Слайд 1Графический портретный рисунок
ТОМАШ ОКСАНА ВАСИЛЬЕВНА
МОУ «Основная
общеобразовательная школа»
с.Высокиничи Жуковского района
Слайд 2 О красоте человеческих
лиц.
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть
лица- подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица,
Закрыты решётками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно…
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица – подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.
Николай Заболоцкий.
I. Портре́т
(фр. portrait, от старофранц. portraire — «воспроизводить что-либо черта в
черту», устар. парсуна — от лат. persona — «личность; особа») — изображение или описание какого-либо человека либо группы людей, существующих или существовавших в реальной действительности в том числе художественными средствами (живописи, графики, гравюры, скульптуры, фотографии, полиграфии), а также в литературе и криминалистике (словесный портрет).
Слайд 4 Настроение, мимика, глаза и руки
Ключевым пунктом успешного портрета является
хорошее владение
рисунком и глубокое знание художником пластической анатомии,
которое
позволит ему грамотно передать внешность и
индивидуальность модели.
Слайд 5Портрет как мемориальное средство: египетские портретные скульптуры, золотые микенские погребальные
маски, фаюмские портреты использовались при погребениях. Сходство требовалось тут в
магически-сакральных целях — чтобы в загробном мире при взаимоотношениях данного тела и покинувшей его души не происходило путаницы и неузнавания.
Функции портрета
Религиозные
Погребальные
Репрезентативные
Мемориальные
Слайд 6Исторический портрет — изображает какого-либо деятеля прошлого и создаваемого по воспоминаниям
или воображению мастера, на основе вспомогательного материала
Посмертный (ретроспективный) портрет — сделан
после смерти изображённых людей по их прижизненным изображениям.
Портрет-картина — портретируемый представлен в смысловой и сюжетной взаимосвязи с окружающими его миром вещей, природой, архитектурными мотивами и другими людьми (последнее — групповой портрет-картина).
Портрет-тип — собирательный образ, структурно близкий портрету.
Костюмированный портрет — человек представлен в виде аллегорического, мифологического, исторического, театрального или литературного персонажа. Различают:
Аллегорический
Мифологический
Исторический
Автопортрет — принято выделять в отдельный поджанр.
Слайд 7Хуго ван дер Гус
(1435/40-1482)
Поклонение пастухов
Слайд 8 Рембрандт
(1606-1669)
«Портрет жены Саскии в образе
богини Флоры», 1634
Слайд 9Диего Веласкес
«Портрет папы
Иннокентия X»
(этюд
головы), 1650.
Когда художник закончил картину, папа воскликнул:
«Тропо веро!» (Слишком правдиво!)
Слайд 10Портреты Эль Греко
(1541-1614)
Портреты были нервны и
напряженны при их подчеркнутом благородстве.
Эль Греко.
«Портрет кабальеро с рукой
на груди»,
ок. 1580
Слайд 11Питер Пауль Рубенс
«Портрет камеристки
инфанты Изабеллы»,
ок. 1625,
Эрмитаж
Слайд 12Фёдор Рокотов
«Портрет неизвестной в розовом платье»,
1770-е годы.
«Портрет
неизвестного в треуголке»
Все портреты кисти Ф. Рокотова узнаются
по улыбке и «сладкому» выражению лица
Слайд 13Валентин Серов
«Девочка с персикам»
(Портрет Веры Мамонтовой), 1887, ГТГ
«Портрет
актрисы Ермоловой».
Слайд 14 Орест Кипренский.
«Портрет гусара
Евграфа Давыдова», 1809.
Картина,
написанная как портрет
конкретного человека,
превратилась в образец
типажа эпохи
Слайд 15 «Купчиха за чаем», 1918.
Полотно представляет собой не портрет,
а скорее
портрет-картину, портрет-тип, причем социальный.
Любопытно, что позировала представительница
интеллектуальной среды — Галина Адеркас, актриса Большого театра
Борис
Кустодиев.
Слайд 16А.С.ПУШКИН
Автопортрет Пушкина пером и тушью трудно назвать
максимально реалистичным, однако
дух он передаёт
По характеру изображения
Парадный (репрезентативный) портрет — как правило, парадный портрет предполагает
показ человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим). В парадном портрете фигура обычно даётся на архитектурном или пейзажном фоне. В зависимости от атрибутов бывает:
Коронационный (реже встречается тронный)
Конный
В образе полководца (военный)
Охотничий портрет примыкает к парадному, но может быть и камерным.
Камерный портрет — используется поясное, погрудное, оплечное изображение. Фигура зачастую даётся на нейтральном фоне.
Интимный портрет — является разновидностью камерного с нейтральным фоном. Выражает доверительные отношения между художником и портретируемой особой.
Техника
Типизация по живописному средству:
карандашные
акварельные
гравированные
живописные (масло, темпера, гуашь)
рельефные (например, на
медалях и монетах)
скульптурные
фотопортреты
сухая кисть (масло, тушь)
Типизация по размеру:
Портретная миниатюра
станковые (картины, бюсты, графические листы)
монументальные
(скульптурный монумент, фреска, мозаика).
Слайд 23По формату (скульптурные):
герма (одна голова с шеей);
бюст (голова
и верхняя часть туловища, примерно по грудь);
статуя (целая фигура,
с головы до ног).
По повороту головы:
в анфас (фр. en face, «с лица»);
в четверть поворота направо или налево;
в пол-оборота;
в три четверти (фр. en trois quarts);
в профиль;
так называемые фр. en profil perdu (буквально утерянный профиль), то есть изображающие лицо с затылка, так что видна только часть профиля.
Слайд 25Миниатюрные портреты
По формату (живописные):
головные(когда изображена только голова)
-погрудные
-поясные
-по бедра
-поколенные
-во весь рост
Слайд 27
Набросок портрета
сэра Томаса Болейна:
цветом проработаны только лицо
и манишка
Позирование
Ганс Гольбейн Младший, рисовал с натуры только лицо, остальную
часть полотна выполняя уже без позирующей модели
Слайд 28«Портрет Пикассо»,
1912
Хуан Грис
Слайд 29
III.Рембрандт
Портреты позднего Рембрандта (1606-1669) открывали драму
внутренней жизни человека
«Портрет старика», 1654
Слайд 32Павел Михайлович Третьяков
Спокойный, немного грустный, Третьяков стоит, скрестив
на груди руки – это была его любимая поза, -
стоит, размышляя о судьбах русской живописи.
А на заднем плане картины?
Картины, картины…собранные им в течение многих лет.
РАБОТА И.Е.РЕПИНА
Слайд 33Дай Бог нам прадедов
наследие сберечь,
Не притупить свой слух там,
где ему все ново,
И, выплавив строку, дождаться
новых встреч
С прозреньем Пушкина и
красками Рублева.
В.Рождественский.