Слайд 1Искусство полиграфии
poly – много
grafo - пишу
Слайд 2ПОЛИГРАФИЯ
техника многократного получения одинаковых изображений (оттисков) путем переноса красочного
слоя с печатной формы на бумагу или другой материал
Слайд 3Основные
процессы полиграфии
набор
изготовление печатной формы
печатание
брошюровочно-переплетные работы
Слайд 4Способы размножения
текста и иллюстраций
высокая печать
глубокая печать
плоская печать
Слайд 5Высокая печать
Самый старый способ
Печатающими являются рельефные элементы печатной формы,
возвышающиеся над непечатающими (пробельными) элементами
Печатание осуществляется, когда печатающая поверхность, покрытая
краской, прижимается к бумаге.
Слайд 6Глубокая печать
Печатающие элементы печатной формы заглублены
Краска наносится на всю поверхность формы,
а затем стирается так, что остается только в углублениях, соответствующих изображению.
Когда
к форме глубокой печати прижимается бумага, краска переходит из углублений на бумагу подобно влаге, впитываемой полотенцем.
Слайд 7Плоская печать
Печатающие и пробельные элементы формы расположены на одном уровне
Метод основан на различиях
в смачиваемости разных участков поверхности (поверхность формы химически обрабатывается так, что
печатающие элементы смачиваются краской, а пробельные ее не принимают)
Виды - офсетная печать и литография
Слайд 8Ручной набор
Самый старый вид набора
Для каждой буквы алфавита используется отдельная
типографская литера (металлический брусок, на верхнем торце которого имеется рельефное изображение
буквы)
Из литер вручную составляют слова, фразы, абзацы и т.д.
Слайд 9Машинный набор
Выполняется на специальных наборных машинах
Машины не производят набор типографского
шрифта, а отливают шрифт из расплавленного металла
Слайд 10Преимущества машинного набора перед ручным
Быстрота выполнения
Простота набора
Не изнашивается шрифт, поскольку
при машинном наборе он каждый раз отливается заново
Слайд 11Печать иллюстраций
Клише - специальные формы высокой печати.
Это твердые печатные
формы, которые могут изготавливаться вручную, но чаще выполняются фотомеханическими и электромеханическими методами.
Слайд 12Виды клише
штриховые
полутоновые
комбинированные
Слайд 13Штриховые клише
Применяются для воспроизведения рисунков, выполненных пером, рукописного текста, чертежей,
графиков и других аналогичных оригиналов, состоящих из линий и сплошных темных участков
При фотомеханическом
методе изготовления воспроизводимую иллюстрацию фотографируют и полученный негатив помещают на металлическую пластину, покрытую растворимым в воде фоточувствительным материалом. Свет от мощной лампы, проходя через прозрачные участки негатива, вызывает затвердевание покрытия. Покрытие же под непрозрачными участками негатива сохраняет растворимость в воде и вымывается, оставляя чистую металлическую поверхность. После этого всю поверхность пластины подвергают воздействию кислоты, но травление происходит только на участках, не защищенных, в результате чего и возникает необходимый рельеф.
Слайд 14Полутоновые клише
Поскольку печатная машина может наносить лишь ровный слой краски,
для передачи полутонов изображение на иллюстрации фотографическим методом разбивают на отдельные точки,
размер которых изменяется в зависимости от интенсивности тона в том или ином месте.
На темном участке изображения растр дает крупные темные точки, а на светлом — мелкие, более удаленные друг от друга.
На основе полученного негатива изготовляется клише таким же способом, как и штриховые клише.
Слайд 15Комбинированные клише
необходимы для воспроизведения иллюстраций, подобных, например, рисунку пером с наведенными
тенями
используются элементы обоих указанных выше способов изготовления клише
Слайд 16Офсетная печать
необходимо фотографическое преобразование изображения набранного материала в прозрачное изображение на пленке
выполненный
шрифтовой набор сначала фотографируется, а затем полученный пленочный негатив используется
как диапозитив для переноса изображения набора на материал, покрытый светочувствительным слоем, который изготовляется из металлической фольги толщиной 0,01-0,05 мм
Слайд 17Глубокая печать
процесс печатания с сотовых красочных ячеек, химически вытравленных вглубь от поверхности
медного, чугунного, стального или алюминиевого цилиндра (на один квадратный сантиметр площади
цилиндрической поверхности металлической печатной формы приходятся тысячи таких ячеек)
Слайд 18Процесс глубокой печати
перенос на фотопленку изображения
вытравливание участков изображения на необходимую глубину
(от глубины ячейки зависит количество заполняющей ее краски, а следовательно, и тон (градация серого)
на данном участке печатаемого изображения)
Слайд 19Брошюровочно-переплетные процессы
Разрезка отпечатанных листов до нужного размера на одноножевых бумагорезальных машинах
Фальцовка -
сгибание отпечатанных листов в тетради заданного формата (может выполняться вручную и на автоматических
машинах)
Брошюровка – переплет листов
Слайд 20Виды брошюровочно-переплетных работ
изготовление книг в жестких переплетных обложках,
изготовление книжно-журнальных изданий
в мягких обложках
механическое скрепление тетрадей (спиралью, кольцами, скобами и т.д.)
Слайд 21Книжная графика
создание иллюстраций для книг
разработка общего художественного оформления книг
Слайд 22Требования к иллюстрации
Соответствие характеру и стилю литературного произведения
Эмоциональная выразительность
Композиционная организованность
Учет
способа печати книги
Соответствие назначению книги
Слайд 23В каких случаях уместны такие иллюстрации?
Какие художественные образы они создают?
Опишите их художественные особенности.
Слайд 24В каких случаях уместны такие иллюстрации?
Какие художественные образы они создают?
Опишите
их художественные особенности.
Слайд 25В каких случаях уместны такие иллюстрации?
Какие художественные образы они создают?
Опишите
их художественные особенности.
Слайд 26В каких случаях уместны такие иллюстрации?
Какие художественные образы они создают?
Опишите
их художественные особенности.
Слайд 27Творческое задание
Создайте иллюстрацию к любому литературному произведению
Слайд 28Домашнее задание
Уметь объяснить требования к созданию иллюстраций