Разделы презентаций


Выразительные средства речи презентация, доклад

Содержание

Основные лексические ИВССинонимы (контекстные синонимы)Антонимы (контекстные антонимы)Устаревшие словаНеологизмы (индивидуально-авторские слова)ДиалектизмыПросторечияЖаргонизмыЭмоционально-окрашенная лексикаЛексический повторФразеологизмыКрылатые слова и выражения

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Выразительные средства русской речи
Задание В8
Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

Выразительные средства русской речиЗадание В8Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА»

Слайд 2Основные лексические ИВС
Синонимы (контекстные синонимы)
Антонимы (контекстные антонимы)
Устаревшие слова
Неологизмы (индивидуально-авторские слова)
Диалектизмы
Просторечия
Жаргонизмы
Эмоционально-окрашенная

лексика
Лексический повтор
Фразеологизмы
Крылатые слова и выражения

Основные лексические ИВССинонимы (контекстные синонимы)Антонимы (контекстные антонимы)Устаревшие словаНеологизмы (индивидуально-авторские слова)ДиалектизмыПросторечияЖаргонизмыЭмоционально-окрашенная лексикаЛексический повторФразеологизмыКрылатые слова и выражения

Слайд 3Укажите предложение, средством выразительности в котором является ФРАЗЕОЛОГИЗМ
А. Пронесся

шум, подобный звуку упавшей головни.
Б. И старалась она доплеснуть

до луны серебристую пену волны.
В. Воздух там чист, как молитва ребёнка; И люди, как вольные птицы, живут.
Г. Хранил он подаренное колечко как зеницу ока всю свою долгую жизнь.

Г

Укажите предложение, средством выразительности в котором является  ФРАЗЕОЛОГИЗМА. Пронесся шум, подобный звуку упавшей головни.Б.  И

Слайд 4ЭПИТЕТЫ (художественное определение)
«Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа».

Я

люблю усталый шелест Старых писем, дальних слов (М. Волошин);
Прости, пленительная

влага И первоздания туман! (С. Городецкий).
Преступный и пасмурный Тауэр…

Опишите водопад и его окружение, используя эпитеты.

ЭПИТЕТЫ  (художественное определение)«Прилагательное, употреблённое в переносном смысле для создания образа».Я люблю усталый шелест Старых писем, дальних

Слайд 5МЕТАФОРА
Греч. metaphora – перенесение.
Перенос значения с одного предмета, явления на

другой по сходству («скрытое сравнение»).
И меркнет звёзд алмазный трепет

В бездольном холоде зари (М. Волошин);
В саду горит костёр рябины красной (С. Есенин);

Почему в качестве иллюстрации к данному средству выразительности использована именно эта картинка? Придумайте описание с помощью метафоры.

МЕТАФОРАГреч. metaphora – перенесение.Перенос значения с одного предмета, явления на другой по сходству («скрытое сравнение»).И меркнет звёзд

Слайд 6ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ
Перенесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления

природы или животных.
Ночевала тучка золотая
На груди утёса-великана…

(М.Лермонтов);
На дела их картины Смотрят строго со стен.
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕПеренесение свойств человека (одушевлённого, живого лица) на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.Ночевала тучка золотая

Слайд 7СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТ
Сопоставление явления или понятия (объект сравнения) с

другим явлением или понятием (средство сравнения) с целью выделения особо

важного в художественном отношении признака.
СРАВНЕНИЕ / СРАВН. ОБОРОТСопоставление явления или понятия (объект сравнения) с другим явлением или понятием (средство сравнения) с

Слайд 8СРАВНЕНИЕ
Используя сравнения,
опишите эти цветы

Способы выражения сравнительной конструкции
с помощью сравнительных союзов

будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка, точно угасающий костёр,

выделялась на белом снегу.
существительным в форме творительного падежа: Лежал закат костром багровым (А. Ахматова);
оборот в форме сравнительной степени имени прилагательного или наречия: Под ним струя светлей лазури… (М. Лермонтов);
сравнение с помощью слов, указывающих на схожесть явлений – кажется, напоминает, похож и т.д.: Что-то назойливо и монотонно жужжало подобно мухе, бившейся о стекло.
при помощи фразеологического оборота: Третья трель звонка заставила его подскочить и бежать к телефону как на пожар.
СРАВНЕНИЕИспользуя сравнения,опишите эти цветыСпособы выражения сравнительной конструкциис помощью сравнительных союзов будто, точно, словно, как, что: Маленькая рябинка,

Слайд 9ГИПЕРБОЛА
Греч. hyperbole – преувеличение.
Перенос значения с одного предмета, явления на

другой по количественному признаку; количественное усиление признака.
Я тебя сто лет

не видел;
В сто сорок солнц закат сиял… (В. Маяковский);
ГИПЕРБОЛАГреч. hyperbole – преувеличение.Перенос значения с одного предмета, явления на другой по количественному признаку; количественное усиление признака.Я

Слайд 10Парцелляция
Парцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части.

Жил

в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от неуверенности. Избегал развлечений.

И только за роялем он преображался. Звали его Моцарт.
(С. Довлатов)

ПарцелляцияПарцелляция - намеренное дробление предложения на значимые смысловые части. Жил в Германии хрупкий болезненный юноша. Заикался от

Слайд 11Риторический вопрос
Кто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем

лугов, бушующим морем?
Кто не восторгался оттенками красок вечернего неба?
Кто

не замирал в восхищении от вида внезапно возникшей долины в горных ущельях?
(В. Астафьев)
Риторический вопросКто из нас не любовался восходом солнца, летним разнотравьем лугов, бушующим морем?Кто не восторгался оттенками красок

Слайд 13Потренируемся!

