Слайд 1Учитель ИЗО и МХК Ярлычева А.А
МБОУ Сош№3 г. Осташков.
Резные иконы
россии.
Слайд 2История русской резной иконы.
Традиция изготовления резных икон пришла на Русь
в XI веке вместе с православием из Византии, где подобные
изображения датируются еще первыми веками христианства. На новом месте традиция не только прижилась, но и получила развитие. Для этого были все условия: обилие высококачественной древесины, большое количество мастеров, умеющих обращаться с этим капризным материалом, быстро растущая паства новой для русичей религии обеспечивала спрос на предметы культа.
Слайд 3Способствовала распространению церковной резьбы также дороговизна и редкость настоящих писаных
икон, малое количество местных иконописцев. Все это делало резную икону
все более популярной. Появились именные образа, кресты, складни, нательные образки , мощевики. Рельефные иконы расписывали красками и покрывали сусальным и творёным золотом, серебром, тонировали природными пигментами, обжигали, украшали тиснением, драгоценными камнями и прекрасными поделочными минералами, речным жемчугом, янтарем, металлическими вставками с чеканкой, дорогими и богато украшенными тканями. Для защиты от влаги, плесени и паразитов наносили специальным образом очищенные масла, пчелиный воск, сложные лаки, натуральные олифы.
Слайд 6Нет лишних, ненужных деталей. А какая роспись: и гармоничные цвета,
и декоративность. Время добавило художественности этим произведениям: потертости, цвета стерлись
и обобщились, и фактура дерева просвечивает сквозь краски. Черные стали менее контрастными, синие и зеленые стали теплыми. И ещё в них есть главное — душа!
Великомученица Параскева Пятница 18 в.
Слайд 11
Согласно новым правилам, введенным патриархом Никоном, категорически запрещалось изготавливать и
держать в домах и церквях объемные иконы и скульптуры (исключение
делалось только для крестов и панагий). Именно в это время была уничтожена большая часть русской православной <рези на дереве>: её рубили топорами, жгли в синодальных кострах. Лишь немногое удалось спасти в старообрядческих семьях и тайных молельных домах раскольников. Кое-что уцелело на далеком от столичных новшеств и независимом в своих суждениях Русском Севере и чтящей древние заветы Сибири. Здесь на значительном расстоянии от общественных и политических катаклизмов в условиях патриархального жизненного уклада и непрерывности художественных устоев бережно и ревностно хранились традиции русского христианского резного искусства. На архангельской, поморской, соловецкой, пермской, каргопольской, уральской земле продолжали работать мастерские резьбы по дереву, обучались новые резчики.
Слайд 12В качестве образцов широко использовали иллюстрации из отечественных и зарубежных
Библий и других священных текстов, прориси икон, подлинные писаные образа.
К XVI - XVII векам относится период наивысшего расцвета русской <иконы на рези>.Однако были в истории резной иконы и черные дни, когда в ней видели то пережитки языческого прошлого, то влияние <латинянства>. Не щадили её ни войны, ни городские пожары, ни восстания. Но самый страшный удар по этому виду искусства был нанесен никонианской церковной реформой 1650-1660 годов.
Слайд 19Доморощенные и пришлые мастера подолгу жили в местных монастырях, выполняя
их заказы на резные киоты, иконостасы, иконы. Нередко они принимали
постриг и оставались в обители, трудясь на благо братии и обучая послушников, монахов и местных мальчишек художественной обработке дерева. Помимо удаленности от центральной духовной и светской власти, её карательных запретов на трехмерное изображение в церквях, развитию деревянной пластики на Севере и в Сибири способствовала многонациональность здешних поселений
Слайд 21Новообращенным христианам из числа коренных народов деревянные идолы были хорошо
знакомы, их они воспринимали и чтили, как богов, а вот
обычные плоские образа уважения у них не вызывали. Бывали случаи, когда местные племена соглашались креститься только вместе со своим тотемом. Ну и что прикажете делать православному священнику, исполняющему свой миссионерский долг в таких условиях? Приходилось считаться.
Слайд 28Так тихо, негласно появились в православных храмах скуластые деревянные Богородицы,
Иисусы в финно-угорских охотничьих костюмах, Николы Можайские с раскосыми глазами.
Местные священники чтобы удержать в своем приходе капризных и своевольных неофитов, совсем недавно бывших язычниками, в ответ на высочайшие циркуляры и запреты отмалчивались, уклонялись от прямых ответов на запросы, лишь задвигая подальше от глаз проверяющих в темные ниши, на колокольни и плохо доступные приделы эти удивительные произведения деревянной рези. Так побеги русской православной резьбы была привиты на крепкий ствол обычаев, традиций и фольклора коренных северных и сибирских народов, дав жизнь новым поколениям уникальных и самобытных мастеров резьбы по дереву. Доказательством тому, что некоторые из них были не просто хорошими ремесленниками, а настоящие художниками, может служить тот факт, что почти все сохранившиеся работы хранятся не только в храмах, но и в лучших музеях страны. Есть резные иконы и деревянные церковные скульптуры в музеях московского Кремля, в Эрмитаже, Русском музее, Третьяковке, реставрационном центре Грабаря.
Слайд 36Потрясающая коллекция культовой деревянной пластики находится в Пермской художественной галерее,
богатейшие собрания резьбы выставляются в городских, областных и районных музеях
Архангельска, Каргополя, Северодвинска, Вельска, Сольвычегодска, Шенкурска, Яренска, Красноборска. Там есть удивительные работы XIII -XVI, XVII, XVII,XIX веков. Но войны и революции начала XX века вновь сделали церковную резьбу недоступной роскошью.
Слайд 38 По стилю резьбы представленные в музейных собраниях резные иконы делятся
на два типа – пластический, со стремлением к реалистичности и
естественности в передаче изображения деталей анатомии, одежды, и архитектурного окружения; и плоско-графический, в нём контуры изображений обрабатываются прямым обрезом, а детали наведены орнаментально-графическими линиями. В обоих случаях рельеф остаётся низким и ограничен высотой пластины, из которой нарезан. Кроме того, делятся иконы и по способу обработки фона – есть иконы с выбранным фоном, и есть со сплошным, глухим. Некоторые иконы расписывались поверх резьбы темперными красками, а некоторые имели оклады, что говорит об их равном почитании с иконами живописными.