Слайд 1Архитектурный облик
Древней Руси
Слайд 2Несмотря на прогресс в наше время и постоянно совершающиеся открытия,
о зодчестве древних славян до нас дошло очень мало фактов.
Все это потому что в те времена в основном все сооружения строились из дерева, а так, как этот материал недолговечен, то основные исторические памятники не сохранились.
Слайд 3Из дерева строились не только жилые дома крестьян, но и
крепостные стены, боярские терема, княжеские дворцы, церкви. Основной элемент любой
деревянной конструкции - бревно - определял и пределы, и возможности творческого поиска строителя, какое бы он здание ни строил - простейший четырехугольный сруб крестьянской избы или сложные объемные композиции княжеских ансамблей и шатровых церквей.
Слайд 5История архитектуры Древней Руси
История архитектуры Древней Руси началась с создания Киевского государства
и закончился этот этап лишь с появлением Российской Империи. Первыми
храмами считаются Новгородские, Киевские и Владимирские. Расцветом архитектурного зодчества считается период правления Ярослава Мудрого (XII век). В XIII веке развитие церковной архитектуры на Руси замедляется, это связано с появление татаро-монгольского ига. И в XV веке, уже во времена правления Ивана III вновь наступает бурное развитие архитектурного зодчества.
Слайд 6Собор Святой Софии в Новгороде
Собор построен из смешанного материала –
каменного и кирпичного. Его конструкция строго симметрична, а также в
нем нет галерей. Изначально, стены этого собора не подвергались побелке. Это связано с тем, что славянские архитекторы в первую очередь ориентировались на византийские конструкции, в которых предпочтение отдавали мозаичной и мраморной облицовке. Чуть позднее мозаики были заменены на фрески, а мрамор на известняк.
Слайд 7Каркас композиции внешне выглядит как крестово-купольный храм с пятью нефами.
Такой тип конструкции присущ только храмам, построенным в XI веке.
В
соборе Святой Софии было сконструировано несколько иконостасов, а точнее, их было три. Основные иконы, находящиеся в соборе: икона Божьей Матери «Знамение», Евфимий Великий, Антоний Великий, Савва Освященный, Тихвинская икона Богородицы. Удалось сохранить остатки святых книг, из них самый уцелевшие – это шесть книг: княгини Ирины, князя Владимира, князей Мстислава и Федора, архиепископов Никиты и Иоанна.
Фигурой в виде голубя украшен крест центрального купола, что является символом Святого Духа.
Слайд 9Церковь Покрова на Нерли
Один из выдающихся памятников архитектуры Древней Руси.
Церковь целиком выполнена из камня и считается вершиной творчества белокаменного
зодчества. Построена она была в 1165 году, по приказу князя Андрея Боголюбского, в честь его погибшего сына, который был убит булгарами. Храм возведен во Владимирской области, на междуречье рек Нерль и Клязьмы.
Слайд 10
Конструкция церкви довольно-таки проста. Она состоит из четырех столп, крестообразного
купола и трех апсид. Это одноглавая церковь с изысканными пропорциями,
за счет которых издалека кажется, словно храм парит в воздухе.
Церковь Покрова на Нерли внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 11Собор Святой Софии в Киеве
В храме расположено огромное количество мозаик
с изображениями главных святых. Такие работы выполнены на золотом фоне,
что помогает выгодно подчеркнуть всю насыщенность этих шедевров. Мозаики включают в себя более 177 оттенков. Но имена творческих мастеров, создавших такую красоту, и по сей день остаются неизвестными.
Слайд 12Основные соборные мозаики: Богородица «Нерушимая Стена», Благовещение, Иоанн Златоуст, святитель
Василий Великий.
Помимо, росписей фреской и мозаикой сохранилось большое количество графичных
изображений (граффити). На стенах собора представлено более семи тысяч граффити
Слайд 14Киево-Печерская лавра
Местоположение монастыря – город Киев (Украина). Расположен на побережье
Днепра, на двух холмах. Сначала на месте монастыря была обычная
пещера, в которую приходил священнослужитель Иларион, но когда его назначили Киевским митрополитом, пещера была заброшена. Примерно в это же время в Киев приехал монах Антоний, он нашел пещеру Илариона и остался в ней. Чуть позже над пещерой возвели церковь, а уже в 1073 году ее обделали камнем. В 1089 году ее освятили.
Фрески и мозаики украшающие церковь выполнены византийскими мастерами.
Слайд 17Золотые ворота города Владимир
Композиция была возведена во Владимире, основанием, для
строительства которой был приказ князя Андрея Боголюбского в 1164 году.
Всего было построено 5 ворот, из которых до нашего времени сохранились только Золотые. Они служили въездом в княжескую городскую часть, которая считалась самой богатой. Строительство ворот осуществлялось владимирскими мастерами. Высота триумфальной арки Золотых ворот достегает четырнадцати метров. Основной задачей сооружения была защита города Владимир от набегов. В основу конструкции входила боевая площадка, с которой велся обстрел врагов. Остатки площадки до сих пор находятся в воротах. Войти и сойти с площадки можно было при помощи каменной лестницы, примыкавшей к ней.
Слайд 18Золотые ворота – это символический образ княжеской власти и величия.
Во
время монголо-татарского нашествия многие памятники из Золотых ворот были спрятаны
горожанами. Большинство из них занесены в список ЮНЕСКО и признаны уничтоженными памятниками. В 1970 году в Советский Союз приехала группа японских археологов, с целью расчищения дна реки Клязьмы. По окончании экспедиции были найдены многие предметы, которые археологи считали потерянными. В числе них оказались и драгоценные створки, вынесенные из Золотых владимирских ворот. Хотя эту версию всё-таки больше воспринимают как легенду. Так как исторические факты говорят о том, что у жителей Владимира не было достаточно времени для того, чтобы спрятать реликвии, а тем более вывезти их из города. Если створки и были найдено, то местоположение золотых пластин неизвестно и по сей день.