Слайд 1Национальный музей Прадо.
http://prezentacija.biz/
Слайд 2 Прекрасно известный каждому ценителю искусства музей Прадо в Мадриде входит в число
самых посещаемых музеев на свете — ежегодно полюбоваться коллекцией Прадо, состоящей из лучших
полотен позднего Ренессанса и Нового Времени, сюда приходят свыше 2 с половиной миллионов человек. В Прадо находятся поражающие своей обширностью коллекции испанского, фламандского и итальянского искусства, включающие известные на весь мир работы Веласкеса, Гойи, Босха, Рубенса и других великих мастеров. Сегодня коллекция живописных полотен музея насчитывает примерно 8600 картин. Ограниченные площади музея, к сожалению, позволяют разместить в экспозициях только 2000 работ живописцев.
Слайд 3ИСТОРИЯ МУЗЕЯ
Коллекция музея начала формироваться испанскими королями еще со времен правления
Карла V и его сына Филиппа II, чье восхищение вызывали работы ряда
великих художников того времени — Тициана, Тинторетто, Веронезе и других. В дальнейшем представители правящих династий Габсбургов и Бурбонов только пополняли королевское собрание картин. В частности, речь идет о Рубенсе, Эль Греко и, конечно же, великих испанцах — Веласкесе и Гойе.
Здание музея было построено в 1785 году архитектором Хуаном де Вильянуэва по заказу испанского короля Карла III для государственных нужд, но функционировать оно начало только при внуке Карла Фердинанде VII, который по совету своей превратил его в новый Королевский музей живописи и скульптуры, известный всему миру сегодня как Прадо.
Слайд 4 В становлении музея Прадо активно участвовала королева Исабель де Браганса, которую после
ее смерти на этом поприще сменила следующая супруга Фернанда VII — Мария Хосефа
Амелия. Не смотря на то, что Фернандо VII не удалось время своего правления сделать эпохой успехов Испании, однако, именно в это время создается художественный музей, который по праву относят к величайшим музеям мира.
В 1936 году в Испании начинается гражданская война, что приводит к закрытию музея и отправке картин в Швейцарию. Уже в июле 1936 года двери музея вновь распахиваются для посетителей, однако, его экспозиции выставляются в неполном виде: некоторая часть картин еще оставалась в Женеве. Все картины были возвращены в Испанию лишь к началу Второй Мировой войны.
Слайд 5 В 1971 году музей Прадо открывает свой филиал, который занимает здание
Касон дель Буэн Ретиро. В залах филиала размещаются, главным образом, полотна
испанских художников
Слайд 6КОЛЛЕКЦИЯ
ИСПАНСКАЯ ШКОЛА живописи
Экспозиции испанской живописи музея Прадо (Museo del Prado) нет равных
в мире. Она охватывает период с XII века до начала
XIX столетия и представляет 4800 бесценных произведений изобразительного искусства. Галереи картин занимают три этажа и дают возможность проследить всю историю испанской школы живописи. В музее собраны масштабные коллекции полотен Эль Греко, Диего Веласкеса и Франсиско Гойи, демонстрируются работы Санчеса Коэльо, Хусепе де Риберы, Франсиско де Сурбарана, Эстебана Мурильо. В филиале музея Casón del Buen Retiro выставлены картины испанских художников XIX века.
Слайд 7 Коллекция Эль Греко в Прадо насчитывает около 30 работ. Самая
известная из них – «Рыцарь с рукой на груди» 1579
года, написанная в Толедо. Картина считается одним из лучших образцов портретной живописи XVI века. Глаза изображенного на полотне неизвестного идальго притягивают, словно магнит, а жест клятвы выглядит абсолютно искренним. Считается, что в этом портрете отчетливо проявилась способность великого художника увидеть и передать внутренний свет человека.
Эль Греко (1540–1614 гг.)
Слайд 8 Большая часть произведений Эль Греко относится к жанру религиозной живописи
и выполнена в стиле маньеризма. На полотне «Сошествие Святого Духа»
1600 года изображена Дева Мария в окружении учеников Христа и голубь, символизирующий Святой Дух. Полотно отличается динамичным развертыванием композиции снизу вверх, строится на сопоставлении оцепенелости и движения, замкнутости и беспредельности.
Слайд 9Веласкес (1599–1660 гг.)
