ге (1831-1894). Картина
написана в 1871 году, холст, масло. Картина говорит сама за себя. В центре сюжета находится Петр I и его сын царевич Алексей.
Во всей картине чувствуется взаимное несогласие двух царских особ. В семейной драме преобладает отец Петр I, который всей своей позой вызывает особые ощущения упрёка и отторжения. Петр смотрит на своего сына строго и с большим осуждением. Его фигура, которая повернута чуть в сторону от Алексея, говорит о том, что он даже слышать не желает доводы своего сына, которые побудили его на противодействие отцу. Фигура царевича выглядит растерянно. Алексей поник и полностью ушёл в себя. Петр I потерял в лице сына своего наследника и полон негодования от того, как с ним поступил царевич Алексей.
Царевич Алексей воспитывался матерью Евдокией Лопухиной, которая была противницей преобразований Петра I. Воспитываясь в такой среде, Алексей и сам стал противником своего отца. Ещё большую обиду он затаил, когда Петр сослал его мать в Суздальский монастырь. Как враг и заговорщик своего собственного отца, он бежал из России, а когда был возвращён, то был объявлен преступником, осуждён и предстал перед Петром I именно в таком обличье. Этот сюжет и изобразил на своей картине Николай Ге. Картина была написана к 200-летию со дня рождения Петра I. Сам художник говорил: "Я чувствовал везде и во всем влияние и след петровской реформы. Чувство это было так сильно, что я невольно увлекся Петром и, под влиянием этого увлечения, задумал свою картину "Петр I и царевич Алексей".
Слайд 16Суриков написал полотно «Меншиков в Березове» в середине 1883 года.
За счет этого он стал называться не только художником, но
и живописцем-историком. Ему удавалось с точностью отображать различные исторические события. Так, на картине «Меншиков в Березове» изображен один из самых сильных сподвижников Петра I – Александр Меншиков. Этот человек существовал на самом деле. Из истории известно, что после того, как умер Петр Великий, у Меншикова отобрали все полученные ранее награды, после чего его с семьей отослали в Сибирь, а точнее в город Березов.
Художник изобразил маленькое, тесное, неуютное помещение, в котором приходится коротать свои дни не только Александру, но и всем его близким. Эта комната больше напоминает тюремную камеру, нежели домик для большого семейства. Потолок очень низкий, поэтому передвигаться здесь высокому человеку (а таким как раз и был Меншиков) довольно сложно. Через маленькое окошко в дом почти не поступает свет. Старшая дочка Меншикова склонилась над книгой, чтобы увидеть хоть что-то. На полках – несколько икон.
Из-за тесноты ограничиваются некоторые движения людей, которые находятся в данной комнате. Лица всех очень печальные. Этим Суриков как бы подчеркивает безысходность человеческой судьбы. Даже колорит картины повышает создавшуюся напряженность. Здесь нет ярких красок, что еще больше подчеркивает подавленность настроения Меншикова.
Слайд 18В центре картины видна боярыня, богато одетая, в шубе из
бархата, которая едет на санях-розвальнях.
Её черты лица суровы и бескровны,
лихорадочный блеск в глазах, показывает тяжесть его положения. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой вверх рукой, она показывает, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её, а народ сочувствует ей и переживает её трагедию. Некоторые кланяются ей, а некоторые в толпе считают её сумасбродкой.
Одетый убого и грязно, юродивый, провожает женщину с жалостью. Играя на контрасте разных судеб, художник изобразил в толпе обутых и одетых горожан, одетого в убогое и грязное одеяние юродивого, провожающих боярыню в последний путь. Среди персонажей картины, художник изобразил себя в роли странника, скитающегося по сёлам и городам.
Справа возле Морозовой её провожающая сестра, покрытая белым платком с вышивкой, одухотворённая повторить аналогичный поступок. На картине много русского народа, среди которых недовольные и сочувствующие её поступком, злорадно смеющиеся ей в след. Замечательно выражено ощущение природы: глубокий след оставленный от полозьев на рыхлом снегу, влажный зимний день, грязный снег.
Слайд 19Портрет Н. Д. Дмитриева-Оренбургского работы
И.Н. Крамского
Слайд 21Картина Николая Дмитриева-Оренбургского «Стрелецкий бунт» написана в 1862 году.
Одно из
центральных мест на картине занимает образ святейшего Патриарха Московского и
всея Руси Иоакима. Это он выходит на крыльцо с крестом и поднятыми руками, желая остановить толпу стрельцов и защитить наследников престола.
