Слайд 1Нарыжная Галина Александровна
учитель изобразительного искусства и МХК
МОУ СОШ №6
с.Саблинское Ставропольского
края
Лермонтов Михаил Юрьевич
200 лет со дня рождения
1814
- 2014
Поэт Прозаик Драматург Художник
2014 год
Слайд 2СОДЕРЖАНИЕ
Жизнь и творчество М.Ю.Лермонтова – поэта, прозаика, драматурга
Художественное наследие Лермонтова
Слайд 3Поэт Прозаик Драматург Художник
Слайд 4Лермонтов Михаил Юрьевич
Родился в 1814 году в селе Тарханы Пензенской
губернии, в имении бабушки будущего поэта Е.Арсеньевой. Здесь прошли детские
годы поэта. Он рано потерял мать (умерла в 1817, в возрасте 21 года) и вырос в разлуке с отцом.
Лермонтов в детском возрасте.
1817-1818. Неизвестный художник
Слайд 5Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег
на учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с
детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Слайд 6В 1827 бабушка привезла внука в Москву, чтобы продолжить его
образование. 1 сентября 1828 Лермонтов зачисляется полупансионером в Московский университетский
благородный пансион, одно из лучших учебных заведений России. Получает гуманитарное образование, которое пополняет самостоятельным чтением. В пансионе пишет стихи, очень рано осознав, что поэзия - его призвание. В эти годы испытывает влияние поэзии Байрона и пишет несколько "байронических поэм" ("Черкесы", "Кавказский пленник", "Корсар", "Преступник", "Олег", "Два брата"); в 1829 задумывает поэму "Демон", над которой будет работать почти до конца жизни.
Слайд 7 Осенью 1830 поступает в Московский университет на
нравственно-политическое отделение.
Неудовлетворенность Лермонтова лекциями профессоров и недовольство профессоров непочтительными ответами
и пререканиями студента, что считалось непозволительной дерзостью, привели к тому, что он подал заявление об увольнении и покинул университет в 1832.
В 1830 - 31 - вершинный этап юношеского творчества Лермонтова. Он работает необычайно интенсивно: за два года перепробовал практически все стихотворные жанры: элегия, романс, песня, посвящение, послание и т.д. Поэт напряженно всматривается в свою внутреннюю жизнь, пытаясь выразить словом невыразимые душевные движения. Он касается и общих вопросов бытия, и нравственной жизни личности. Драма "Странный человек" - своего рода фокус автобиографических мотивов его лирики этого периода.
Слайд 8По окончании Школы в 1834 произведен из юнкеров в корнеты
лейб-гвардии Гусарского полка, стоявшего в Царском Селе. Однако большую часть
жизни Лермонтов проводит в Петербурге, впервые почувствовав себя свободным. Его наблюдения за жизнью светского общества легли в основу драмы "Маскарад" (1835), которую он задумывал так: "Комедия, вроде "Горя от ума", резкая критика на современные нравы". Убедившись, что "Маскарад" не протащить сквозь театральную цензуру, возвращается к прозе: начинает роман - "Княгиня Лиговская", в котором впервые появляется имя Печорина. Автобиографические моменты романа связаны с Варенькой Лопухиной, глубокое чувство к которой всю жизнь не оставляло поэта.
Известие о гибели А.Пушкина потрясло Лермонтова и на следующий же день он пишет стихотворение "На смерть поэта", а через неделю - заключительные 16 строк этого стихотворения, которое сразу сделало его известным, переписывалось и заучивалось наизусть. 3 марта 1837 поэт был арестован по делу "о непозволительных стихах". Сидя под арестом, пишет несколько стихотворений: "Узник", "Сосед", "Молитва", "Желанье". Лермонтов был переведен из гвардии в Нижегородский драгунский полк и 1 апреля отправился из Петербурга на Кавказ. Направляясь в свою первую ссылку, он на месяц задержался в Москве, которая готовилась к большому торжеству - 25-летию Бородинского сражения. Поэт перерабатывает свое юношеское стихотворение "Поле Бородино", и появляется "Бородино", опубликованное в "Современнике" в 1837.
