Слайд 1Проект
«Особенности игр народов Поволжья.
Башкирские народные игры»
Выполнили : Королёва Татьяна Александровна,
Нурутдинова Альфия Равильевна ,
Замалетдинова Эльза Анваровна,
Слайд 2Башкортостан -восточный сосед Татарстана. Входит в состав Приволжского федерального округа,
расположен на западных склонах Южного Урала .Столицей Башкортостана является Уфа.
Башкортостан сравнивают с седлом, накинутым на южную оконечность Уральских гор: одно стремя - в Европе, другое - в Азии. Эта евразийская двойственность отразилась в истории и современности Башкортостана.
Слайд 9
Башкирский национальный костюм
Башкирские народные игры
имеют свою историю . Испокон веков в
них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Суровые условия полукочевого быта требовали серьезной закалки подрастающего поколения, поэтому различные состязания в выносливости стали для башкирского народа органической потребностью. С 4-5 лет башкирского мальчика воспитывал только отец, который, прежде всего, учил его ездить верхом, стрелять из лука, бороться, бегать. Большой популярностью пользовались у детей бег на скорость, игры в жмурки, прятки, игры с мячом, скатанным из шерсти, с палками, в кости.
Слайд 15 Башкирские народные игры
– исторически сложившиеся развлечения, забавы,
зрелища, увеселения, спортивные, танцевальные песенные состязания башкирского народа.
Башкирские народные игры
сформировались в традициях кочевой культуры и связаны с историей башкир, их трудовой деятельностью, бытом и обычаями. Игры воспитывают, развивают в человеке силу, выносливость, ловкость, умения обращаться с людьми, орудиями труда, боевым оружием. Часть игры построено на соперничестве, состязании участников, часть на показе умений, часть преследуют познавательные цели.
Игры разделяются делятся следующие группы:
детские (бег с яйцом, Уксы, Бакыр букэн, куз бэйлэш, гургульдэк, ус куныс, таяк ташламыш, усэт, кул туп, юрта- по своему содержанию похожи на русские игры жмурки, прятки, горелки, лапту и др. ) или взрослые.
•сюжетные с наличием персонажей и ролей («убырлы ҡарсыҡ» — «ведьма», «айыу менән куяндар» — «медведь и зайцы», «йәшерәм яулыҡ» — «прячу платочек») и бессюжетные - состязательные ("Расщепляющая стрела" , "Белый тополь, синий тополь", "Липкие пенечки" и др.).
•игры-танцы с импровизацией поведения животных и птиц: "Игра тетеревов", "Игра кукушек".
•спортивные игры: бег наперегонки (йугереш), бег в мешках, бой с мешками, влезание на намыленный шест, бег с яйцом в ложке, перетягивание тканого полотенца и др. («уҡ атыу» — «стрельба из лука», «күк бүре» — конная игра «серый волк», «тал сабыу» — «рубка лозы», «ҡырҡҡы уҡ» — «расщепляющая стрела», «өс бүкән» — «три пня».
•игры, сопровождающие праздники (каргатуй, сабантуй, майдан, туй) и обряды, посвящённые этапам жизненного пути людей,, связанные с календарными праздниками.
•игры мужские (конноспортивные) или женские.
•игры познавательные.
По месту проведения башкирские игры разделяются на домашние и полевые («түңәрәк» — «хороводы», «яулыҡ сөйөү» — «закидывание платка», «соҡор туп» — «мяч в ямке», «сәкән» — «игра в мяч» и др.).
Проводились состязания в игре на музыкальных инструментах - гармони, думбыре, дунгуре, кубызе, курае. При этом один начинал играть какую-либо мелодию, а следующий - заканчивал.
Слайд 16БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Медный пень (Бакыр
букэн)
Играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
На башкирскую народную мелодию водящий-покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
-Я хочу у вас спросить, можно ль мне ваш пень купить?
Хозяин отвечает:
-Коль джигит ты удалой, медный пень тот будет твой.
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым встает за медным пнем.
Правила игры. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Слайд 17БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Палка-кидалка (Сойош таяк)
Чертится круг диаметром 1,5 м. В
круг кладут палку- кидалку длиной 50 см. Считалкой выбирают пастуха.
Один игрок кидает палку вдаль. Пастух выбегает за брошенной палкой. В это время игроки прячутся. Пастух возвращается с палкой, кладет ее на место и ищет детей. Заметив спрятавшегося, он называет его по имени. Пастух и названный по имени ребенок бегут к палке. Если игрок прибежал раньше пастуха, то он берет палку и опять кидает ее, а сам снова прячется. Если же игрок прибежал позже, то становится пленником. Его может выручить только игрок, который назовет его имя и успеет взять палку раньше пастуха. Когда все будут найдены, пастухом становится тот, кто первым был обнаружен.
Правила игры. Начинать искать игроков можно только тогда, когда палочка найдена и положена в круг. Названный по имени игрок должен сразу выйти из укрытия. Пленника спасает игрок, добежавший до палки раньше пастуха.
Слайд 18БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Липкие пеньки (Йэбешкэк букэндэр)
Три-четыре игрока садятся на корточки
как можно дальше друг от друга. Они изображают липкие пеньки.
Остальные играющие бегают по площадке, стараясь не подходить близко к пенькам. Пенечки должны постараться коснуться пробегающих мимо детей. Осаленные становятся пеньками.
Правила игры. Пеньки не должны вставать с мест.
Слайд 19БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Белая кость»
Правила:
ведущий выбирается по считалке. Участники стоят в шеренге. Ведущий напевает:
Белая кость — знак счастья ключ, лети до Луны,
До белых снежных вершин.
Находчив и счастлив тот, кто тебя вовремя найдет.
Бросает кость за шеренгу.
Никто не оглядывается. Когда кость упадет, ведущий говорит:
Ищите кость — найдете счастье скоро, А найдет его тот, кто быстрее и ловчее.
Нужно найти и незаметно принести кость ведущему. Если кто-то это замечает, дотрагивается до плеча, отбирает кость, бежит к ведущему. Кому удается донести кость, тот загадывает желания — участники исполняют.
Задачи: развивать ловкость, терпение, находчивость, активный интерес к народным играм.
Слайд 20БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Стрелок (Уксы)
Проводятся две параллельные линии на расстоянии
10
- 15 м друг от друга. В середине между ними
чертится круг диаметром 2 м. Один игрок - стрелок.
Он с мячом в руках стоит в кругу. Остальные
игроки начинают перебежку от одной линии
к другой. Стрелок старается попасть в них
мячом. Тот, в кого попал, становится стрелком.
Правила игры. В начале игры стрелком становится
тот, кто после внезапной команды «Сесть!»
присел последним. Момент броска мяча
определяется самим стрелком. Мяч, брошенный
мимо, игроки перебрасывают стрелку. Если игрок
поймал мяч, брошенный в него, то это не считается
попаданием.
Слайд 21БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Стрельба по соломенным бабкам
Стрельба из лука по
связкам соломенных бабок или щиту, составленному из вязанок соломы или
спутанных веревок как один из спортивных элементов национального праздника. Другой ее вариант: стрелу пускают не на соломенную бабку, а просто вдаль. Побеждает тот, чья стрела улетит дальше.
Правила игры. Соблюдать правильный прием стрельбы.
Слайд 22БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Ласточки и ястребы»
Правила: игроки делятся на две команды,
становятся в два ряда спиной друг к другу. Водном ряду
—«ястребы», в другом —«ласточки». Выбирают ведущего. Он ходит и говорит начало слов (ЛА- или Я-), окончание не произносит. Тогда группа, чье название (начало) произнесено, разбегается в разные стороны, другая группа их догоняет. Пойманные считаются пленниками ловящих.
