Слайд 1 Репин Илья Ефимович (Repin Ilya) (1844—1930), великий русский
художник. Родился 24 июля (5 августа) 1844 года в Чугуеве
в семье военного поселенца. Свои первые художественные навыки Репин получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург в 1863 году, Репин учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств и в Академии художеств (1864–1871). Жил в Италии и Франции (1873–1876). В 1877 году Репин вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Являлся одним из активнейших членов «Товарищества передвижников».
Слайд 2«Бурлаки на Волге»
Сенсацией стала картина Репина "Бурлаки на Волге" (1870–1873);
на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия
по Волге, молодой Илья Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества.
Слайд 3«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»
Темпераментная кисть Репина насыщает мощной эмоциональной
силой и исторические образы былого "Запорожцы пишут письмо турецкому султану",
1878–1891
Слайд 4«Иван Грозный и сын его Иван»
Картина написана на сюжет из
русской истории XVI века. Изображенная сцена соответствует описанию трагического события
Слайд 5 Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по
новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского
регистратора. В середине XVI века с Дона, с казачьим войском Ермака, предки Сурикова пошли на завоевание Сибири; они сражались с полчищами Кучума, а потом осели на новых землях на постоянное жительство. Предков Сурикова считают одними из основателей города. Они участвовали в знаменитом бунте против царского воеводы Дурново. В честь деда Сурикова, казачьего атамана, один из островов на Енисее назван Атаманским. "В Сибири народ другой, чем в России: вольный, смелый", - писал Суриков. Огромное влияние на Василия Ивановича оказала его мать Прасковья Фёдоровна. Она была незаурядным человеком - сильная, смелая, проницательная. Прасковья Федоровна мастерски вышивала цветами и травами по своим рисункам, тонко чувствовала цвет, разбиралась в полутонах.
Слайд 6«Утро стрелецкой казни»
Картина русского художника В. И. Сурикова, посвящённая казни стрельцов после
неудачного бунта 1698 года. Картина «Утро стрелецкой казни» была первым
большим полотном Сурикова на тему русской истории.
Слайд 7«Вид памятника Петру I на Сенатской площади»
Слайд 8«Боярыня Морозова»
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к
простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому,
и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет.
Слайд 9 Виктор Михайлович Васнецов родился 15 мая 1848 года в
русском селе Лопьял Уржумского уезда Вятской губернии (ныне Кировская область),
в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. С благословения отца оставил семинарию с предпоследнего курса и уехал в Петербург для поступления в Академию художеств. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873). В годы учебы приезжал в Вятку, познакомился со ссыльным польским художником Эльвиро Андриолли, которого просил заниматься живописью со своим младшим братом Аполлинарием.
Слайд 10«Витязь на распутье»
«На камне написано: «Как пряму ехати — живу
не бывати — нет пути ни прохожему, ни проезжему, ни
пролетному». Следуемые далее надписи: «направу ехати — женату быти; налеву ехати — богату быти» — на камне не видны, я их спрятал под мох и стер частью. Надписи эти отысканы мною в публичной библиотеке при Вашем любезном содействии» - Из письма Виктора Васнецова.
Слайд 11«Три богатыря»
Васнецов набросал карандашом своего первого "Богатыря", положив тем самым
начало "богатырскому циклу", завершившемуся через четверть века "Тремя богатырями", венцом
великого подвига художника во славу русского искусства.
Слайд 12«Алёнушка»
"Аленушка", - рассказывал впоследствии художник, - как будто давно жила
в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке,
когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую мое воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в ее глазах... Каким-то особым русским духом веяло от нее".
Слайд 13 Исаак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист
родился 18 августа (30 августа по старому стилю) 1860 года
на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Дед его был раввином. Отец Исаака также учился в раввинском училище, но, вероятно, на волне ассимиляционных и просветительских стремлений, типичных для населения тех мест в эпоху реформ (вторая половина 1850-х - начало 1860-х годов), отказался от пути религиозного подвижничества. Став учителем иностранных языков, он давал уроки в частных домах, а также работал переводчиком, кассиром и контролером на железнодорожных станциях.
Слайд 14«Золотая осень»
На картинах Исаака Левитана осень представлена во всем ее
многообразном великолепии. По свидетельству исследователей, в творческом наследии художника около
ста «осенних» картин. Но, пожалуй, наиболее популярна среди этих работ именно картина «Золотая осень».
Слайд 15«Над вечным покоем»
"В ней - я весь. Со всей своей
психикой, со всем своим содержанием..." Эту картину Левитан писал под
звуки Траурного марша из "Героической симфонии" Бетховена. Именно под такую музыку рождалось произведение, друг художника назвал "реквиемом самому себе".
Слайд 16«Март»
«Создавая эту картину, Левитан подстерег особенно трогательную минуту в жизни
нашей северной природы: светлый канун перед наступлением весны. В лесу,
среди деревьев, еще лежит глубокий снег, воздух еще стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые весенние гости, грачи и скворцы, не заявились в наших краях.»