Слайд 1Театр ацтеков, майя и инков.
Урок МХК 9 класс.
Автор учитель
МХК МОУ «СОШ № 20 с УИОП» г.Ухта РК Страхова
Нина Павлиновна.
Слайд 2Художественная культура народов доколумбовой Америки
Слайд 3Таблица для работы на уроке.
Слайд 5Ацтеки.Тенотчетлан.
Теночтитлан – это город-государство древних ацтеков, найденный на территории
современного Мехико. Теночтитлан был основан примерно в 1325 году прямо
посреди озера Тескоко, но просуществовал менее 200 лет и был разрушен Эрнаном Кортесе и его испанскими конкистадорами, которых поразило богатство и великолепие Теночтитлана. В центре города стояло два главных 30-метровых храма в виде пирамид, где ацтеки совершали жертвоприношения: еще у живого человека обсидиановым ножом вырезали сердце и клали его на алтарь. Правители ацтеков жили в громадных дворцах, окруженных шикарными садами возле храмов. Что интересно, в городе имелась сеть акведуков для снабжения питьевой водой. Испанцы атаковали город несколько раз и после 70-днейвной осады ацтеки были перебиты, их император Монтесума II был убит, а город почти полностью разрушили, построив со временем на его месте Мехико – владения испанской короны.
Слайд 6Ацтеки.
Город Теночтитлан был основан в 1325 году ацтеками на острове посреди
озера с болотистыми берегами в долине Мехико. Ацтеки пришли в
долину с севера под предводительством их вождя Теноча. По легенде, бог солнца Уитцилопочтли велел им обосноваться там, где они встретят особый знак: держащего змею орла на кактусе. Не прошло и сотни лет с той поры как был основан город, как Теночтитлан превратился в огромный мегаполис со 150-200 тысячным населением. С берегами его связывали 3 широкие дороги-дамбы: на север, на юг и на запад.
Передвигаться внутри города нередко приходилось по воде. Посреди города находился гигантских размеров ритуальный центр со множеством храмов и алтарей, где надо всеми возвышался 45-метровый Великий храм.
Слайд 8Ацтеки.Великий храм.
Великий храм был построен в виде пирамиды, его фасад был
обращён на запад. Широкая двойная лестница вела на самую вершину
пирамиды, где стояли два храма поменьше. Это были храмы двух самых почитаемых ацтеками богов: Уитцилопочтли - бога солнца и войны и Тлалока - бога дождя и воды. Впоследствии каменные блоки храма использовались испанцами для строительства католического Собора - самого крупного на территории американского материка (строительство Собора шло три столетия).
При раскопках было найдено множество каменных статуй и масок Тлалока, но ни одного изображения Уитцилопочтли. Из испанских хроник известно, что его изображения делались обычно из особого рода теста и семян, которые давным-давно разложились.
Слайд 9Игры и развлечения
Самым важным спортом в Мексике была игра в
мяч, которой ацтеки, видевшие волю богов буквально во всем, придали
религиозное значение. Для игры использовался корт в форме буквы «I» с увеличенными поперечинами. Центральная секция составляла в длину около 60 метров, в ширину – до 9 и была окружена стенами свыше 4 метров, сложенными из камня и оштукатуренными. Из центра каждой боковой стены выступало под прямыми углами над главной частью корта на высоте около 3 метров над землей каменное кольцо – с отверстием, достаточно большим, чтобы в него проходил каучуковый мяч диаметром 15 сантиметров. Корт, по описанию в Кодексе Мендосы, делился на четыре части, окрашенные в разные цвета.
Слайд 10Игры и развлечения.
Более привычно для нас разделение корта для этой
игры на две половины – линией, проведенной от одного кольца
до другого. Игроки должны были перекидывать мяч через эту линию, очки давались каждый раз, когда команде удавалось направить мяч в поперечную секцию половины противника. Для ударов по мячу разрешалось использовать только колени и локти, а так как мяч делался из твердого каучука, от его попаданий защищались кожаными поясами, набитыми хлопком. На руки и колени надевали что-то вроде щитков, так как часто вынуждены были бросаться на землю навстречу мячу. Несмотря на все эти предосторожности, игроки нередко умирали от изнеможения или получали такие сильные ушибы, что доктора вынуждены были пускать им кровь.
Слайд 11Игры и развлечения.
Если игроку удавалось забросить мяч в одно из
колец, его команде присуждалась победа. В качестве награды победители имели
право отнять одежду и прочее имущество зрителей. Это было сделать не так-то легко, поскольку зрители старались поспешно пробраться к выходу, в то время как игроки и их болельщики пытались схватить как можно больше жертв.
Слайд 12Церемонии ацтеков были связаны с богами и войнами.
Слайд 13Игры и развлечения.
На символическом уровне игровая площадка представляла Вселенную, мяч
выступал в роли Солнца, Луны или одной из планет. Сама
игра посвящалась богам и была частью религиозных церемоний. Площадки обычно строились рядом с наиболее важными храмами. В Теночтитлане в храмовом комплексе располагались две игровые площадки, посвященные Солнцу и Луне.