Гений Веласкеса представлен в Прадо 50-ю творениями, среди которых центральное
место занимает всемирный шедевр «Менины», созданный в 1656 г. Реалистичная
картина, изображающая сцену из жизни семьи короля Филиппа IV, мгновенно переносит созерцателя на несколько веков назад и делает его участником действия. В центре композиции – пятилетняя инфанта Маргарита, которая вместе со своей свитой находится в мастерской, где придворный художник Диего Веласкес пишет портрет ее родителей. Филипп IV и его жена Марианна Австрийская, одновременно приходящаяся ему племянницей, позируют за пределами полотна и отображаются в висящем на стене зеркале. Они внимательно смотрят на дочь, всеми силами стремящуюся продемонстрировать родителям свое умение держать себя по-королевски. Художник отчетливо передает контраст между хрупкой прелестью, живостью личика принцессы и той непростой ролью, которую она вынуждена играть соответственно высокому сану, лишившему ее детства. Свита инфанты, включающая фрейлин, гвардадамаса, дуэнью и карликов, выписана весьма достоверно, что говорит о желании живописца подчеркнуть особенности придворного этикета.
Слайд 11 Среди других известных произведений Веласкеса в музее можно увидеть написанный
в 1628 г. «Триумф Вакха», где художник с изрядной долей
иронии изображает юного бога вина; уникальные произведения «Поклонение волхвов» 1619 года и «Распятие Христа» 1632 года, иллюстрирующие сцены из библии; сочетающую мифологический сюжет и сцену в ковровой мастерской картину «Пряхи» 1657 года; созданное в 1635 г. полотно «Сдача Бреды» – одно из самых гениальный творений батальной живописи.
Слайд 12Гойя (1746–1828 гг.)
Чтобы осмотреть коллекцию картин Гойи, понадобится несколько дней. Прадо
представляет 135 гравюр, рисунков и картин художника. По самой крайней
мере, пять из них нельзя пропустить.
Связь творчества живописца с религией наиболее отчетливо видна в картине «Распятие» 1780 года, изображающей мученическую смерть Христа. Полотно написано в строго академическом стиле, другие произведения Гойи на библейские темы гораздо менее ортодоксальны.
Слайд 13 Картину «Молочница из Бордо» Гойя написал в последние годы жизни.
На ней изображена его дальняя родственница Розарио, помогавшая ему вести
хозяйство. Технику мазка и работу со светом, мягко окутывающим фигуру героини, искусствоведы рассматривают как предвосхищение импрессионизма.
Слайд 14Рибера (1591–1652 гг.)
Хусепе де Рибера – живописец широкого творческого спектра. Он
создавал портреты, писал картины библейской и мифологической тематик, а также
причисляется к крупнейшим мастерам гравюры. С его творчеством знакомят относящиеся к 1628 году полотна «Иксион» и «Титий или Прометей», работы «Смеющийся Демокрит» 1630 года, «Троица» 1636 года, «Мученичество Святого Филиппа» 1639 года и созданная в 1645 году картина «Кающаяся Мария Магдалина».
«Иксион»
«Мученичество Святого Филиппа»
«Кающаяся Мария Магдалина»
Слайд 15Сурбаран (1598–1664 гг.)
Для творчества представителя севильской школы живописи Франсиско де
Сурбарана характерно органичное сочетание строгого монументализма образов и композиций с
теплотой цветовой гаммы, тщательностью передачи фактуры. Экспозиция работ выдающегося мастера включает полотна «Видения Святого Педро Ноласко» 1629 года, «Благословляющий Христос» 1638 года, а также написанные в 1634 году картины «Оборона Кадиса», «Подвиги Геркулеса» и «Натюрморт с четырьмя сосудами».
«Благословляющий Христос»
Слайд 16Итальянская школа живописи
Живопись итальянских художников в Прадо представлена очень широко.
Здесь есть полотнаТинторетто и Тициана, Рафаэля и Ботичелли, Мантенью и Веронезе и других. Испанские короли, приобретая картины итальянских
мастеров, предпочитали венецианскую школу. В целом в музее итальянский раздел насчитывает более 1000 картин, что по объему уступает только испанской коллекции. Основная часть картин перешла в музей из королевской коллекции.
Здесь хранятся 40 картин Тициана, который во времена правления Филиппа II был придворным живописцем испанского двора. Филипп V собрал великолепную коллекцию работ Рафаэля. По полноте представления уступает только испанской школе живописи. Большинство картин итальянских художников ранее были частью королевской коллекции.
Слайд 17 В XVII-XVIII веках коллекции итальянских художников музея Прадо продолжали пополняться,
причем тоже стараниями королей: по дипломатическим линиям вице-королям в Неаполе
и Риме было приказано скупать картины
Тинторетто "Иосиф и жена Потифара" около 1555г.
Слайд 18Рафаэль Cанти "Святое Семейство под дубом" 1518г.
Слайд 19Никола Пуссен "Триумф Давида" 1630-31 г.
Слайд 20Французская школа
Французская школа живописи в музее Прадо также представлена неплохо.
Она состоит из трех сотен картин, бывших ранее частью Королевской
коллекции. Диапазон охвата работ французских художников – от XVI и до начало XIX столетий.
Альбрехт Дюрер "Автопортрет в возрасте 26 лет" 1498г.
