Слайд 2Василий Дмитриевич Поленов
Поленов Василий Дмитриевич [20.5(1.6).1844, Петербург, — 18.07.1927,
усадьба Борок, ныне Поленово Тульской области] — русский живописец, действительный
член Петербургской Академии художеств (1893), народный художник России (1926).
С конца 1870-х годов большое место в творчестве Поленова занимает пейзаж.
Слайд 6Картина Зима. Имоченцы. 1880
Слайд 9Картина На лодке. Абрамцево. 1880
Слайд 11Поленов вспоминал: «Я ходил искать квартиру. Увидал записку, зашел посмотреть,
и прямо из окна мне представился этот вид. Я тут
же сел и написал его».
На картине запечатлен стародавний уклад московского неспешного быта, провинциальность заброшенной, в сравнении с чиновным Петербургом, столицы. Ведь эту городскую дворянскую усадьбу Поленов подглядел в самом центре первопрестольного града, совсем рядом с Арбатом.
Он создает впечатление, что зритель сидит, — как это любят делать обыватели, — поглядывая из своего окна. Куда-то свояченица направилась, чего-то на лошади привезли. А заодно за детьми и курами приглядеть. Вон соседский мальчик плачет до крика.
Композиционная выверенность картины в соединении с ее светоцветовой насыщенностью позволили создать завершенный художественный образ.
При этом Поленов не утратил непосредственности первого впечатления, обаяния первого взгляда из окна нанимаемой московской квартиры.
Слайд 13Исаак Ильич Левитан родился 30 августа 1860 года в небольшом
литовском городке Кибарты Ковенской губернии.
Отец его был мелким служащим, семья
была большой и жила небогато. В начале 70-х годов Семья Левитана переезжает в Москву, затем скоропостижно скончалась мать Исаака, а спустя непродолжительное время умирает и отец.
В тринадцатилетнем возрасте Левитан поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. В сентябре 1876 года Левитан обучается в пейзажной мастерской А. К. Саврасова, а позже его учителем становится В. Д. Поленов.
Исаак Ильич Левитан
Слайд 17Заросший пруд (фрагмент)
1882 год
Слайд 18Осенний день в Сокольниках
1879 год
C «Осеннего дня» начинаются творческие искания
И. И. Левитана, который приведут его к пейзажу, получившему впоследствии
название «пейзажа настроения». Уже в эту раннюю картину художник сумел вложить личные эмоции и грустную лирическую интонацию. По длинной осенней аллее, усыпанной жухлыми листьями, бредет одинокая женщина, и по ее походке, фигуре, опущенному взгляду можно догадаться о ее нерадостном настроении, ущемленности, печали. Приглушенный, сумрачный колорит сентября звучит в унисон ее состоянию. Это была первая осенняя картина И.И. Левитана, где блеклая природа отдавала свое последнее сырое тепло, вызывая грустное сочувствие зрителей героине.
Слайд 19Сезон беспомощных людей
и опустевших дач.
Сезон скорбей и неудач
бьет моросью по лицам
без передышки,
как будто раненная птица
в руках мальчишки.
Сезон разлада и дождей,
сезон страстей и листопада.
Сентябрь.
Слайд 20Владимирка. 1892
Куда ведет этот нескончаемый проторенный большак под гнетом
свинцового неба? К пересылочной тюрьме во Владимире, а дальше по
«колесухе» в Сибирь на каторгу — к горькой разлуке, к беспощадным испытаниям, к унылой неволе.
Слайд 21Владимирка — начальный каторжный этап, по которому арестанты, гремя кандалами,
шли до пересылочной тюрьмы во Владимире, а дальше путь лежал
в Сибирь. (По злой иронии в советское время Владимирку переименовали в «Шоссе энтузиастов».)
Художник с помощью низкого горизонта создает ощущение нескончаемости тяжкой дороги, уходящей в неведомую даль. Одинокая фигурка калики перехожего у голубца с иконой — песчинка в бескрайней и горестной России. Но там, в беспредельном далеке, то ли как ориентир, то ли как символ надежды белеет маленькая сельская церквушка.
Безнадежное настроение живописец усиливает цветовой гаммой: он строит ее на холодных тонах поблекшей травы и сумеречного неба. Левитан свободным мазком точно передает уходящие в глубину свинцовые облака. Тревожный серый горизонт и сгущающееся небо предвещают непогоду и злоключения.
Сам Левитан относился к своей картине по-особому: видимо, она вызывала в нем гражданские чувства. Постоянно испытывающий безденежье, всю жизнь нуждающийся, он эту картину, одну из лучших, подарил Третьяковской галерее, не считая возможным взять за нее плату.
Слайд 22Озеро. 1899—1900
Над картиной «Озеро», ставшей последним его произведением, Исаак
Левитан работал более двух лет. Живописец придавал ей большое значение,
так как в этом полотне он стремился суммировать не только свои собственные творческие искания, но и общие тенденции развития русского пейзажа 1870—1890-х годов.
Слайд 23В «Озере» обобщено представление художника о родной земле, о торжественной
и в то же время простой и ясной ее красоте.