Игра также использовалась в качестве испытания прорицаний. Так, Тескоко поставил в заклад свое царство против трех индюков в матче с Монтесумой, чтобы определить, говорили ли тескоканские астрологи правду, когда предсказали, что вскоре Мексикой будут править чужаки. В двух первых играх победу одержал Монтесума, но Нецауальпилли выиграл следующие три и вышел победителем. Ацтекский правитель, как нетрудно предположить, покинул площадку весьма озабоченным, и прошло не так уж много времени до того дня, когда предсказание сбылось.
Слайд 14Музыка и танцы.
Ацтекский оркестр состоял всего из нескольких инструментов, способных
выводить мелодию, но имел серьезные ударные инструменты. Таким образом, музыка
скорее тяготела к ритмичности, чем к мелодичности, большую роль играли барабаны и трещотки.
Главную партию исполнял уэуэтлъ, вертикальный барабан, сделанный из полой колоды высотой порядка метра и 30 сантиметров в диаметре. Верхняя часть барабана была покрыта шкурой или змеиной кожей. На боках вырезаны барельефы. Эти вертикальные барабаны можно было настраивать – тон повышался путем нагревания инструмента возле жаровни. Обычно в уэуэтль били руками. Диас отмечал, что барабаны в храмах издавали «печальный звук», который был слышен за 6 миль.
Меньшие по размеру уэуэтли вешались на шею или зажимались под мышкой.
Более высокие звуки издавал тепонастли – деревянный гонг в форме горизонтального цилиндра. В него били палочками с каучуковыми наконечниками. Ацтекские гонги часто делались в форме животных или человека, а в стране миштеков их украшали резными мифологическими или религиозными сценками.
Слайд 16Музыка и танцы.
Другой тип барабана – трещоточный, шумовой – изготавливался
из панциря морской или пресноводной черепахи. Были и трещотки причудливых
форм из глины или дерева. К ударным инструментам также относились высушенные тыквы, наполненные семенами или галькой, при тряске они издавали шелестящий звук. Самый большой инструмент из рода трещоток был увешан колокольчиками и деревянными дисками, которые бились друг о друга, когда одним концом инструмент ударялся о землю. Еще один ритмический инструмент – «терка» из зазубренной кости, по которой водили палочкой или краем раковины. Да еще танцоры, чтобы усилить ритмический эффект, прикрепляли к одежде медные колокольчики и брали связки бренчащих предметов – раковин, косточек, высушенных орехов.
Струнные инструменты были ацтекам неизвестны, и мелодическую линию вели флейты. Их делали из глины (реже из бамбука или кости), они были 6—8 дюймов длиной и могли издавать только определенное количество нот. Обычно нот было пять, что позволяет предположить, что ацтеки использовали октаву из пяти нот, но они также использовали сдвоенные и строенные флейты, имевшие в целом до шестнадцати клапанов.
Слайд 17Музыка и танцы.
Артисты, развлекающие знать. В представлении участвуют музыканты, жонглер,
горбуны и карлик.
Слайд 19Майя.Паленки.
Цивилизация майя просуществовала на Земле почти тысячу лет. Это были
самые развитые люди в Америке, с которым столкнулись испанцы в
ходе завоевания новых земель. Архитектурный комплекс Паленке (Мексика) – один из самых блестящих городов майя, история его насчитывает 9 веков – с конца 1 тысячелетия до н. э. до конца I тысячелетия н. э. Раньше это была столица Баакульского царства. В Паленке сохранились остатки дворца, несколько зданий и храмов и пирамида, похожая на гробницы фараонов в Египте. Сначала, археологи, ведущие раскопки в Паленке обнаружили в полу одного из храмов необычную плиту и через 4 года работы раскопали тоннель с лестницей, ведущей вниз, и нашли треугольный камень весом более тонны. За этой «дверью» обнаружился каменный саркофаг, внутри которого лежал скелет, чье лицо прикрывала почти невредимая маска из мозаики, инкрустированная нефритом, обсидианом и перламутром. Ученые считают, что Паленке погиб в результате нашествия племен с побережья Мексиканского залива в IX в.
Слайд 20Театр майя.
Археологи из мексиканского Национального института антропологии и истории обнаружили
остатки театра майя, построенного для местной элиты около 1,2 тыс.
лет назад. Руины сооружения обнаружили в местечке План де Аюта в штате Чьяпас.
Археолог Луис Альберто Мартос предполагает, что сооружение вмещало 120 человек и предназначался для элиты древнего города майя. Театр был создан по указанию правящей элиты города. На его сцене представлялись произведения, прославляющие правителей, а на представления приглашались только выдающиеся деятели племени.
Слайд 22Театр майя.
Это был уникальный театр, находившийся в пределах дворцового комплекса,
что делает его отличным от других уже изученных, которые, как
правило, располагались в местах, предназначенных для толпы. Он был окружен несколькими постройками, возведенными ранее в 250-550 гг. н.э. Фасад одного из этих сооружений был разрушен для создания сцены и улучшения акустики.