Слайд 21Немецкая школа живописи
Картины немецких художников представлены в музее Прадо достаточно
средними произведениями и о них можно было бы и не
говорить, если бы среди них не выделялись несколько работ знаменитых авторов.
Это картины Альбрехта Дюрера, великого художника немецкого Возрождения, который много путешествовал по Европе, что вдохновляло его на написание картин. Во времена короля Филиппа IV в музее появилось несколько картин Дюрера.
Антон Рафаэль Менгс "Поклонение пастухов" 1770г.
Слайд 22Фламандская и Голландская школы живописи
Живопись Фландрии наряду с испанской и итальянской художественными
школами составляет славу музея Прадо (Museo del Prado) в Мадриде. Его
богатейшая коллекция насчитывает более семисот полотен великих нидерландских и фламандских мастеров. Этими гениальными творениями Прадо обязан преимущественно испанским королям, которые начиная с XVI века привозили в Испанию лучшие произведения изобразительного искусства из подвластных им регионов Европы. Основу музейной экспозиции данной школы составляют значительные собрания полотен Иеронимуса Босха и Питера Пауля Рубенса, работы Робера Кампена, Рогира ван дер Вейдена и Ганса Мемлинга, картины Иоахима Патинира, Питера Брейгеля, Антониса ван Дейка и Якоба Йорданса.
Слайд 23Кампен (1378—1444 гг.)
Нидерландского живописца Робера Кампена считают основоположником Северного Возрождения и первым
в европейском изобразительном искусстве портретистом. Из представленных в Прадо работ
следует выделить его «Святую Барбару» 1438 года, выполненную в манере фламандского примитивизма, а также картину на деревянной доске «Благовещение», которую художник писал на протяжении 10 лет (1430—1440 гг.)
"Святая Барбара"
Слайд 24Ван дер Вейден (1400—1464 гг.)
Ван дер Вейден является одним из наиболее
влиятельных мастеров ранненидерландской живописи. Художника отличает умение доподлинно передать эмоции
своих персонажей. Показательны в этом отношении картина «Пиета» (после 1450 г.), на которой лица Богоматери и Святого Иоанна преисполнены глубокой скорби, и масштабная композиция на дереве «Снятие с креста» 1435 года, где взаимосвязь поз и жестов подчеркивает страдания героев.
"Пьета"
Слайд 25Мемлинг (1433—1494 гг.)
Фламандский художник Ганс Мемлинг, продолжатель традиций Северного Возрождения, представлен
в музее шедевром «Поклонение волхвов» 1472 года. Картина притягательна необычайной
чистотой образов, окруженных умиротворенной атмосферой, которая ощущается благодаря мастерскому применению холодного равномерного света.
Слайд 26Босх (1450—1516 гг.)
Мастер был любимым художником короля Филиппа II. Творчество «профессора
кошмаров», как окрестили Босха сюрреалисты, оказалось чрезвычайно близким внутреннему миру
мрачного монарха. Знаменитая картина «Семь смертных грехов» 1480 года, где живописец высмеивает человеческие пороки, висела у короля в спальне, а творение «Воз сена» 1500 года на тему жадности украшало его кабинет.
Слайд 27Патинир (1480—1524 гг.)
Фламандский художник Иоахим Патинир – основатель европейской пейзажной живописи, сделавший
природу значимым компонентом религиозных сюжетов. В экспозиции музея демонстрируются его
картины «Отдых на пути бегства в Египет» 1520 года, «Переправа через Стикс» 1524 года, «Пейзаж со святым Иеронимом» 1517 года и совместная с Квентином Массейсом работа «Искушение святого Антония», написанная в 1515 году.
«Отдых на пути бегства в Египет»
Слайд 28Рубенс (1577—1640 гг.)
Музейная коллекция произведений южнонидерландского художника Питера Пауля Рубенса, сумевшего
соединить в своем творчестве традиции брейгелевского реализма и приемы венецианской
школы, насчитывает около ста картин. Среди них всемирно известные гениальные творения «Поклонение волхвов» 1609 года и «Три грации» 1638 года. Интересна работа «Сад любви», созданная в 1630 г., где художник искусно переплетает воображаемое и реальное, автобиографическое и фантастическое.
Экспозиция произведений живописца включает полотна: «Святой Георгий с драконом» 1607 года, «Смерть Сенеки» 1615 года, «Непорочное зачатие» 1628 года, «Кардинал-инфант на коне» 1636 года, написанный в 1622 году портрет Марии Медичи.
Слайд 29Питер Пауль Рубенс "Три Грации", 1639г.
Слайд 30 Сегодня коллекция музея Прадо включает в себя большое количество шедевров самых
различных живописных жанров. Этот музей по праву принадлежит к числу символов Испании,
каким во Франции является Лувр, в России — московский Кремль, а в Египте — пирамиды в Гизе.