Слайд 1В МУЗЕЯХ ХРАНЯТСЯ НАТЮРМОРТЫ
5 класс
Автор:
Созыкина Татьяна Николаевна
учитель ИЗО
п. Шолоховский
Ростовская область
МБОУ
СОШ №8
Слайд 2Если видишь на картине
Чашку кофе на столе,
Слайд 3Или морс в большом графине,
Или розу в хрустале,
Слайд 4Или бронзовую вазу,
Или грушу, или торт,
Слайд 5Или все предметы сразу,
Знай, что это – НАТЮРМОРТ.
Слайд 6Как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить?
«Искусство натюрморта»,
это и есть
тема нашего урока.
Слайд 7Это было 300 лет тому назад. На берегу Северного моря
в 18 веке. Голландия после тяжелой борьбы с завоевателями получила
независимость.
Слайд 8Теперь голландцы свободно плавали по морям и торговали со всем
миром. Страна стала одной из самых богатых в Европе. После
трудных и долгих лет войны люди острее и тоньше ощутили окружающий мир, очарование природы.
Слайд 9Они любовались предметами, среди которых протекала их жизнь.
Слайд 10Это было время расцвета голландского искусства, и особенно искусства натюрморта.
Слайд 11Так что же такое натюрморт? Что означает это слово?
«Натюрморт» –
слово французское, означает буквально – «мертвая природа».
Слайд 12А что изображают художники на своих натюрмортах?
Это картины, героями
которых являются предметы быта, посуда, инструменты, фрукты, овощи, цветы, рыба,
дичь.
Это различные предметы, которые окружают нас в жизни.
Слайд 13Но почему все натюрморты такие разные?
От чего это зависит?
Вот мы
с вами и должны к концу урока найти ответ на
этот вопрос и на ваших листах появятся абсолютно разные натюрморты.
Слайд 14Натюрморты написанные художниками рассказывают нам не только о вещах, окружающих
художника.
Слайд 15Во мраке и стуже лежала когда-то Мать-земля – нигде не
было ни тепла, ни света. И сказал однажды Ярило –
бог солнца: «Посмотрим сквозь тьму, хороша ль Земля наша». Он пронзил взором своим слои мрака, что лежали над спавшей Землей.
Слайд 16И засветило красное солнце, и проснулась земля, и нежилась, и
пила щедрые солнечные лучи.
Слайд 17И молвил тогда Ярило: «Ох, ты Мать Земля! Полюби меня
бога светлого. За любовь твою я украшу тебя серебряными озерами,
реками полноводными.
Слайд 18Травами разноцветными, цветами алыми, белыми, лазоревыми…»
Слайд 19И с тех пор цветы сопровождают человека от рождения и
до его смерти. Может поэтому похожи они на людей. Волшебное
царство Флоры. На земле тысячи, десятки тысяч цветов – и у каждого цветка своё назначение, свой характер, свое лицо.
Слайд 20Марина Подгаевская «Ирисы в вазе».
Ирисы – удивительные цветы с бархатными,
нежными лепестками, красивые, стройные, словно радуга.
Похитил на Олимпе Прометей небесный
огонь и подарил его людям. И вспыхнула на земле дивная радуга. Уже и закат отгорел, день угас, а радуга – та светилась над миром. А утром, когда вернулось солнце на небо, там, где горела радуга, расцвели Ирисы. Все личико Ириса – сама доверчивость и по-детски непосредственное удивление.
Посмотрите, какие длинные ресницы – лепестки. Словно глаза! А удивляет цветок небо! В него он смотрится. Им живет!
Небесные черты.
Слайд 21Ван - Гог «Ирисы в вазе»
Представьте себе, что эти голубые
цветы подобно нам обладают характером, настроением. Если бы это было
так. Какой бы характер у них был?
Спокойный? Сердитый? Скучный? Печальный Ласковый?
- Как вы думаете?
А вот для Ван – Гога голубые ирисы были символом, солнца, жизни, добра.
Слайд 22Эдуард Мане «Две розы на покрывале».
Кисть художника уловила лишь одно
мгновенье. Царица цветов величественна и загадочна.
А первый розовый куст
на земле вырос, когда Афродита – богиня любви – родилась из морской пены.
Она изранила в лесной чаще ноги о колючки диких розовых кустов и, впитав божественную кровь, белые соцветия стали красными.
Слайд 23Михаил Врубель «Роза».
Какое глубокое соцветие. И совсем другое лицо! Как
– будто другой человек! Одинокая роза в стакане.
Какая
она эта роза? Какие чувства возникают у вас в душе, когда вы смотрите на «Розу» Врубеля?
Как заставил художник вас поверить в то, что у него на душе грусть, одиночество, тоска?
Какие цвета и краски помогли художнику показать это?
Одинокая раза в стакане. «Я видел озеро стоящее отвесно, с растерзанною розой в колесе».
Божественная красота соцветия и острые колючки – это тайна жизни и смерти. Отчаяния и надежды.
Цветы - это целый мир, мир со своим характером, настроением, вовлекающим нас в своё пространство.
Слайд 24Жанна Сидоренко «Маки и люпины».
Цветам, которыми Флора украшала землю, были
рады все. И только одна Ночь не радовалась – бродила
она, окутав черной вуалью голову, одиноко и печально. И сжалилась Флора, и подарила Ночи алые маки.
И с тех пор зацветают они на расцвете, и кажется, будто в поле порхают легкие мотыльки, и вот-вот вся эта алая стая поднимется с места и улетит в голубую высь.
Слайд 25Мария Павлова «Утро».
Буду черные грядки холить, Ключевою водой поливать;
Полевые цветы
на воле,
Их не надо трогать и рвать…
И, как волны
приносят на сушу
То, что сами на смерть обрекли,
Принесу покаянную душу
И цветы из русской земли.
(А. Ахматова.)
Есть ли разница между розой Врубеля и маками Павловой? В чем она?
Каковы по настроению маки Марии Павловой?
Как она этого добивается?
Слайд 26 Почему все натюрморты такие разные, а иногда и чуть
ли не противоположные?
От чего это зависит?
Натюрморт – это
не только предметы окружающие художника, это еще и его душа, его чувства и настроение.
Слайд 27радость
покой
одиночество
трагедия
нежность
Посмотрите внимательно и скажите, разные ли натюрморты по настроению?
Определите какому натюрморту соответствует какое душевное состояние?
Что помогло вам
понять это?
Так какие бывают цветы?
На что они похожи? С кем их можно сравнить?
Слайд 28С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою,
В том, что есть глаза у всех цветов,
И они
глядят на нас с тобою…
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи,
Видел я:- Цветы как люди плачут
И росу роняют на песок…
Кто не верит, всех зову я в сад,
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят,
Все цветы как дети в колыбели…
В душу нам глядят цветы земли,
Добрым взглядом тех, кто с нами рядом.
Или же потусторонним взглядом,
Тех людей, что навсегда ушли…
Слайд 29 Из цветов можно сложить книгу человеческих судеб, которая ведется
уже много лет.
А кто у вас в классе какой
цветок?
Из каких цветов вы хотели бы собрать свой букет?