Слайд 1Исторический роман и опера
МХК - 8
Слайд 2Исторический роман
Истори́ческий рома́н — условное обозначение для разнородных по структуре и
композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или
менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут выступать исторические личности.
Слайд 3В европейской культуре общепринятым основоположником и первым классиком жанра был
Вальтер Скотт. Жанр получил расцвет в эпоху романтизма и сохранял
популярность в последующие периоды. К наиболее известным писателям этого жанра относятся также Виктор Гюго, Фенимор Купер, Александр Дюма-отец, в русской литературе — Александр Пушкин, Михаил Загоскин, Иван Лажечников, в советской — Юрий Тынянов, Алексей Николаевич Толстой, Сергей Сергеев-Ценский, Василий Ян, Валентин Пикуль, Дмитрий Балашов, Булат Окуджава, Юрий Давыдов и др.
Слайд 4Вальтер Скотт Walter Scott
Сэр Вальтер Скотт.
Дата рождения: 15
августа 1771
Место рождения: Эдинбург
Дата смерти: 21 сентября 1832
Место смерти: Эбботсфорд
Гражданство:
Великобритания
Род деятельности: прозаик, поэт.
Всемирно известный британский писатель, поэт и историк, шотландец по происхождению. Считается основоположником жанра исторического романа. Обладал феноменальной памятью.
Портрет работы Генри Рэбурна.
Слайд 5Творчество
Романы Скотта распадаются на две основные группы. Первая посвящена недавнему
прошлому Шотландии, периоду гражданской войны: от пуританской революции XVI в.
до разгрома горных кланов в середине XVIII, — а отчасти и более позднему времени
«Талисман» - роман, посвященный третьему крестовому походу.
Слайд 6Вторая основная группа романов Скотта посвящена прошлому Англии и континентальных
стран, преимущественно средним векам и XVI в. («Айвенго» , 1819),
«Квентин Дорвард» (1823), «Кенильворт»,
( 1821), «Анна Гейерштейнская» (1829) и др.).
Слайд 7Произведения
Аббат (The Abbot) (1820)
Айвенго (Ivanhoe) (1819)
Анна Гейерштейнская (Anne of Geierstein)
(1829)
Антикварий (The Antiquary) (1816)
Вдова горца (The Highland Widow) (1827)
Вудсток, или
Кавалер (Woodstock) (1826)
Гай Мэннеринг, или Астролог (Guy Mannering) (1815)
Граф Роберт Парижский (Count Robert of Paris) (1832)
Слайд 8Жизнь Наполеона (Life of Napoleon) (1832)
Зеркало тётушки Маргарет (My Aunt
Margaret’s Mirror)
Квентин Дорвард (Quentin Durward) (1823)
Кенилворт (Kenilworth) (1821)
Комната с гобеленами,
или Дама в старинном платье (The Tapestried Chamber)
Ламмермурская невеста (The Bride of Lammermoor) (1819)
Легенда о Монтрозе (A Legend of Montrose)
Мармион (Marmion) (1808)
Монастырь (The Monastery) (1820)
Слайд 9Поле Ватерлоо (The Field of Waterloo) (1815)
Приключения Найджела (The Fortunes
of Nigel) (1822)
Пуритане (Old Mortality) (1816)
Роб Рой (Rob Roy) (1818)
Сент-Ронанские
воды (St. Ronan’s Well)
Смерть лорда Байрона
Талисман (The Talisman) 1825
Уэверли, или Шестьдесят лет назад (Waverley or Sixty years since) (1814)
Чёрный карлик (The Black Dwarf) (1816)
Эдинбургская темница (The Heart of Mid-Lothian) (1818)
Слайд 10Гюго, Виктор Мари
Викто́р Мари́ Гюго́ (фр. Victor Marie Hugo; родился 26
февраля 1802, Безансон — умер 22 мая 1885, Париж) — французский писатель
(поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841).
Слайд 11Собор Парижской Богоматери
В 1827 Гюго пишет драму «Кромвель». В 1831
Гюго публикует «Notre Dame de Paris» — шедевр романтического романа.
В нём
он перелистал книгу веков и влил в неё жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает зрителя. Он дал контраст чудовищного (КвазимодоВ нём он перелистал книгу веков и влил в неё жизнь, полную той правды и остроты, которая зажигает зрителя. Он дал контраст чудовищного (Квазимодо) и прекрасного (Эсмеральда), поднял чудовищное до прекрасного и так пришёл к торжеству добра.
Слайд 12«Отверженные»
«Misérables» — соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо«Misérables» —
соединение исторического романа и социального. Воскрешая борьбу при Ватерлоо и
революцию 1830, Гюго даёт яркую картину ужасов капитализма, нищеты, проституции, преступления. Гюго стремится романом помочь разрешению «трёх основных, по его мнению, вопросов нашего времени: унижение человека положением пролетария, падение женщины вследствие голода, поглощение детей мраком ночи».
Слайд 13Основной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан
ВальжанОсновной типаж книги: доведённый голодом до краж и преступлений Жан
Вальжан, доведённая нищетой и страданиями своего ребёнка до проституции Фантина и оставшаяся после её смерти на произвол улицы девочка Козетта.
