многом навеянный поэмой Лермонтова и оказавшийся необыкновенно созвучным наступающей эпохе
символизма, был выдуман Врубелем ещё во время работы в Киеве. Удивительно – занятия иконописью подвигли художника на разработку богоборческого сюжета.В эту картину был влюблён
Александр Блок, назвавший её «символом нашего времени».
Он же усмотрел в колористических соцветьях полотна полную аналогию лермонтовскому:
«Он был похож
на вечер ясный –
Ни день, ни ночь,
Ни мрак,
Ни свет.
Переселившись в Москву, Врубель обосновался в доме Саввы Мамонтова и вплотную занялся картиной. Мамонтов предоставил ему для этого собственную студию. Своё отношение к тому, что он пишет, художник выразил в одном из писем к отцу: «Демон – дух не только злобный, сколько страдающий и скорбный…»