Слайд 2Имя при рождении:
Рембрандт Харменс ван Рейн
Дата рождения:
15 июля 1606
Место рождения:
Лейден
Дата смерти:
4 октября 1669 (63 года)
Место смерти:
Амстердам
Жанр:
Живопись, офорт
Слайд 3Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн
(1606—1669) —нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени,
крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих
произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Слайд 4Биография
Рембрандт Харменсзон
(«сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606
года
(по некоторым данным, в 1607)
в многодетной семье состоятельного
владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене.
Слайд 5В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес
проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться
изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу
Якобу ван Сваненбюрху
В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом
Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.
«Аллегория музыки» 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта.
Слайд 6В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам,
где свойственная эстетике барокко
динамичность и
внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу
увидевших в нём нового Рубенса.
Слайд 7Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием
множества этюдов мужских и женских голов , в которых он исследует своеобразие
каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.
Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.
Слайд 8В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает
жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах,
он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» (1633), и «Снятие с креста» (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса.
Слайд 9Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму
после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632),
на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.
Слайд 10Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта.
Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрхоткрывает перед художником
двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена.
«Смеющаяся Саския» (1633, Дрезден).
Слайд 11Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта),
который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это
были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639).
Слайд 12К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии —
иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных
одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634).
«Портрет Саскии в образе Флоры»
(1641, Дрезден).
Слайд 14Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта
требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией.
В «Пире Валтасара»
(1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены
Слайд 15Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом»,
1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей
последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки.
Слайд 16Рембрандт и герои «Ночного дозора» на площади Рембрандта в Амстердаме в
2006 году(скульпторы А. Таратынов, М. Дронов)
Слайд 17В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла
все свое имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус
получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась.
Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии "в случае заключения нового брака".
Корнелия в 1670 году вышла замуж, у нее было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье.
Хендрикье Стоффелс (1655)
Слайд 18В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году
офортом «Три креста» (не закончен).
Слайд 19Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы
два «Святых семейства», 1645 и 1646 годов. Вкупе с «Поклонением пастухов»
(1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни[1]. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов.
Слайд 20«Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской
пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и
до сих пор находится в розыске.
Слайд 21В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё
своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. обанкротстве.
После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.
«Титус за партой» (1655, Роттердам).
Слайд 23«Титус в образе монаха» (1660, Амстердам).
Слайд 24Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х — ясность и монументальность крупнофигурных композиций.
Характерна в этом отношении работа «Аристотель с бюстом Гомера», исполненная
в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку.
Слайд 25Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики
и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению
с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора». Зато все требования заказчиков были выполнены.
Слайд 26Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как
портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард
де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.
Слайд 27Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как
«Ассур, Аман и
Эсфирь» (1660)
и «Отречение апостола Петра» (1660).
Слайд 28По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, —
неоконченное «Возвращение блудного сына»(1666/1669),
и т. н. «Еврейская невеста»
Слайд 29Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его
в амстердамской Вестеркерк.
Слайд 30. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин,
более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта-рисовальщика не
уступают его достижениям в области живописи; особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером.