Слайд 1Месопотамский зиккурат. Зиккураты в Уре и Вавилоне. Глазурованный кирпич и
ритмический узор — основные декоративные средства
Презентацию подготовила
учитель ИЗО
Гильдт Валентина
Степановна
МХК 10
класс
2011г.
Слайд 2Первая цивилизация возникла около IV тысячелетия до н. э. на
территории «плодородного полумесяца» между Тигром и Евфратом, дав жизнь красочной
культуре Месопотамии (Двуречья). Эта культура, как было принято в древних земледельческих родоплеменных общинах, отражала главное для них - обеспечение плодородия на основе ведения общинно-ирригационного сельского хозяйства.
Слайд 3 Из-за тoгo что на этих землях не было
достаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и
требовали постоянного обновления. Традиция не менять мecта и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловила появление зиккурата - многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объемов. Причем каждый последующий объем был по периметру меньше предыдущего. Высота и размер зиккурата свидетельствовали о древности поселения и степени близости людей к богам, давая надежду на их особое покровительство. По существу, храм, воплощая образ мирового древа, зримо воспроизводил тот ковчег, который боги в шумеро-аккадском эпосе о гильгамеше повелели выстроить перед Всемирным потопом.
Слайд 4 Идея высокой платформы, не только сохраняющей здание во
время подъема вод, но и позволяющей обозревать eгo со всех
сторон, определила главную особенность месопотамской архитектуры - преобладание массы над внутренним пространством. Ее тяжелую пластику смягчали ритмический рельеф на плоскости стены и красочный декор из сиявших, словно софиты, разноцветных глазурованных кирпичей.
Слайд 5Так выглядел зиккурат Этеменнигуру в Уре (ХХI в. дон. э.)-
храм шумерского бога луны Нанны: четыре кубических монолита, соединенные лестницами.
Стены каждой платформы имели вертикальные кирпичные выступы, по которым струился зигзагообразный узор из перламутра, paковин, металлических пластин и керамических гвоздей, чьи шляпки под яркими лучами солнца вспыхивали красными, черными, синими, золотистыми искрами.
3иккурат
Этеменнигyру в Уре.
XXI в. до н. з.
Реконструкция
Слайд 6 Широкие площадки платформ заполняли растения в кадках: гранаты,
виногpaд, розы, жасмин. Подобные «висячие сады», возникшие как способ спасения
от грунтовых вод, впоследствии стали главной изюминкой в украшении дворцов ассирийских и вaвилонских царей.
Слайд 7Красочны и монументальны были и сооружения общеcтвeннoгo назначения, дворцы ассирийских
и вавилонских владык. Сочетание строгой графики и красочной декоративности -
еще одна особенность месопотамского стиля в архитектуре и изобразительном искусстве. При этом мнoгoкpaтное воспроизведение одного и тoгo же рельефа* на глазурованных кирпичах белого, черного, кpacнoгo, синего, желтого цветов создавало особый церемониальный ритм
Рельеф
«Раненая львица»
Слайд 8 Мощный прямоугольный объем ворот Иштар (VI в. до
н. э.), укрупненный квадратными в плане зубчатыми башнями с арочным
проходом между ними - так называемый хеттскиu портал, - покрывали темно-синие изразцы. Эту синюю громаду несколько смягчало монотонное чередование рельефа: золотисто-желтого, изображающего священных быков, и молочно-белого, воссоздающего зверей бога Мардука, фантастических существ с маленькой рогатой гoловкой на змеевидной шее, с передними львиными и задними орлиными лапами
Слайд 9Дopoгy процессий, которая вела от ворот к святилищам, обрамляла стена,
также облицованная изразцами. По их бирюзовому полю величаво ступали рычащие
львы кофейного цвета с роскошной рыжей гривой и оскаленной пастью; их мерная поступь как бы вторила шествию людей к храму.
Ворота богини
Иштар в Вавилоне
VI в. до н. э.
Реконструкция
Слайд 10Ворота богини
Иштар в Вавилоне
VI в. до н. э.
Реконструкция
Слайд 11Помимо монументальности и красочной декоративности искусство Месопотамии отличалось предельной точностью
при изображении живой природы. Это видно по peльефам на алебастровых
пластинах, сплошным кoвром выстилавших стены ассиро-вавилонских двopцов снаружи и изнутри.
Ассирийский жрец. Рельеф из севеpo- западногo дворца.Capгoнa 11 в Дур - Шаррукине. VIII В. до н. э Лувр. Париж
Предпочтение отдавалось батальным сценам, ритуальному подношению дaров, царской охоте, а также декоративным узорам, основу которых составляет изображение крылатых быков и крылатых гениев с «древом жизни» - божеств возрождающейся весенней природы.
Слайд 12 Совершенным образцом пластической выразительности, многообразия поз, накала
эмоций служат рельефы из дворца Ашшурнасирлапа ll в Капьху (lX
в. до н. э.), где разворачивается цapская охота на хищников: несутся в легких колесницах, стреляя из лука, царские сатрапы, оруженосцы орудуют мечами, разбегаются в разные стороны обезумевшие пантеры, ревут смертельно раненные львы. Реалистично передана ярость пораженного стрелами льва, ycтpeмившегося в прыжке на колесницу царя, который упреждает нападение метким выстрелом из лука.
Слайд 13 Невдалеке пытается подняться львица с перебитым хребтом. Могyчий
лев с простреленным боком еще держится на нoгax, но тело
несчастного животнoгo уже подалось вперед в последней судороге, а из пасти хлещет кровь. Люди и звери в неожиданных ракурсах плотно заполняют пространство, чувствуется напряженное действие и ритм - И все это словно подернуто воздушной дымкой, которая позволяет ощутить пространственную глубину и пульсацию живой плоти.
Слайд 14Охота на хищников царя Ашшурнасирпала-
11. Рельеф дворца Ашшурнасирпала
11
в Кальху. IX в. до н. э.
Британский музей.
Лондон
Слайд 15 Самобытное месопотамское искусство сильно повлияло на искусство ближайших
соседей - египтян и персов. В более поздние века оно
распространилось через Северную Африку и мавров, пришедших в Испанию, на западноевропейское искусство, а через народы, населявшие бассейн гаспийского моря, на Восточную Русь.
Слайд 16ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
1. Какие черты характерны для
архитектурных сооружений в гopoдах - государствах Месопотамии? Чем они обусловлены?
2. Какие декоративные средства использовали зодчие для украшения храмов Этеменнигyру в Уре и Этеменанки в Новом Вавилоне? Что общего в их декоре?
3. Какие реалии отражены в ассиро-вавилонских рельефах?