Побеждает та команда, в которой к концу игры окажется больше игроков. Задачи: продолжать развивать интерес к родной природе, к башкирским играм.
Слайд 23БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
«Конное состязание»
Правила: игроки парами встают на линию старта
так, чтобы не мешать друг другу. Игрок-«конь» — руки назад,
вниз, берется за руки с наездником. Кто первый (наездник) прибежит, должен подпрыгнуть, достать узорчатый платок, подвешенный на стойке. Задачи: продолжать знакомить через игры с национальными традициями (скотоводство — традиционное занятие башкир)
Слайд 24БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Уральский мяч
Сейчас в эту игру играют небольшим
резиновым мячом, а раньше играли мячом, скатанным из шерсти.
На игровой
площадке чертят три параллельные линии на расстоянии около 10 м друг от друга: первая линия — это линия бросания мяча, вторая — это средняя линия, третья — это линия обхода.
Игроки делятся на две команды: «пастухов» и «метальщиков» мяча. Первый «метальщик» становится за линией бросания, подкидывает мяч над собой и с силой бьет по нему рукой так, чтобы он отлетел за третью линию. Затем он должен сразу же сам бежать за эту линию и быстро возвращаться назад, за линию бросания. Выбитый им мяч ловят «пастухи». Если они успеют поймать мяч и вернуть его за линию бросания, пока бросавший мяч игрок еще туда не вернулся, то этот игрок должен остановиться на том месте, до которого он успел добежать, когда мяч вернули за линию бросания. Если игрок сумел опередить «пастухов», он получает право на дополнительное выбивание мяча в поле. Затем по мячу бьет следующий игрок из команды «метальщиков». Если все «метальщики» были остановлены в поле, то их строят на специальной линии, которую называют «мостик из одного волоска»: эту прерывистую линию чертят посередине между линией обхода и средней линией. Самый меткий «пастух» (это определяют игроки его команды) становится с мячом на линии бросания и предлагает любому из «метальщиков» по своему выбору бежать в любую сторону. «Пастух» должен будет попасть в бегущего мячом. Если ему это удастся, то все «пастухи» становятся «метальщиками», в случае промаха игра повторяется снова. Правила:
1. «Метальщики» бросают мяч по очереди, не переступая ногой через линию бросания.
2. «Пастухи» могут ловить мяч или поднимать его с земли.
3. Чтобы быстрее вернуть мяч за линию бросания, «пастухи могут передавать его друг другу
Слайд 25КУГАРСЭН (ГОЛУБИ)
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8
метров, вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»). Дети стоят в
кругах («гнездах») напротив друг друга. Водящий - «пастух», с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст:«Гур-гур, голуби Для всех нас одно гнездо»
С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») - бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь» становится «пастухом». Правила: меняться местами можно только тогда, когда пастух произнесет текст три раза.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Слайд 26КУГАРСЭН (ГОЛУБИ)
На площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5-8
метров, вдоль этих линий чертятся круги («гнезда»). Дети стоят в
кругах («гнездах») напротив друг друга. Водящий - «пастух», с закрытыми глазами ходит между шеренг и произносит три раза текст:«Гур-гур, голуби Для всех нас одно гнездо»
С окончанием слов дети меняются местами («гнездами») - бегут в противоположные «гнезда». Пастух открывает глаза и старается занять пустое «гнездо». Оставшийся без «гнезда» ребенок «голубь» становится «пастухом». Правила: меняться местами можно только тогда, когда пастух произнесет текст три раза.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Слайд 27БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Волк и зайцы
Для игры выбираются волк
и водящий. Остальные дети – зайцы. Волк прячется - приседает
на одной стороне площадки, а дети - зайцы стоят на другой стороне площадки , ограниченной чертой. На слова ведущего «зайцы» выходят из дома и прыгают на двух ногах по всей площадке:
Белый заяц, мягкий заяц
в гости к нам пришел.
Ушки – длинные. Короткий хвост.
