Слайд 1Проект по предмету музыка:
«Где живет вальс?»
Автор проекта: Малюшкова Елена Станиславовна
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Ход исследования:
  Вальс (от немецкого walzer, бальный танец) вобрал
                                                            
                                    
черты народного танца лендлера. Крестьяне на праздничных вечерах весело кружились
                                    парами. Постепенно движения становились плавными, кругообразными – рождался вальс.
 Opera от итальянского означает «сочинение».Опера- музыкальное театральное произведение, где сочетаются сольное, ансамблевое и хоровое пение, инструментальная музыка и декорационное искусство.
 Балет – театральное представление – танцы и пантомима, сопровождаемые музыкой. 
  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Гипотеза:
  На основе интонаций бытовых танцевальных жанров, в частности
                                                            
                                    
вальсов, могут рождаться развёрнутые музыкальные произведения, такие как балет, опера
                                    и симфония. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Цели:
Выяснить наличие вальсовых интонаций в балете П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Найти вальсовые
                                                            
                                    
интонации в опере С.С.Прокофьева «Война и мир»
Раскрыть тяготение к «серьёзной»
                                    музыке одного жанра – вальса.  
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Задачи:
 
 Раскрыть более широко понятие жанра вальс.  
Уметь
                                                            
                                    
различать вальсовые интонации и ритм от других танцевальных интонаций и
                                    ритмов.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6История возникновения вальса. 
  Родиной вальса считают сразу три
                                                            
                                    
страны: Францию, Чехию и Австрию.В середине ХУII СТОЛЕТИЯ во Франции
                                    бытовал народный танец вольт. 
  В Чехии в это же время был популярен веселый танец фурмант. 
  В Австрии танцевали степенный танец лендлер.Была ещё немецкая разновидность лендлера – быстрый, стремительный вальцер. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7   Новый танец вальс соединил в себе элементы
                                                            
                                    
вольт, фурманта, лендлера и вальцера. Вальс вышел из сельских кабачков
                                    и вошел в аристократические танцевальные залы. Только принят он был там не сразу. Во дворцах новый танец считался неприличным. Но, несмотря ни на что, вальс нельзя было остановить, он с триумфом шел по странам Европы. За два столетия, прошедших с рождения вальса, облик его менялся, становился разнообразным. Вальс считался символом юности, любви, жизни.
   В творчестве композиторов различных стран и эпох вальсы бывают разными: бальными, эстрадными, симфоническими и оперными, веселыми и грустными, мятежными и нежно- поэтическими.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8
В удивительном вальсе кружились дома, 
и старинные храмы несли купола,
                                                            
                                    
и на лучших страницах раскрылись тома, 
и звонили беззвучные колокола.
                                    
Вальс пустых дворцов, вальс былых венцов, 
вальс к лицу лицо, без прикрас, 
вальс военных дней, смерти и огней, 
вальс судьбы моей, жизни вальс, 
Вальс старинных дам, вальс клаксонных гамм, 
вальс огней реклам, вальс дождей, 
вальс недвижных поз, вальс больших стрекоз, 
вальс травы в покос, вальс людей.                                 
 А. Дольский
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Вальсовая ритмика
  Чайковский-реформатор русского балета, свершивший «полный переворот» в
                                                            
                                    
балете, переосмысливший его отдельные жанры, в частности- вальса, который в
                                    музыке Чайковского» перестает быть вальсом жанра», а «становится вальсом характера, вальсом мысли, вальсом образа». 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10Анализ вальса из оперы « Война и мир» С.С.Прокофьева.
 
                                                            
                                    
Если ария Кутузова- важнейшая точка темы войны в опере С.С.Прокофьева,
                                    то важнейшей точкой темы мира является известный лирический вальс. Он звучит в начале оперы, в сцене бала, когда встречаются одни из главных героев романа- Наташа Ростова и Андрей Болконский, и в конце , в сцене смерти Андрея, этот вальс звучит как воспоминание о счастье.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Вывод:
  Проанализировав и проследив историю возникновения вальса, его распространение
                                                            
                                    
в музыкальном мире, мы подтверждаем гипотезу, что вальс существует не
                                    только как отдельное произведение, но и является частью таких крупных произведений как оперы, балета, симфонии и других.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Источники:
  Музыка. 5 класс: поурочные планы по учебнику В.В.Алеева,
                                                            
                                    
Т.И.Науменко/ авт.-сост.В.М.Самигулина,-Волгоград: Учитель, 2007.-
  154 с.
  Музыка.8 класс:
                                    поурочные планы/авт.- сост.В.М.Самигулина.- Волгоград: Учитель, 2006.-186с.
   Б.Асафьев. О музыке Чайковского.- Издателсьтво «Музыка», 1972.- 375 с.