Слайд 9 Во время кавказской ссылки познакомился с декабристами,
тоже отбывавшими здесь ссылку, а с поэтом А.Одоевским даже подружился.
Почти все, что создал Лермонтов в период между двумя ссылками, так или иначе связано с Кавказом. Кавказские темы и образы нашли широкое отражение в его творчестве: в лирике и в поэмах, романе "Герой нашего времени" (1838). Они запечатлены и в многочисленных зарисовках и картинах Лермонтова,-одаренного живописца.
Слайд 10В январе 1838 приезжает в Петербург, так как хлопоты бабушки
и ходатайство В.Жуковского увенчались успехом, и поэт был переведен в
Гродненский полк, расположенный недалеко от Новгорода. Около месяца прожил в Петербурге, каждый день бывая в театре, был у Жуковского, которому отдал поэму "Тамбовская казначейша", вскоре опубликованную в "Современнике". В результате дальнейших ходатайств Лермонтов был переведен в свой прежний гусарский полк, стоявший в Царском Селе. Тогда же появилась без имени автора, не пропущенного цензурой, "Песня про царя Ивана Васильевича..."
Слайд 114 ноября 1832 он поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и
кавалерийских юнкеров. Два года, проведенные в обстановке казарменной муштры, были,
по его словам, "страшными". Но и в этих условиях Лермонтов тайком продолжает писать, хотя его творчество переживает период спада.
Слайд 12 Весна
Когда весной разбитый лед
Рекой взволнованной идет,
Когда среди лугов местами
Чернеет голая
земля,
И мгла ложится облаками
На полуюные поля,
Мечтанье злое
грусть лелеет
В душе неопытной моей;
Гляжу, природа молодеет,
Не молодеть лишь только ей;
Ланит спокойных пламень алый
С собою время уведет,
И тот, кто так страдал, бывало,
Любви к ней в сердце не найдет
Поток
Источник страсти есть во мне
Великий и чудесный;
Песок серебряный на дне,
Поверхность лик небесный;
Но беспрестанно быстрый ток
Воротит и крутит песок,
И небо над водами
Одето облаками.
Родится с жизнью этот ключ
И с жизнью исчезает;
В ином он слаб, в другом могуч,
Но всех он увлекает;
И первый счастлив, но такой
Я праздный отдал бы покой
За несколько мгновений
Блаженства иль мучений.
Стихотворения
Слайд 13Художественное наследие Лермонтова
Михаил Юрьевич Лермонтов был очень
одарённым человеком. Помимо высокого дара поэзии и природной музыкальности, он
был наделён большим талантом художника. Многие исследователи его творчества считают, что если бы он занимался живописью и графикой более серьёзно и профессионально, то, несомненно, он бы стал большим русским художником.
Слайд 14Картины Лермонтова
Автопортрет Лермонтова
Слайд 15Тематика работ Лермонтова-художника
По своей тематике и жанровым признакам работы Лермонтова-художника
могут быть разбиты на несколько групп:
1) военная тема (она
преобладает);
2) пейзажи (составляют большую часть картин Лермонтова и занимают значит. место среди его рисунков; среди акварелей их немного);
3) портреты (этот жанр Лермонтов разрабатывал главным образом в акварелях и рисунках;
4) карикатуры (один из любимых жанров Лермонтова; они присутствуют в его альбомах и в альбомах его друзей; большая часть карикатур пока не расшифрована);
5) жанровые сцены (светские сцены, кавказский быт, сцены из крестьянской жизни; Лермонтов разрабатывал эти темы главным образом в рисунках);
6) наброски и рисунки, не имеющие определенного сюжета, изображения всадников, военных и лошадей; экспрессия, динамичность, лаконичная выразительность делает многие из них маленькими шедеврами;
7) иллюстрации — самая небольшая группа рисунков поэта. Среди них — несколько автоиллюстраций: к поэме «Кавказский пленник» (гуашь, 1828), зарисовки на полях и заглавном листе «Вадима» и на полях «Сашки», рисунок на автографе стихотворения «На севере диком…», а также 4 иллюстрации к повести А. А. Бестужева (Марлинского) «Аммалат-бек». Сюда следует добавить 5 акварелей.