Спокойно и величественно большое озеро. По его уходящим в даль берегам расположены крестьянские избы, пашни, погосты с белыми церквами и колокольнями, с кущами осенних берез. По небесной лазури медленно плывут гряды облаков. Их ясно ощущаемый полет подчеркивает беспредельность русских просторов.
Картина была приобретена Императорским Русским музеем с посмертной выставки произведений художника в 1901 году.
Слайд 24Куинджи, Архип Иванович (1842, пос. Карасевка около Мариуполя — 1910,
Петербург), — живописец. А. И. Куинджи родился в семье грека-сапожника,
занимавшегося также хлебопашеством. В 1845 году отец, а вслед за ним мать умерли. Осиротевшие дети попеременно воспитывались у брата и сестры отца.
Куинджи посещал городскую школу, где, по воспоминанию одного из товарищей детства, учился плохо, но постоянно рисовал. В девятилетнем возрасте, получив начальное образование, он работал у строительного подрядчика, затем комнатным мальчиком у хлеботорговца. Знакомый последнего, хлеботорговец Дуранте, заметив любовь Куинджи к рисованию, посоветовал ему отправиться в Крым к И. К. Айвазовскому.
Куинджи Архип Иванович
Слайд 26В «Березовой роще» художник добился необычайного декоративного эффекта, создал образ
возвышенного, сверкающего, лучезарного мира. Радостно-томительный солнечный день запечатлен в картине
в чистых, звучных красках, блеск которых достигнут контрастным сопоставлением цветов. Срезав верхним краем картины кроны берез, Куинджи оставляет в центре отдельные попавшие в поле зрения зеленые ветви. Они рисуются легким узором на фоне более темной зелени дальних деревьев, благодаря чему еще более обостряется ощущение яркого солнечного света. Необычную гармонию придает картине зеленый цвет, проникающий в голубой цвет неба, в белизну березовых стволов, в синеву ручья.
Слайд 27Березовая роща. 1901
Используя световые эффекты и интенсивные цвета, палитра
которых сводилась к нескольким главным тонам, Куинджи добивался необычных иллюзионистических
эффектов.
Слайд 28Куинджи А. И. Облако. 1895. Самарский художественный музей
Слайд 29Настроение полной гармонии, созерцательного успокоения сумел воплотить Куинджи в своей
этюдной крымской работе. Радостна и чиста густая лазурь, среди которой
клубится излюбленное «куинджевское облако», поднимающееся вертикально ввысь, пышное и светящееся. Тихая и покойная глубина звучит в этом очаровательном солнечном дне, проведенном на берегу Черного моря.
Слайд 31В «Радуге», одном из самых своих значительных произведений, Куинджи стремился
запечатлеть красоту природы, величие мирозданья. Согласно Библии, после Великого потопа
Творец повесил на небесах свой лук, — радугу, — знак того, что другого потопа не будет.
Народ помнит о своих ценностях. Вся культурная Россия знала Куинджи — большого, самобытного художника. Он устремлялся в будущее, когда писал приволье русских степей, величавые струи Днепра, когда грезил о сиянии звезд. Вокруг имени Куинджи всегда было много таинственного. Верилось в особую силу этого человека. Художник удивлял необычайной силой цветовых эффектов, достигая предельной реалистичности света и глубины пространства.
Слайд 32Украинская ночь. 1876
В произведениях А. Куинджи отсутствуют отвлекающие детали,
мелочные частности — рождается цельное впечатление загадочной красоты природы.
Слайд 33И. И. Шишкин был выходцем из купеческой семьи. Его отец,
человек образованный, интересовался историей и археологией родного края. Он хотел
дать сыну хорошее образование. Когда юному Шишкину было двенадцать лет, отец отвез его в Казань в гимназию. Но гимназию будущий знаменитый пейзажист не окончил: против воли родителей он бросил ее ради профессии художника.
Иван Иванович Шишкин
Слайд 35Быть может, самая популярная картина Шишкина — «Утро в сосновом
лесу». В ней он стремится передать очарование нетронутой девственной природы,
поэтизируя жизнь леса.
Медведи написаны другом художника К.А. Савицким. Они получились столь удачно, что Савицкий даже расписался вместе с Шишкиным на картине. Однако П.М. Третьяков, купив картину, снял подпись. Он утвердил авторство одного Шишкина. Ведь в картине, говорил меценат, «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Слайд 37Сосновый бор. Мачтовый лес в Вятской губернии. 1872
Слайд 42http://www.rubricon.com
http://bibliotekar.ru/kPolenov/index.htm
http://bibliotekar.ru/rusLevitan/index.htm
http://gallery.itdevelop.ru/galery/inc/ui/image.php?id=30
http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan100.html
http://www.abcgallery.com/L/levitan/levitan72.html
http://www.art-catalog.ru/art_picture.php?id_picture=6&id_artist=1&is_master=Левитан
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0221/main_pics.htm
http://www.elibron.com/english/other/img_detail.phtml?msg_id=53095
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0200/p0200.htm
http://www.centre.smr.ru/win/pics/pic0185/main_pics.htm
http://www.elibron.com/english/other/img_detail.phtml?msg_id=53062
http://www.abcgallery.com/S/shishkin/shishkin51.html
http://www.abcgallery.com/S/shishkin/shishkin12.html
http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=184
http://www.picture.art-catalog.ru/picture.php?id_picture=177