На сигнал ведущего «Буре» («Волк»)
дети-зайцы прыжками быстро
возвращаются в свой дом, а волк
старается поймать как можно
больше детей. Правила: передвигаться по
площадке можно только прыжками на
двух ногах; убегать в дом только после
сигнала водящего; ловить, касаясь
игрока рукой.
Слайд 28БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Перетягивание каната. Аркан
тартыш
На площадку кладется канат, середина которого отмечена цветной
лентой. По обе стороны от середины площадки чертятся две параллельные линии. Две команды берут канат и становятся с разных сторон. По сигналу начинают тянуть канат в свою сторону. Побеждает команда, которая перетянет канат на свою сторону (т.е. цветная ленточка пересечет линию границы команды). Правила: не отпускать канат из рук.
Слайд 29Спрячь платочек
Дети сидят по кругу, закрыв глаза. Позади
круга ходит
водящий с платочком в руках.
Подходит сзади к каждому играющему и
произносит слова:
Прячу, прячу я платочек под зеленой сосной.
Незаметно положу я кому-то за спиной.
Затем кладет незаметно платочек за спиной
у одного из детей. С окончанием текста все
дети поворачиваются и ищут платочек у себя
за спиной. Тот, у кого платочек, быстро встает
и догоняет водящего. Если догонит, то садится
на свое место, если нет, то водящий занимает
место играющего, а ребенок становится водящим.
Правила: бегать через круг нельзя,
оборачиваться только после окончания текста.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Слайд 30Драчливые петушки
На площадке начерчены круги диаметром 1 м. по одному
кругу на пару. В кругу два ребенка стоят на
одной ноге, придерживая другую ногу рукой. Все произносят слова:
Всю ночь шел снег, накрыл он землю белым одеялом
Почему же наши петушки Стали одноногими?
С этими словами дети-петушки, прыгая на одной ноге и толкаясь плечами, стараются вытолкнуть
соперника из круга. Тот, кто
оказался за кругом, считается
проигравшим. Правила: на один
бой отводится 1 минута; игрок,
коснувшийся земли согнутой
ногой, считается проигравшим.
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Слайд 31БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Уголки Муйуш алыш
По четырем углам площадки стоят
4 стула, на них 4 детей. В центре стоит водящий.
Он подходит по - очереди к сидящим и задает каждому вопрос:
- Хозяйка, можно истопить у тебя баню?
1 играющий отвечает:- Моя баня занята.
2 играющий отвечает:- Моя собака ощенилась.
3 играющий отвечает:- Печка обвалилась.
4 играющий отвечает:- Воды нет.
Водящий выходит на центр площадки, хлопает в ладоши
три раза и кричит: Хоп, хоп, хоп! За это время хозяева
быстро меняются местами. Водящий должен успеть
занять свободный стул. Правила: меняться только после
хлопков водящего. Игра может проводиться и с большим
количеством детей: в этом случае воспитателю следует
составить дополнительные ответы для «хозяев».
БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Юрта (Тирмэ)
В игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют:
Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок.
Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок.
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта.
Правила игры. С окончанием музыки надо быстро подбежать к своему стулу и образовать юрту. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Слайд 33БАШКИРСКИЕ НАРОДНЫЕ ИГРЫ
Курай. (Народное название растения группы перекати- поле,
из него делают народный башкирский духовой музыкальный инструмент, род свирели.)
В центре круга один ребенок, он кураист, ходит в противоположную сторону. Дети, взявшись за руки, идут по кругу, бегут, выполняют притопы на слова:
Услыхали наш курай и собрались все сюда. поиграли с кураистом, разбежались кто куда.
Хай, хай, хай, хай на зеленом, на лугу мы попляшем под курай,
Дети разбегаются по площадке, выполняют движения башкирского танца под слова:
-Ты, курай задорный, веселей играй тех, кто лучше пляшет, выбирай.
Ребенок-кураист выбирает лучшего исполнителя движений, тот становится водящим. Правила: разбегаться только после окончание слов.