Слайд 1Подготовила: учитель ИЗО и МХК
Ярлычева Анжела Антоновна
МБОУ СОШ №3
г. Осташков,Тверская обл
Резные иконы России.
Слайд 2Используемые интернет ресурсы:
www,livemaster,ru
www,iskusstvu,ru
ru,wikipedia,org
http://yandex.ru/clck/jsredir
Слайд 3История русской резной иконы.
Традиция изготовления резных икон пришла на Русь
в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные
изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой для русичей религии обеспечивала спрос на предметы культа.
Слайд 4Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных
икон, малое количество местных иконописцев. Все это делало резную икону
все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки , мощевики. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями .
Слайд 7Нет лишних, ненужных деталей. А какая роспись: и гармоничные цвета,
и декоративность. Время добавило художественности этим произведениям: потертости, цвета стерлись
и обобщились, и фактура дерева просвечивает сквозь краски. Черные стали менее контрастными, синие и зеленые стали теплыми. И ещё в них есть главное — душа!
Великомученица Параскева Пятница 18 в.
Слайд 9
Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и
держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение
делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной <рези на дереве>: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников. Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств и независимом в своих суждениях Русском Севере и чтящей древние заветы Сибири.
Слайд 11Новообращенным христианам из числа коренных народов деревянные идолы были хорошо
знакомы, их они воспринимали и чтили, как богов, а вот
обычные плоские образа уважения у них не вызывали. Бывали случаи, когда местные племена соглашались креститься только вместе со своим тотемом. Ну и что прикажете делать православному священнику, исполняющему свой миссионерский долг в таких условиях? Приходилось считаться.
Слайд 12Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее,
богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях
Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII -XVI, XVII, XVII,XIX веков. Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью.
Слайд 13Так тихо, негласно появились в православных храмах скуластые деревянные Богородицы,
Иисусы в финно-угорских охотничьих костюмах, Николы Можайские с раскосыми глазами.
Местные священники чтобы удержать в своем приходе капризных и своевольных неофитов, совсем недавно бывших язычниками, в ответ на высочайшие циркуляры и запреты отмалчивались, уклонялись от прямых ответов на запросы, лишь задвигая подальше от глаз проверяющих в темные ниши, на колокольни и плохо доступные приделы эти удивительные произведения деревянной рези
Слайд 14Так побеги русской православной резьбы была привиты на крепкий ствол
обычаев, традиций и фольклора коренных северных и сибирских народов, дав
жизнь новым поколениям уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву. Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря.