Слайд 2Относительно времени зарождения этого искусства существуют разночтения. Сама традиция приписывает
создания китайской живописи четырём отцам основателям: Гу Кайчжи (кит. 顧愷之)
(344 — 406 гг.), Лу Таньвэй (кит. 陆探微 сер. V века), Чжан Сэнъяо (ок. 500 - ок. 550гг.) и У Даоцзы (кит. 吴道子, 680 — 740 гг.), живших с V-го по VIII века нашей эры.
Слайд 3Второй известный представитель «живописи интеллектуалов», известный пейзажист Го Си в
своём трактате «О живописи»[2], считает картину своеобразным психологическим портретом автора,
подчеркивая высокий смысл личности и благородства художника. Художник особо выделяет необходимость совершенства личности мастера. Другим важным аспектом произведения живописи он считает поэтичность, приводя принадлежащую неизвестному автору фразу: «Поэзия – это лишенная формы живопись; живопись – это обретшая форму поэзия».
Слайд 4Начиная со времён художника Ван Вэя (VIII век) многие «художники-интеллектуалы»
отдают предпочтение монохромной живописи тушью, над цветами, считая что: «Средь
путей живописца тушь простая выше всего. Он раскроет суть природы, он закончит деяние творца».[3]
Именно в этот период зарождаются основные жанры китайской живописи:
Жанр живописи растений, в частности живопись бамбука. Основателем живописи бамбука стал Вэнь Тун.
Слайд 5Начиная со времён зарождения китайской живописи на шёлке и бумаге
в V веке н. э. множество авторов предпринимают попытки теоретизации
живописи. Первым среди всех, пожалуй, был Гу Кайчжи, с подачи которого были сформулированы шесть законов - «люфа»:
Шэньцы — одухотворённость,
Тяньцюй — естественность,
Гоуту — композиция живописного произведения,
Гусян — постоянная основа, то есть структура произведения,
Мосе — следование традиции, памятникам древности,
Юнби — высокая техника письма тушью и кистью.
Слайд 6Китайская живопись после эпохи Сун
Периоды правлений династий Тан и Сун
считаются временем наивысшего расцвета китайской культуры. Это же можно сказать
и о китайской живописи. На протяжении последующих династий Юань, Мин и Цин художники ориентировались на образцы именно Сунского периода. В отличие от художников Тан и Сун, живописцы последующих эпох не стремились к созданию новых стилей, а наоборот, всячески подражали стилям ушедших эпох. И часто делали это на очень хорошем уровне, как художники времён монгольской династии Юань, последовавшей за эпохой Сун.
Слайд 7Китайская живопись XVIII – XX веков. Эпоха перемен.
XVI - XVII
века обернулись для Китая эпохой больших перемен и не только
из-за маньчжурского завоевания. С началом колониальной эры Китай начинает всё сильнее подвергаться культурному влиянию европейцев. Отражением этого факта стала трансформация китайской живописи. Одним из интереснейших китайских художников эпохи Цин считается Джузеппе Кастильоне (1688 — 1766), итальянский монах-иезуит, миссионер и придворный художник и архитектор в Китае. Именно этот человек стал первым художником, совместившим китайские и европейские традиции в своём рисунке.
Слайд 8XIX и XX века стали для Китая большим испытанием на
прочность. Китай вступил в эпоху перемен, невиданного доселе масштаба. В
течение XIX века Китай проиграл 2 опиумные войны европейским колонизаторам и подвергся значительному разорению со стороны европейцев. В 1894 – 1895 Китай проигрывает войну Японии и оказывается разделён между европейскими колониальными империями (в т. ч. и Россией), США и Японией на зоны влияния.
Слайд 9Однако, самой яркой личностью в Китайской живописи XX века был,
безусловно Ци Байши (1864 - 1957), совместивший 2 несовместимые ранее
для китайского художника черты биографии, он был приверженец «живописи интеллектуалов» и одновременно – выходец из бедной крестьянской семьи. Ци Байши также получил широкое признание на западе, в 1955 году он был удостоен международной премии Мира.
Слайд 10Китайская живопись маслом
Сегодня многие китайские художники предпочитают европейские масло и
холст, взамен традиционных туши, акварельных красок и тонкой бамбуковой и
рисовой бумаги. Начало китайской живописи маслом положил итальянский монах иезуит Д. Кастильоне.
Слайд 11Символизм в Китайской живописи
Для китайской живописи также характерен крайне изящный
язык образов. Часто изображая что-либо, китайский художник закладывает в рисунок
определённый подтекст. Некоторые образы встречаются особо часто, например четыре благородных растения: орхидея, бамбук, хризантема, слива мэйхуа. Кроме этого каждое из этих растений соотносится с определённым качеством характера. Орхидея нежна и утончена, ассоциируется с нежностью ранней весны. Бамбук - символ непреклонного характера, настоящего мужа высоких моральных качеств (Сюнь-цзы). Хризантема — прекрасна, целомудренна и скромна, воплощение торжества осени. Цветущая дикая слива мэйхуа ассоциируется с чистотой помыслов и стойкостью к невзгодам судьбы. В растительных сюжетах встречается и другая символика: так, рисуя цветок лотоса, художник рассказывает о человеке, который сохранил чистоту помыслов и мудрость, живя в потоке бытовых проблем.