Слайд 16Живописные произведения Лермонтова
не профессиональны, они нередко грешат
против правил мастерства, но все имеют только им присущую гамму
красок, своеобразный аспект восприятия природы, подлинных зрительных впечатлений поэта.
Слайд 17Талант художника Лермонтова очень многогранен. Он увлекался портретом, изображая с
большой достоверностью людей своего круга. Ему великолепно удавались пейзажи, как
в живописи, так и графике. Лермонтов проявил себя незаурядным мастером карикатуры и анималистических зарисовок скачущих лошадей и групп всадников. Множество его работ посвящено военной тематике – это изображение
поединков, сражений,
вооружённых черкесов, русских
офицеров и юнкеров.
Слайд 18 Художественное наследие Лермонтова является подлинной изобразительной летописью его жизни.
Огромное место, как и в его литературном творчестве, занимает Кавказ.
Почти все самые лучшие картины, рисунки акварели поэта связаны с зародившейся в детстве любовью к Кавказу. Он был одним из первых русских художников, начавших писать природу Кавказа.
Сам Лермонтов признавался, что привёз из первой ссылки на Кавказ «порядочную коллекцию» рисунков, снятых «на скорую руку», они и послужили ему материалом для будущих картин. Именно по возвращению с Кавказа талант Лермонтова – живописца раскрылся в полной мере.
На многих рисунках и картинах Лермонтова изображены конкретные места Кавказа, бесспорно, выполненные с натуры, поскольку они очень точны в деталях.
Слайд 19 Полк, в котором служил Лермонтов, располагался недалеко от Тифлиса –
всего в ста верстах. И поэт неоднократно бывал в этом
замечательно древнем городе. Так появилась ещё одна замечательная картина Лермонтова «Вид Тифлиса». Он является отличным образцом романтической живописи, характерной для той эпохи.
Слайд 20М.Ю. Лермонтов. Тифлис.
Масло. 1837
Слайд 21 Древняя столица Грузии – Мцхета ярко отражена как в художественном,
так и в поэтическом творчестве Лермонтова.
Великолепие гор, величественные стены
собора Светицховели, развалины монастыря Джвариссагдари воскрешали в памяти поэта давно минувшие образы. Эти места воспел Лермонтов в поэме «Мцыри», действие которой происходит «…там, где, сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры…»
Эти места Лермонтов запечатлел на своей картине «Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты».
Слайд 22М.Ю. Лермонтов
Военно-Грузинская дорога близ Мцхета
Масло. 1837
Слайд 23М.Ю. Лермонтов
Сцена из кавказской жизни
Масло. 1838
Слайд 24М.Ю. Лермонтов
Крестовый перевал
Масло. 1837–1838
Слайд 25 Одна из лучших живописных работ Лермонтова «Крестовая гора» написана
под сильными впечатлениями от увиденного им на Кавказе. Она выполнена
по зарисовкам, сделанным с натуры, в конце 1837 года. Вот как описывает свои впечатления Лермонтов в письме своему другу С. Раевскому:
«Как перевалился через хребет в Грузию, так бросил тележку и стал ездить верхом; лазил на снеговую гору (Крестовая) на самый верх, что не совсем легко; оттуда видна половина Грузии как на блюдечке, и, право, я не берусь объяснить или описать этого удивительного чувства: для меня горный воздух – бальзам; хандра к чёрту, сердце бьётся, грудь высоко дышит – ничего не надо в эту минуту: так сидел бы да смотрел целую жизнь».
Слайд 26М.Ю. Лермонтов
Окрестности селения Караагач
(Кавказский вид с верблюдами)
Масло. 1837–1838
Слайд 27М.Ю. Лермонтов
Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби.
Автолитография,
раскрашенная акварелью. 1837–1838
Слайд 28М.Ю. Лермонтов
При Валерике. Похороны убитых.
Акварель. 1840
Слайд 29 Одной из картин на военную тему явилось полотно «Перестрелка
в горах Дагестана».
Здесь Лермонтов средствами живописи сумел показать
суровую обстановку военной жизни и утомительный бой русских с черкесами.
Слайд 30М.Ю. Лермонтов
Перестрелка в горах Дагестана
Масло. 1840–1841
Слайд 31М.Ю. Лермонтов
Вид Пятигорска
Масло. 1837
Слайд 32М.Ю. Лермонтов
Воспоминание о Кавказе
Масло. 1838
Слайд 33М.Ю. Лермонтов
Кавказский вид с Эльбрусом
Масло. 1837
Слайд 34М.Ю. Лермонтов
Черкес
Масло. 1838
Слайд 35В гусарской среде, а затем и в Петербургских гостиных был
известен под именем Монго Алексей Аркадьевич Столыпин – друг и
родственник Лермонтова. Его изобразил Лермонтов в костюме курда в замечательной акварели.
Слайд 36М.Ю. Лермонтов
Алексей Аркадьевич Столыпин (Монго) в костюме курда
Акварель. 1841
Слайд 37М.Ю. Лермонтов
Дарьяльское ущелье
с замком царицы Тамары
Карандаш. 1837
Слайд 38М.Ю. Лермонтов
Пляска грузинок на плоской кровле
Итальянский карандаш. 1837
Слайд 39М.Ю. Лермонтов
Тифлис. Метехский замок
Карандаш. 1837
Слайд 40М.Ю. Лермонтов
Скачущий всадник
и наброски мужских голов
Перо, чернила.
1832–1834
Слайд 41М.Ю. Лермонтов
Черкес, стреляющий на скаку
Карандаш. 1832–1834
Слайд 42М.Ю. Лермонтов
Всадники, спускающиеся с крутого склона к воде.
Карандаш.
1832–1834
Слайд 43М.Ю. Лермонтов
Всадник в восточном костюме со знаменем.
Сепия. 1836
Слайд 44М.Ю. Лермонтов
Кавказский вид с арбой
Карандаш. 1837
Слайд 45М.Ю. Лермонтов
Вид Бештау близ Железноводска
1837
Слайд 46 Лермонтов, как и многие великие поэты и художники, изобрёл
свою собственную тайнопись. Например, Леонардо Да Винчи писал зеркально так,
что его текст можно было прочитать при помощи зеркала. Лермонтов зашифровывал имена и фразы из своих стихотворений в штриховке на рисунках.
Тайнопись – это способ зашифровки каких-либо имён и фраз, у художников это способ незаметной вставки текста в свои работы и их маскировка. «Тайнопись Лермонтова» была обнаружена одним профессиональным художником-графиком, Л.Н. Шаталовой.
Слайд 47 Рисунки и картины Лермонтова, которых он создал большое количество за
свою недолгую и беспокойную жизнь, – это живописные и графические
дневники его жизни. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.
«Как я любил, Кавказ мой величавый,
Твоих сынов воинственные нравы,
Твоих небес прозрачную лазурь
И чудный вой мгновенных, громких бурь…»
Слайд 48Источники:
http://lermontov.niv.ru/lermontov/kavkaz/vid.htm
http://ru.wikisoarce.org/wiki/
http://javascript:window.close.
http://www/a4format.ru
http://elenaranko.ucoz.ru/ Шаблон презентации Ранько Елены Алексеевны учителя начальных классов МАОУ
лицей №21 г. Иваново
М.Ю. Лермонтов. Собрание сочинений в 4-х томах.
Том I
История русской литературы XIX века. Первая половина. А.И. Ревякин.
Мануйлов В.А. Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова.
Рясова И.И. «Где по кремням Подкумок мчится…»
Елизавета Яковкина «Последний приют поэта. Домик Лермонтова».
Арнольди А.И. «Лермонтов в Пятигорске в 1841г.».
Мануйлов В.А. «Летопись жизни и творчества М.Ю.Лермонтова».