Слайд 1 Жостово
Промысел расписных металлических подносов
Слайд 2 Жостово
История жостовского промысла восходит к началу XIX в.,
когда в ряде подмосковных сел и деревень бывшей Троицкой волости
(ныне Мытищинский район Московской области) – Жостове, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других – возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Слайд 3Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная
в конце XVIII в. в селе Федоскине, в 7 км
от Жостова. Открывая в начале XIX века в Жостове мастерскую по производству изделий из папье-маше, купец Филипп Никитьевич Вишняков и не подозревал, что основал новый промысел, которому суждено будет со временем войти в число уникальных очагов русской народной культуры.
Слайд 4. Наряду с табакерками и другими небольшими предметами- портсигарами, кошельками, коробочками
и другими, в 1830-1840-х гг. в отдельных мастерских стали изготавливаться
и подносы, овальные или круглые, орнаментированные довольно скромно – чаще всего лишь золотыми бордюрами.
Слайд 5Поначалу и украшавшая их живопись была одинаковой - пейзажи, писанные
с гравюр и картин, летние и зимние тройки коней, чаепития
за столом. Помещённые на черном фоне в центре поля хорошо читались силуэтами фигур, локальными цветовыми пятнами. Материалом для них служило папье-маше.
Слайд 8. В Жостове сложилось самобытное искусство декоративной живописи, вобравшей в себя
традиции народных росписей на бытовых предметах и станкового живописного натюрморта,
по-своему понятого и переработанного народными мастерами.
Слайд 9. В 1830-е годы подносы в стали делать из металла.
На мысль о замене папье-маше на более прочный материал жостовцев
навели подносы Нижнего Тагила, знаменитого ещё в XVIII веке центра их производства. В XIX веке в Тагиле делали подносы, украшенные растительным орнаментом, характерным для предметов уральской народной расписной утвари. Постепенно железные подносы вытеснили табакерки и другие «бумажные» поделки из мастерских Троицкой волости.
Слайд 10В 1928 году была основана артель, ныне Жостовская фабрика декоративной
росписи. Но уже к середине XIX века сложился самобытный художественный
стиль жостовских мастеров.
Подносы изготавливались из обычного листового железа.
Слайд 11Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их
поверхность безукоризненно ровной, затем расписывают масляными красками и покрывают сверху
несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись.
Слайд 12Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты и бытовые сценки
из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий.
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором.
Слайд 13Роспись каждого подноса своеобразна и неповторима, ибо выполняется без каких
бы то ни было образцов. За подкупающей лёгкостью и непринуждённым
артистизмом письма, кроется огромное мастерство, выработанное поколениями талантливых в прошлом безвестных крестьянских художников.
Слайд 14Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время
работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает
его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса.
Слайд 15. У жостовцев розы всегда яркие, крупные, сочные. Встречаются также
тюльпаны, маки, георгины и более скромные цветы – ландыши, анютины
глазки. Букет из скромных цветов, как правило, окружается цветочками помельче, словно связанными небольшими веточками и листочками.
Слайд 22Мастера из Жостова пишут исключительно по воображению – образцов нет.
Зато есть правила, передаваемые из поколения в поколение, связанные с
целым рядом очень прочных жостовских традиций
Слайд 26 Азам росписи здесь начинают обучаться с детства, и лишь
годам к семнадцати молодой мастер овладевает всеми приемами кистевого письма.
Оно удивительно гармоничным образом совмещает в себе все оттенки цветов – красного, желтого, голубого, синего, зеленого, фиолетового. И в результате получается такое мощное многоцветье, что глаз не оторвать!
Слайд 27Преданность мастеров искусству и поглощенность своим творчеством заражают молодых, что
способствует наследованию мастерства новыми поколениями, а значит, открывает пути дальнейшей
жизни промысла.
Слайд 33Презентацию подготовила
учитель изобразительного искусства Карнаухова.В.С.