Слайд 14«Человек, который смеётся»
Чтобы убедить власть имущих следовать своему идеалу, Гюго
грозит им бедами, которые обрушатся на них, если они не
изменят своего отношения к социально-униженным и доведут их до отчаяния. Эти речи Гюго вкладывает в уста ГуинпленаЧтобы убедить власть имущих следовать своему идеалу, Гюго грозит им бедами, которые обрушатся на них, если они не изменят своего отношения к социально-униженным и доведут их до отчаяния. Эти речи Гюго вкладывает в уста Гуинплена «Человек, который смеётся».
Слайд 15Джеймс Фенимор Купер
Джеймс Фенимор Купер (англ. James Fenimore Cooper; 15
сентября 1789, Бёрлингтон, штат Нью-Джерси — 14 сентября 1851, Куперстаун) — знаменитый
американский романист. Классик приключенческой литературы.
Слайд 16Купер написал целую серию романов из американской жизни («Пионеры», 1823;
«Последний из могикан», 1826; «Степи», иначе «Прерия», 1827; «Открыватель следов»,
иначе «Следопыт», 1840; «Охотник за ланями», иначе «Зверобой, или Первая тропа войны», 1841), в которых изобразил борьбу пришельцев-европейцев с американскими индейцами.
Слайд 17Приключенческий роман Джеймса Фенимора Купера «Зверобой» входит в его знаменитый
цикл из пяти романов, посвященных истории колонизации Северной Америки. Трагические
события гибели индейской цивилизации служат фоном, на котором разворачиваются захватывающие приключения охотника и следопыта Натти Бампо, по прозвищу Зверобой.
Слайд 18Один из наиболее известных морских романов классика американской литературы Ф.
Купера, созданный в 1827 году. Герой романа, пират и контрабандист,
бросает вызов военному флоту английского короля. В образах капитана Хайдегера и его товарищей, мужественных людей, закаленных вечным единоборством со стихией, писатель опоэтизировал борьбу за свободу против тирании.
Слайд 19Действие романа происходит во время англо— французской войны за колониальное
господство в середине XVIII века. Любимый герой Купера Натти Бампо
в этой книге — следопыт и разведчик английской армии. Он отважен, находчив и благороден. Но теперь мы узнаем его не только как храброго разведчика и честного противника, но и как человека, способного на самопожертвование ради счастья любимой девушки.
Слайд 20Дюма, Александр (отец)
Алекса́ндр Дюма́ (фр. Alexandre Dumas, père) (24 июля) (24
июля 1802) (24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря) (24 июля
1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870, Пюи) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире. Поскольку его сын также носил имя «Александр» и также был писателем, для предотвращения путаницы при его упоминании часто добавляют уточнение -отец.
Слайд 21Творчество
Свою литературную деятельность писатель начинает во время Реставрации, когда восторжествовала
монархия Бурбонов.
Александр Дюма добился большого успеха и полного признания своего
драматургического таланта как автор исторической драмы «Генрих III и его двор».
Слайд 22
Книга Дюма «Галлия и Франция» (1833) свидетельствовала об осведомлённости автора
в вопросах национальной истории. Рассказывая о ранней эпохе становления галльского
племени, борьбе галлов с франками, Дюма цитирует многие труды по французской истории.
Слайд 23Известнейшие книги
Трилогия о трёх мушкетерах:
«Три мушкетера» (Les Trois Mousquetaires,
1844)
«Двадцать лет спустя» (Vingt ans après, 1845)
«Виконт де Бражелон, или
Десять лет спустя» (Le Vicomte de Bragelonne, ou Dix ans plus tard, 1847)
Слайд 24
«Граф Монте-Кристо» (Le Comte de Monte-Cristo, 1845—1846)
Трилогия о Генрихе Наваррском:
«Королева Марго» (La Reine Margot, 1845)
«Графиня де Монсоро» (La Dame
de Monsoreau, 1846)
«Сорок пять» (Les Quarante-Cinq, 1847)
Слайд 25Василий Ян
Имя при рождении: Василий Григорьевич Янчевецкий
Дата рождения: 23 декабря 1874
(4 январяДата рождения: 23 декабря 1874 (4 января 1875)(1875-01-04)
Место рождения: Киев, Российская империя
Дата
смерти: 5 августаДата смерти: 5 августа 1954(1954-08-05) (79 лет)
Место смерти: Звенигород, СССР.
Русский советский писатель, прославившийся как автор исторических романов.
Слайд 26Сочинения
Родился в семье учителя, преподававшего в киевской, а затем в
рижской и ревельской гимназиях латинский и греческий языки.
В 1897
году окончил Историко-филологический факультет Петербургского университета. Два года путешествовал по России, впечатления легли в основу первой книги «Записки пешехода» (1901),
Слайд 27Первыми повестями были «Финикийский корабль» о плаваниях финикийцев (1931), «Огни
на курганах» о сопротивлении скифов и согдов Александру Македонскому (1932),
«Спартак» о восстании рабов о восстании рабов в Риме (1933) и «Молотобойцы» о появлении мануфактур в России (1934).
Слайд 28В июне 1941 года Василий Ян просился на фронт, но
не был взят по старости. До 1944 года был в
эвакуации в Ташкенте. Главное сочинение писателя — историческая трилогия «Нашествие монголов», в которую входят романы «Чингиз-хан» о завоевании Центральной Азии (1939), «Батый» о завоевании Северо-Восточной Руси (1942) и «К „последнему морю“» о завоевании Южной Руси и походе дальше на запад до Адриатического моря (1955, после смерти писателя).
Слайд 29Ресурсы
http://ru.wikipedia.org/
http://www.erlib.com/