Слайд 1Электронный адрес:
http://www.school9dzer.ru
Корнилова Светлана Геннадьевна
Учитель Изобразительного искусства
МБОУ «Школа № 9» г.Дзержинск
sveta_52rus@mail.ru
Мое педагогическое кредо:
"Искусство - это попытка создать рядом с реальным миром другой, более человечный".
А. Моруа.
«Технология группового –коллективного обучения на уроках ИЗО»
( средствами декоративно – прикладного творчества)
Слайд 2
ТЕМА: «Технология группового -коллективного обучения на уроках ИЗО.»
(средствами декоративно
– прикладного творчества)
Технология коллективного взаимообучения позволяет плодотворно развивать у обучаемых
самостоятельность и коммуникативные умения.
Слайд 3Коллективная творческая деятельность
- это такое взаимодействие взрослых и детей,
которое опирается на коллективную организацию деятельности, коллективное творчество её участников,
формирует отношения общей заботы и эмоционально насыщает жизнь коллектива.
- является важнейшим структурным компонентом, которое заключается в том, что каждый участник дела находится в ситуации придумывания, сочинительства, фантазии, то есть создания чего-то нового.
- в процессе ребята приобретают навыки общения, учатся работать, делить успех и ответственность с другими, узнают друг о друге много нового.
Слайд 4Одна из актуальных задач эстетического воспитания – развитие у детей
способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке
и в окружающем мире
Для понимания и приятия чужого эстетического опыта, для адаптации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, то есть способностью к общению, в том числе и эстетической деятельности.
Актуальность
Слайд 5Использование технологии коллективного обучения на уроках изобразительного искусства имеет следующие
цели:
1.Развитие коммуникативных способностей учащихся и потребности эстетического общения.
2.Активизация познавательного процесса
и расширение возможностей реализации знаний.
3.Активизация изобразительного творчества на уроках.
4.Упрощение процесса систематизации и закрепления знаний, умений и навыков.
Художественно - творческая деятельность в коллективе способствует учиться видеть других, видеть себя и преодолевать себя в общении, открыть красоту окружающего мира, развить способности к эстетическому восприятию и творчеству.
Слайд 6Задачи воспитательной деятельности педагога
Организовать разнообразную эмоциональную творческую личностно
и общественно значимую деятельность детей в классе как модель будущей
достойной жизни, в ходе которой шло бы развитие и благополучная социализация детей.
Создать условия для самореализации, самоутверждения, самореабилитации каждого ученика.
Создать благоприятный эмоциональный (нравственно-психологический) климат в коллективе, обеспечить условия защищенности каждого ребенка.
Для эмоционального воспитания формировать оптимистическое мировосприятие, собственным примером учить радостному проживанию каждой минуты на уроке.
Слайд 7ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАШИХСЯ
Общественный контакт
вызывает своеобразное
возбуждение жизненной энергии людей, результат которого определяется не сложением, а умножением их усилий. К.Маркс
Основные компоненты коллективной деятельности учащихся как дидактического метода:
- класс воспринимает данное учителем задание, как задание, за которое класс несет ответственность как коллектив и получает соответствующую социальную оценку;
- организация выполнения задания ложится на плечи самого класса и отдельных учащихся под руководством учителя;
- действует такое разделение труда, которое учитывает интересы и способности каждого ученика и позволяет каждому лучше проявить себя в общей деятельности;
- есть взаимный контроль и ответственность перед классом и группой
Слайд 8Условия для успешного решения педагогических задач
Первое условие - общая
забота. Воспитывать - значит действовать заодно с воспитанниками как сотрудниками
по общей творческой заботе.
Второе условие - единство уважения и товарищеской требовательности. Учитель должен всегда проявлять внутреннее, духовное отношение к ученику как младшему товарищу.
Третье условие - единство мыслей и действий, воли и чувств. Развивать в единстве все три стороны личности растущего человека: познавательно - мировоззренческую, эмоционально-волевую и действенную
Четвертое условие - единый коллектив. Учитель влияет на учеников, которые в свою очередь воздействуют друг на друга.
Пятое условие - творчество, а не шаблон. Не допускать унылого формализма и убивающего однообразия.
Слайд 9Формы коллективной творческой деятельности на уроках ИЗО
Совместно-индивидуальная - каждый
ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе
становится частью, элементом коллективной композиции.
Совместно-последовательная – выполнение учениками определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становиться предметом деятельности другого.
Совместно-взаимодействующая - одновременную совместную работу всех участников коллективного творчества, или постоянное согласование действия всех участников коллективной деятельности.
Слайд 10Новизна и практическая значимость
Урок ИЗО позволяет трудиться и познавать играя,
что является эффективным методом обучения.
Во-первых, игра доставляет ребенку радость.
Во-вторых, в игре есть такая же большая ответственность, как и в работе.
Слайд 11 Методические аспекты использования коллективной деятельности, применяемой на уроках изобразительного
искусства
Слайд 12Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов:
1. Подготовка к
выполнению группового задания.
а) Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации).
б)
Инструктаж о последовательности работы.
в) Раздача дидактического материала по группам
. 2. Групповая работа.
а) Знакомство с материалом, планирование работы в группе.
б) Распределение заданий внутри группы.
в) Индивидуальное выполнение задания.
г) Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе.
д) Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения).
е) Подведения итогов группового задания.
3. Заключительная часть.
а) Сообщение о результатах работы в группах.
б) Анализ познавательной задачи, рефлексия.
в) Общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
.
Слайд 13Содержание опыта.
Коллективная работа
По содержанию коллективная работа учащихся может
быть : монопредметной и межпредметной
По продолжительности
выполнения работы бывают краткосрочными, средней продолжительности и долгосрочными.
Работа может быть
в парах
в малых группах
всем классом
Слайд 14КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ -три уровня познавательной активности:
Первый уровень — воспроизводящая
активность — характеризуется стремлением ученика запомнить и воспроизвести материал, овладеть его
применением по образцу.
Второй уровень — интерпретирующая активность — характеризуется стремлением ученика осмыслить изучаемое, связать его с уже известными понятиями, овладеть способами применения знаний в новых условиях.
Третий уровень — творческий уровень активности — характеризуется интересом и стремлением ученика к нахождению нового способа решения задачи
Слайд 15Групповая, коллективная изобразительная деятельность в которой осуществляются следующие функции:
- информационная – обмен
чувственной и познавательной информацией;
- контактная – готовность к приёму и передачи
информации;
- координационная – согласование действий и организация взаимодействий;
- перцептивная – восприятие и понимание друг друга;
- развивающая – изменение личностных качеств участников деятельности.
Слайд 16 Условия, от которых зависит успех и качество результата коллективной
работы:
1.Педагог должен подробно продумать композицию коллективной работы, подобрать цвета, определить
размер и положение общей плоскости.
2.Педагогу необходимо выбрать художественный материал для работы и технику её исполнения.
3.Педагог должен определить размеры деталей, их соразмерность в общей композиции относительно общего размера листа или пространства.
4.Он может выбрать помощников для составления общей композиции.
Слайд 17Классификация коллективных работ
Фронтальные - соединение индивидуальных рисунков, сделанных с учетом
поставленной перед ребятами задачи;
на уроках в 5классе :
-
«Древние образы в народном искусстве»;
- «Единство конструкции и декора в народном жилище»;
- «Народные промыслы их истоки и современное развитие»;
- «Современное выставочное искусство» и др.
Слайд 18 -комплексная (групповая) - каждый учащийся делает свою часть задания,
заранее предвидя общий результат и согласовывая свою деятельность с работой
других учащихся;
-«Народные праздничные обряды»;
- «Моя деревня»
-«Греческая вазопись»
Классификация коллективных работ
Слайд 19-коллективно-производственная - каждый ученик делает только одну определенную операцию.
.
Классификация
коллективных работ
«Города Русской земли» - макет
Народные праздники «Масленица»
«Космос»
Слайд 20Коллективная художественно-творческая деятельность позволяет повысить интерес детей к изобразительной деятельности,
улучшить отношения в коллективе, достигнуть эффективности обучения. Полученные результаты могут
быть разными, но при этом качество художественной деятельности детей повыситься, несомненно, так как коллективно-творческая деятельность эффективна в процессе обучения и позволяет педагогу выйти на новый уровень исследования или эксперимента.
Слайд 22Коллективная работа монопредметная, средней продолжительности, выполненная малыми парами
Слайд 23Коллективные работы межпредметные, краткосрочные, выполненные в парах
Слайд 25Объединение дополнительного образования «Юный художник»
Слайд 26Анализ диаграммы показывает, что уровень знаний и их качество составляют
в среднем 100% и 90%
Уровеньуспеваемости и качество обучения
за последние
3 года учащихся
в 5 классах по теме
«Древние корни народного искусства»
Слайд 27В настоящее время, когда задача развития личности, индивидуальности и творческой
активности становится одной из центральных проблем современности , использование коллективной
формы организации учебно-воспитательного процесса на уроке положительно сказывается на развитии детей. Дети учатся находить верные решения, отвергать ложные, прислушиваться к мнению других.
При такой форме организации учебного процесса повышается мотивация обучения, формируются коллективистские отношения. Развивается самостоятельность. Активность и самостоятельность школьников выражается и в психологическом настрое их деятельности , все это значительные критерии познавательной самостоятельности и активности, показывающие, что школьник становится субъектом учебно-познавательной деятельности, то есть осуществляется развивающее обучение.
Заключение
Слайд 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Банников В. Развивающее обучение в рамках этнохудожественной системы
поствузовского дополнительного профессионального образования // Искусство в школе. - 2007.
- №3.
- Буланова И. Коллективная изобразительная деятельность // Искусство в школе. - 2007. - №4. - С. 17
Изобразительное искусство в школе / Под ред. В.В. Колокольникова. -М.: «Педагогика», 1975
Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.1: Общие основы, процесс воспитания.
- Подласый И.П. Педагогика: Новый курс: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. - Кн.2: Процесс воспитания.