Возле развалин театра археологи обнаружили изваяния, созданные древними скульптурами в честь богов кукурузы, которая была главным продуктом питания для народа майя. Там также найдены статуи в честь правителей Солнца и летучих мышей.
Слайд 24Театр майя.
Ранее развалины театров были обнаружены на территории археологического центра
Тикаль (Гватемала), созданного в древности народом майя, а также в
ряде районов Мексики. Археологическая зона Окосинго расположена в128 км от древнего города Паленке, где ранее археологи сделали ряд важных открытий. По мнению исследователей, обнаруженные там находки существенно расширяют знания о культуре цивилизации майя.
Слайд 26Театр майя.
Как считают археологи, город Аютла был создан народом майя
в 150 году до н.э. и существовал до 12 века
н.э. Он был покинут жителями по причинам, которые пока точно не установили исследователи.
Археологи INAH предположили, что в 800-850 г. н.э. в городе была узаконена новая правящая династия местной элитой посредством политического театра.
Слайд 27Театр майя.
По мнению экспертов, театр использовался правящей группой для легитимизации
власти через представление произведений политического характера. Правители публично осуществляли свою
власть, используя театр при ведении переговоров или при посольских приемах. Затем возникли конфликты из-за борьбы за власть, была не удавшаяся попытка установить новую династию, и город был заброшен между 1000 и 1100 гг. н.э.
Слайд 29Инки .Мачу –Пикчу.
Загадочный город инков Мачу-Пикчу (в пер. с инкского
«старая гора») находится в горах, на высоте более 2 тыс.
м над долиной реки Урубамбы (Перу). Этот город был построен приблизительно в 1440 г. правителем инков – Пачакутеком. Город был задуман, как священный приют и в 1532 году, когда в империю инков вторглись испанские конкистадоры, все жители города таинственным образом исчезли. 400 лет здесь никто не жил. Конкистадоры так и не дошли до Мачу-Пикчу и не успели его разрушить. Но до сих пор его жители, его точное предназначение, культура и образ жизни инков для ученых – большая загадка. Мачу-Пикчу расположен достаточно далеко от центра древнего государства инков, быть может, только благодаря этому он дожил до наших дней, несмотря на вторжение европейцев.
Слайд 30Театр инков.
В силу исторических обстоятельств сохранилось достаточно мало образцов литературного
творчества традиционных культур Америки. Поэтому те редкие тексты, которые существуют,
не могут заполнить лакуны в нашем знании литературных и - тем более - театральных традиций доколумбовой Америки.
То же, что сохранила история, с недавнего времени доступно на русском языке.
Из драм древних инков две ("Апу-Ольянтай" - наиболее известное произведение, "Уткха-Павкар") сохранились полностью и одна ("Суримана") - в виде одного фрагмента-диалога.
Поэтические произведения инков создавалась певцами-амаута, которые на основе танцевальной пантомимы и мифолого-исторических сказаний создали и театр.
В описаниях хронистов содержатся сведения о постановках различных пьес, которые игрались по несколько в день. Драмы представлялись на площадке округлой формы, сзади отгороженной искусственным лесом. Актёры находились в середине этой площадки (малки).
Драмы инков сохранились на языке кечуа (называемом также "руна-сими", т.е. язык человека), который очень труден для перевода
Слайд 32Театр инков.
Жанры инкской драматругии – уанка (драмы, изображающая исторические события,
подвиги полководцев, вождей, правителей) и аранвай (изображающая частную и зачастую
вполне бытовую жизнь). Финал не обязательно был светлым (как в "Апу-Ольянтай", "Уткха-Павкар"), допускались и трагические ("Суримана"). Соединение трагизма с комизмом в текстах - нередкое явление (среди персонажей пьес были шуты-каничу).
Драмы ставились с музыкой: в текстах видны т.н. арави (песни, 3 - в "Ольянтае", 1 – в "Уткха-Павкаре"), в которых мы видим метафорическое дублирование сюжета.
Интересно, что у инков мы видим запрет на представление лиц, продолжающих своё существование, п.ч. это либо влечёт живого в мир усопших, либо создаёт ситуацию раздвоения личности (учёные расходятся в интерпретациях).
Слайд 33Маски инков.
В древней Мексике богов часто изображали в виде масок.
Эта деревянная маска бога дождя Тлалока богато украшена мозаикой из
бирюзы и другими (цветными камнями. Этого бога можно узнать по совоебразным глазам.
Во время ритуальных процессий маски надевали жрецы, таким образом они хотели соединиться с божествами, маски которых надевали. Носитель маски j на время перевоплощался в образ и становился чело-векобогом. Чтобы подчеркнуть свою власть, цари и князья велели класть к себе в могилу такие маски. ; Для многих племен искусство маски было и есть магическим средством, с помощью которого можно приблизиться к отдаленным богам и слиться с их силой.
Слайд 36Домашнее задание :
1.Достопримечательности Вашингтона.
2.История появления города.
3.Герб Вашингтона.