Художнику удалось изобразительными средствами обнажить сложный процесс решения вопроса о наследовании российского престола.
Большинство боярской думы и патриарх Иоаким склонялись в пользу более «перспективного» Петра, и 27 апреля 1682 года — в день смерти Фёдора Алексеевича — Пётр был провозглашён царём.
15 мая 1682 года разнесся слух, что Нарышкины задушили царевича Ивана. Толпы стрельцов двинулись в Кремль, смяли охрану и прорвались к царскому дворцу. Навстречу им на крыльцо вышла царица Наталья Нарышкина с Петром и Иваном.
Иван боязливо прижимается к сестре, растерянно оглядывает людей на площади, недоумевая, зачем они здесь собрались. Петр же, напротив, держится уверенно и бесстрашно. В его взгляде – явное недовольство в адрес зачинщицы мятежа Софьи.
Слайд 23памятник Минину и Пожарскому Мартос Иван Петрович.
Посвящён Кузьме Минину и
князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому, руководителям второго народного ополчения во время
польской интервенции в Смутное время, и победе над Польшей в 1612 году.
Слайд 24Якоби Валерий Иванович (1833 - 1902)
Слайд 26Художник Валерий Якоби в своей картине «Ледяной дом» также обратился
к одному из самых, пожалуй, печальных эпизодов русской истории и
рассказал об истории шутовской свадьбы в так называемом Ледяном дворце. Картина переносит зрителя в страшные времена правления царицы Анны Иоанновны, которая вместе с любимцем Бироном нагоняла страху доносами, казнями, пытками, ссылками и зверскими сумасбродными увеселениями. Один из историков писал: "Лихие ветры качали великую страну, забирали тысячи жизней, возводили и низвергали веселых фаворитов".
Вот и эта «шутка» императрицы была более чем жестокой, ведь предназначался ледяной дом для свадьбы шута Анны Иоанновны Кульковского с «барской барыней» Подачкиной.
Построен он был на масленой неделе 1739 года в Петербурге на площади между Адмиралтейством и Зимним дворцом. Все внутреннее убранство, вплоть до игральных карт и цветов, а также баня, пушки, фигуры дельфинов и слона перед домом были вылиты изо льда. Брачное ложе для новобрачных также было устроено на ледяной кровати.
Свадебные торжества были пышными, поистине «ярмарочными», в них принимала участие сама императрица Анна Иоановна, а также представители многочисленных народностей России в национальных костюмах. По окончании пира устроенного в манеже Бирона, новобрачные снова были отвезены в ледяной дом, где их заперли до утра.
Художник Якоби рассказал об этом курьезном, но абсолютно реальном историческом факте: утром шутовская процессия, явилась приветствовать «молодоженов», оставленных на ночь в Ледяном доме и чуть не замерзших, ведь зима в тот год была поистине лютая...
Слайд 27
Константин Дмитриевич Флавицкий
Слайд 29Картина Константина Флавицкого «Княжна Тараканова», которую видел любой побывавший хоть
раз в Третьяковской галерее.
Любого поразит драматизм и натуральность этого произведения,
в основу которого положена реальная история, произошедшая во времена Екатерины II. Таракановыми называли всех незаконнорожденных детей Елизаветы Петровны, но на картине изображена не просто дочь царицы, которой никогда не было суждено стать наследницей, а самозванка, выдававшая себя за таковую! Назвавшаяся Елизаветой Владимирской она довольно долго жила в Италии, убедив всех в своем родстве с царской династией. Но, спустя время, Екатерины II узнала об обмане, и самозванку посадили под арест в Петропавловскую крепость, где она и погибла, а ее гибель обросла легендами.
Одно из предположений было таковым, что во время разлива Невы камера девушки была полностью затоплена. Эта легенда приглянулась Флавицкому благодаря своему драматизму, и именно ее он выбрал сюжетом своей знаменитой картины.
На картине мы видим Тараканову, стоящую на почти ушедшей под воду кровати, на которую в надежде спастись забираются крысы. Она, в отличие от них, прислонилась в полной безысходности к стене и, закрыв глаза и направив лицо к небу, ждет своей неминуемой участи. О чем она думает? Скорее всего – раскаивается, жалеет непрожитую жизнь. Основа картины – сильные контрасты, как цветовые, так и в деталях: роскошное прошлое, в котором «княгиня» ни в чем себе не отказывала, и от которого осталось лишь роскошное платье, противопоставлено сущности унылого настоящего