Потренируемся!

Слайд 14Какое средство выразительности использовано?
Рассказать о тех, кто снимает шапки с

чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает автобусные остановки просто

так, с тоски и от буйства сил? Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей?

Риторический вопрос

Какое средство выразительности использовано?Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? Кто портит телефоны-автоматы? Кто разрушает

Слайд 15И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился?
Парцелляция

И что же, пакостник унялся? Притормозил? Засовестился? Парцелляция

Слайд 16Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям

моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками, потому что написаны

они для проформы и покуражиться под ними пакостнику одно удовольствие, ему пакостная жизнь — цель жизни, пакостные дела — благо, пакостный спектакль — наслаждение, и тут никакие уговоры, никакие увещевания, никакая мораль, даже самая передовая, не годятся.

Лексический повтор

Да он как пакостил, так и пакостит, причем, по наблюдениям моим, особенно охотно пакостит под запретными вывесками,

Слайд 17Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не

так много.
Антонимы

Но пакостников по сравнению с порядочными людьми все же не так много. Антонимы

Слайд 18Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?
Риторический

вопрос

Не оттого ли, что мы примирились с ними, опустили руки?Риторический вопрос

Слайд 19Ответьте на вопрос
Пакость чаще всего творится скрытно. К счастью, в

мире пакостников по сравнению с порядочными людьми всё же не

так много.

ПОЧЕМУ?
Ответьте на вопросПакость чаще всего творится скрытно. К счастью, в мире пакостников по сравнению с порядочными людьми

Слайд 20Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый

след бежал»? (А. Фет)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Синекдоха

Какие тропы выделены в тексте:  «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет)ЭпитетМетафораОлицетворениеСинекдоха

Слайд 21Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так

уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для

тени и гулял»? (А. Плещеев)

Сравнение

Метафора

Литота

Эпитет

Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени

Слайд 22Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым

буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая

с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин)

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим

Слайд 23Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…»

(А. С. Пушкин)?
Эллипсис
Градация
Инверсия
Оксюморон

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)?ЭллипсисГрадацияИнверсияОксюморон

Слайд 24Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»? Мы

пьём из чаши бытия С закрытыми очами, Златые омочив края Своими же слезами. Когда

ж пред смертью с глаз Завязка упадёт, И всё, что обольщало нас, С завязкой исчезает – Тогда мы видим, что пуста Была златая чаша, Что в ней напиток был – мечта И что она – не наша!

Эпитет

Развёрнутая
метафора

Олицетворение

Сравнение

Какой троп используется в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Чаша жизни»?  Мы пьём из чаши бытия С

Слайд 25Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо

нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят»

(А. Фет)?

Метафора

Синекдоха

Метонимия

Эпитет

Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом

Слайд 26Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна,

бурлива…»? (А. С. Пушкин)
Оксюморон
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин)ОксюморонМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 27Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив

я!» (А. С. Пушкин)?
Умолчание
Градация
Инверсия
Оксюморон

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)?УмолчаниеГрадацияИнверсияОксюморон

Слайд 28Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу

прорубить окно»? (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин)ЭпитетМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 29Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что

взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов)
Эпитет
Метафора
Гипербола
Метонимия

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н.

Слайд 30Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: Полюбил богатый –

бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой

– полушку медную.

Антитеза

Градация

Инверсия

Лексический
повтор

Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой:  Полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую,

Слайд 31Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая

бродит гармонь»? (М. Исаковский)
Эпитет
Метафора
Сравнение
Метонимия

Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский)ЭпитетМетафораСравнениеМетонимия

Слайд 32Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не

плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А.

Есенин)?

Умолчание

Градация

Инверсия

Антитеза

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых

Слайд 33Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали

волны…» (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Словно горы, из возмущённой глубины вставали волны…» (А. С. Пушкин)ЭпитетМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 34Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит

только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива»

(В. В. Маяковский)

Эпитет

Метафора

Гипербола

Оксюморон

Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот

Слайд 35Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Я – царь, я –

раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)?
Лексический
повтор
Градация
Оксюморон
Антитеза

Какая стилистическая фигура используется в тексте:«Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог»

Слайд 36Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в

устах его дымился…» (А. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Метонимия
Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Гирей сидел, потупя взор, янтарь в устах его дымился…» (А. Пушкин)ЭпитетМетафораМетонимияСравнение

Слайд 37Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в

окна…» (А. С. Пушкин)
Эпитет
Метафора
Олицетворение
Сравнение

Какой троп используется в тексте: «Злые волны, как воры, лезут в окна…» (А. С. Пушкин)ЭпитетМетафораОлицетворениеСравнение

Слайд 38Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел,

грады – в прах, в мечи – серпы и плуги»

(В. А. Жуковский)?

Лексический
повтор

Градация

Оксюморон

Эллипсис

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи

Слайд 39Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средств
Не ветер, вея

с высоты,
Листов коснулся ночью лунной;
Моей души коснулась ты –


Она тревожна, как листы,
Она, как гусли, многострунна,
Житейский вихрь её терзал
И сокрушительным набегом,
Свистя и воя, струны рвал
И заносил холодным снегом.
Твоя же речь ласкает слух,
Твоё легко прикосновенье,
Как от цветов летящий пух,
Как майской ночи дуновенье…
Проанализируйте данное стихотворение с точки зрения изобразительно-выразительных средствНе ветер, вея с высоты,Листов коснулся ночью лунной; Моей души

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика