АРХИТЕКТУРА
Белан Ирина Валентиновна
«ЦО «Бескудниковский»
Франк Ллойд Райт - основоположник т.н.
«органической архитектуры»
Слайд 2Органическая архитектура
«Органическая архитектура» (от позднелат. organizmo — "устраиваю, придаю стройный,
естественный, природный вид") -течение в американской, а затем и в западноевропейской архитектуре начала и
середины XX в., мастера которого стреми-лись противопоставить свое творчество обезличенному"интернациональному стилю" Людвига Мис Ван дер Роэ.
«Стеклянный дом» Фэрнсуорт-Хаус 1946-1950гг.
Людвиг Мис Ван дер Роэ -один из ведущих архитекторов – модернистов Германии и США, создатель международного стиля в зодчестве XX в. В 1927 г. Мис ван дер Роэ возглавил Международную выставку в Штутгарте на тему «Современное жилище», в которой участвовали также Вальтер Гропиус, Ле Корбюзье и другие архитекторы. Здесь были представлены здания со стальными несущими каркасами, «навесными стенами», лишённые каких бы то ни было декоративных элементов. Позднее все эти особенности стали признаками сложившегося направления в архитектуре — международного стиля («интернационального стиля»). Мис ван дер Роэ писал: «Проблема, стоящая перед нами, заключается... в революционных преобразова-ниях самой сущности строительной индустрии. Все элементы здания будут создаваться в заводских условиях; работа на строительной площадке ограничится монтажом... Тогда-то новая архитектура и вступит в свои права».
А концепция «стекла и стали» сделалась своего рода архитектурным стандартом для многих западноевропейских и американских зодчих.
Рационалист Людвиг Мис ван дер Роэ , выдвинувший идею совершенной
«универсальной формы» и новую концепцию пространства,
в котором стена приобретая самостоятельное значение, связывает
внутреннее пространство с окружающей средой.
Слайд 3Стекло — наряду со стальным или железобетонным каркасом — стало основой «мисовского» универсального
языка, с помощью которого он создавал свою архитектуру. Или, говоря словами Миса, —
«переносил в пространство волю эпохи».
«Бог в деталях» . «Меньше значит больше".
Людвиг Мис ван дер Роэ
ТВОРЧЕСКОЕ КРЕДО : «Я фактически ярый противник идеи, что специфика здания должна иметь индивидуальный характер, — скорее, характер должен быть универсальным, опреде-ляемым общей проблемой, которую архитектура должна стремиться решить».
«Архитектура – воля времени, перенесённая в пространство. Живая. Развивающаяся. Новая. Не вчера. Не завтра. Только сегодня она обретает форму.» (1923)
«Природа должна жить своей собственной жизнью, нам не следует разрушать её красками своих домов и интерьеров. Но мы должны стремиться к тому, чтобы придать природе, домам и людям высшее единство. Когда вы смотрите на пейзаж сквозь стеклянные стены Фэрнсуорт-хауc, он приобретает более глубокое значение, чем в том случае, когда вы созерцаете его, находясь вне здания. К пейзажу предъявляются большие требования, когда он становится частью более обширного целого.»(1953) Новая эра – это факт: она существует, независимо от того, нравится она нам или нет. Впрочем, она не лучше и не хуже всякой другой эры. Она – чистое данное, не содержащее в себе никакой оценки. <…>
Это одно из лучших зданий, представляющих идеи функционализма в архитектуре. Здание четко передает слова Роэ "меньше значит больше".
Сигрэм Билдинг в Нью-Йорке. 1958г.
Слайд 4Параллельно с конструктивизмом первой половины ХХ века развивалось направление, условно
называемое «органической архитектурой». На фоне простых геометрических форм, гладких белых
стен, прямых углов, современных материалов - стали, бетона и стекла, подчеркнутого увлечения современными техническими возможностями, пропагандируемыми мастерами модернизма, часть архитекторов продолжала на протяжение всего века утверждать необходимость и приятность для человеческого глаза гибких природных форм, соединения архитектурных соору-жений с природным окружением. Органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии. Они динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью.
Формы неорганической архитектуры основаны на геометрии. Как следствие - они правильные и совершенных пропорций, золотого сечения и абсолютной красоты, результат образования.
В отличие от урбанизма Франк Ллойд Райт (1869-1959), крупнейший американский архитектор, порицает уплотненность городской застройки и создание небоскребов (сочинение «Исчезнувший город»). Он разрабатывает так называемый «стиль прерий» и выдвигает новую форму человеческого поселения, где на каждую семью приходится по акру земли. Райт стремится к установлению тесной связи архи-тектуры с природой, к максимальному использованию особенностей природ-ного окружения. Он строит коттеджи; особняки, виллы, включающие множество террас, галерей, окруженных садами. Человек неистощимой изобретатель-ности, Райт с мастерством перевоплощает технические открытия в открытия архитектуры. Он использует их для новых композиционных решений. Он создает альтернативную архитектуру, радикально отлича-ющуюся от «зашоренных» принципов установленного стереотипа гармонии.
Слайд 5Сам термин “органический” применяется преимущественно в трех значениях.
- В
первом “органический”обозначает “следующий природе своего назначения и материалов”. При этом
под назначением понимают не только практические, но и духовные потребности людей.
Второе и наиболее характерное значение термина “органический” - “подчиненный условиям природного ландшафта”, то есть климатическим условиям среды и совокупности ее эстетических качеств.
-Третье значение понятия “органический” — “следующий природным формам как образцам”.
Такую интерпретацию термина принимают далеко не все. Например, Бруно Дзеви считал ее ошибочной. Он резко протестовал и против биологических метафор в традиции Вазари, и против натуралистического подхода Берендта, сравнивавшего очертания окон в зданиях Райта с рисунком и группировкой листвы.
Слайд 6Органика (Бионика) (от греч. biōn - элемент жизни, буквально - живущий)
- это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные
задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов. Проще говоря, если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что же такое органический стиль.
Первые попытки использовать природные формы в строительстве предпринял еще Антонио Гауди. И это был прорыв! Парк Гуэля, или как говорили раньше "Природа, застывшая в камне" - ничего подобного избалованная архитектурными изысками Европа, да и весь мир, еще не видели. Эти шедевры великого мастера дали толчок к развитию архитектуры в органическом стиле.
В 1921 году бионические идеи нашли отражение в сооружениях Рудольфа Штайнера Гетеанума, и с этого момента зодчие всего мира взяли органику на "вооружение". Со времен Гетеанума и до сегодняшних дней в органическом стиле было построено большое количество как отдельно взятых зданий, так и целых городов. Наиболее влиятельным представителем органической архитектуры в Европе был финн Алвар Аалто.
Гётеанум (Goetheanum) — всемирный центр Антропософского движения, (религиозно –мистическое учение,), расположенный в швейцарском городе Дорнах и названный в честь Гёте. Памятник «органической архитектуры» 1920-х годов, по мысли спроектрировавшего здание Рудольфа Штейнера, призван представлять собой модель Вселенной.
По проектам Штейнера в Дорнахе и его окрестностях построены ещё 12 зданий, так или иначе имеющих отношение к деятельности Антропософского общества.
Гетеанум был построен 1925-28 годах на месте предыдущего Гетеанума, который сгорел дотла в канун 1922 Нового года. Гетеанум - одно из наиболее важных железобетонных сооружений 20-ого столетия. Сердце здания - Главная Аудитория, с почти 1000-ю мест и сценой. Имеется также меньшая аудитория с 450 местами, наряду с другими комнатами и залами заседаний. Гетеанум классифицирован швейцарскими властями в 1993 как исторический памятник.
Вид с Юго-запада
Первый Гётеанум Г1913-20 гг
Существующее здание стоит на участке первого Гетеанума (построенного с 1913 до 1920 года). Главная часть первоначального деревянного здания опиралась на бетонную террасу. Здание было богато оформлено древесиной и внутри и снаружи. Все сгорело дотла в канун 1922 Нового года.
Котельная (бетон), который снабжает теплом Гетеанум и окружающие здания. Система нагрева была модернизирована в 1990. Сегодня котельная обслуживает кроме Гетеанума 15 других зданий.
Слайд 7
Архитектура здания по замыслу Рудольфа Штейнера должна воплощать Вселенную. При
отделке породы дерева подбирались как для скрипки, чтобы вибрации всех
искусств были ощутимы. В строительстве первого здания Гётеанума принимали участие представители русской интеллигенции — Андрей Белый, Максимилиан Воло-шин. Высокую оценку новаторскому зданию из железобетона, но без прямых углов дали посещавшие его архитекторы Хенри Клеменс ван де Велде, Фрэнк Ллойд Райт, Ганс Бернхард Шарун, Фрэнк Гери. Гётеанум объявлен швейцарскими властями памятником истории и культуры.
Область Гетеанума и Соседние Здания
Другие здания были построены в непосредственной близости Гетеанума, формируя архитектурный ансамбль.Карта указывает здания, разработанные Рудольфом Штайнером.
Котельная (бетон), который снабжает теплом Гетеанум и окружающие здания. Система нагрева была модернизирована в 1990. Сегодня котельная обслуживает кроме Гетеанума 15 других зданий.
Здание было построено, чтобы хранить книги изда-тельства(Philosophisch-anthroposophischer Verlag). Сегодня оно используется для художественной кол-лекции Гетеанума.
Книжый Склад 1924
Издательство
Здание известно как Стеклянный Дом (древесина, 1914) потому что это место, где были вырезаны стеклянные окна для первого и второго Гетеанума. Купола крытые норвежским сланцем производят впечатление, что и купола первого Гетеанума, должно быть, были такими же. Сегодня это здание размещает Секцию Науки Школы Духовной Науки, Издательство Гетеанума, публицистическую компанию.
Стеклянный Дом 1914
Эвритмическая Пристройка 1924
Северная пристройка к Дому Бродбэк, с комнатой для эвритмической практики на первом этаже и ателье наверху.
Сегодня верхний этаж используется Опекунами Наследия Рудольфа Штайнера.
Слайд 8В результате поджога в ночь на 31 января 1922 г.
построенное здание Гетеанума погибает в огне. Штайнер увидел в этом
событии внешнее воплощение кризиса Антропософского общества и начинает его реорганизацию.
В 1924 г. Штайнер смертельно заболевает и умирает 30 марта 1925 г. в Дорнахе (Швейцария), где по его эскизам уже началось в то время строительство второго здания Гетеанума, существующего и поныне. Новый Гетеанум считается значительным новаторским шагом в истории органичес-кой архитектуры ХХ в.
Рудольф Штайнер по праву считается одним из наиболее влиятельных, а также одним из самых противоречивых реформаторов двадцатого века. Он был основателем вальдорфской педагогики и проповедником целостного подхода к системе Человек-Земля-Вселенная, который по сей день оказывает влияние на многие сферы нашей жизни. Биокосметика, повышенный инте-рес к вопросам окружающей среды и экологически чистые сельскохозяйственные продукты – вот лишь некоторые примеры
Архитектура Рудольфа Штайнера
Этот частный дом был построен в 1915 году для человека, пожертвовавшего землю, Эмиля Грошайнтца и его семейства. Сегодня здание размещает издательство Рудольфа Штайнера, издательский дом и книжный магазин. Дом Дульдек был официальным историческим памятником в Швейцарии начиная с 1991 года.
Это частный дом с ателье. Здание было построено для живописца, Луиза ван Бломменштайна.
Здание все еще является частным домом.
Дом Дульдек 1915
Дом ван Бломменштайн 1919
1861-1925 гг.
Слайд 9«Органическая архитектура» Основной принцип "органической архитектуры" —биоморфизм, уподобление художественных
форм природным, естественнымобъектам. Теоретическая основа — бионика. Художественные предпосылки "органической
архитектуры" складывались постепенно, в искусстве Модерна рубежа XIX—XX вв., в его флореальном течении (франц. floreal — "растительный, цветущий").
Мастера Модерна А. Ван де Велде, Х. Обрист, В. Орта, Э. Ж. Гимар впервые стали применять в архитектуре и изделиях прикладного искусства "органогенные" формы (от франц. organique — "естественный, природный" и греч. genos — "происхождение").
Флореальные мотивы использовал в своих мистических архитектурных композициях А. Гауди.
Идеи новой "органической архитектуры" развивал в США архитектор Луис Салливан. Учеником Салливана был выдающийся американский архитектор Франк Ллойд Райт (1867—1959). Одним из первых Райт попытался отойти от функционализма "интернационального стиля" и проектировать здания, уникальность, неповторимость которых диктуется особенностями окружающего пейзажа.
В связи с возникновением течения "органической архитектуры" немецкий теоретик З. Гидион писал:"На протяжении всей истории архитектуры существуют две разные тенденции: одна, развивающаяся в сторону рационального, другая в сторону эмоционального и органического восприятия окружающей среды.
Таковы два различных пути к решению пространства. Эти разные подходы к проблеме встречаются во всех культурах. С начала цивилизации имелись города, которые планиро-вались по правильно разработанной схеме, и другие, которые разрастались органически, как деревья. Даже в современной живописи и архитектуре существует разница между органическим и геометрическим восприятием. Ни одно из них не может считаться лучше другого. Художник имеет право выбора".
Слайд 10Особенности стиля:
Итак, органическую архитектуру определяют формы, не основанные на геометрии.
Они динамические, неправильные, возникающие как результат контактов с реальностью. Вместе с
тем каждую форму органической архитектуры следует рассматривать как организм, который развивается в соответствии с законом своего собственного существования, своего собственного особого ордера, в гармонии со своими функциями и своим окружением, как растение или другие живые организмы.
- В противоположность функционализму, органическая архитектура видит свою задачу в создании зданий и сооружений, раскрывающих свойства естественных материалов и органично вписанных в окружающий ландшафт. Сторонник идеи непрерывности архитектурного пространства, Райт предлагал подвести черту под традицией нарочитого выделения здания и его составных частей из окружающего мира, доминировавшей в западной архитектурной мысли со времён Палладио. По его мнению, форма здания должна каждый раз вытекать из его специфического назначения и тех уникальных условий среды, в которых оно возводится. В практическом плане, спроектированные Райтом «дома прерий» служили естественным продолжением окружающей природной среды, подобно эволюционной форме естественных организмов. Индивидуализм органической архитектуры неизбежно вступал в противоречие с потребностями современного урбанизма, и неудивительно, что основными памятниками этого направления были загородные особняки.
- В своей сущности бионика, как архитектурный стиль, стремится создать такую пространственную среду, которая бы всей своей атмосферой стимулировала именно ту функцию здания, помещения, для которой последние предназначены. В органическом доме спальня будет спальней, гостиная - гостиной, кухня - кухней. Рудольф Штайнер говорил: "Духовный аспект создания бионических форм связан с попыткой осознать предназначение человека. В соответствии с этим архитектура трактуется как "место", где раскрывается смысл человеческого бытия".
Попытки в начале XXI века перенести принципы органической архитектуры на более крупномасштабные сооружения и гармонично вписаться в природу, создав в городских условиях психологически комфортную среду породили такой стиль как Bio-tech (Био-Тек). Этот стиль пока находится на стадии разработки манифестов, но уже начинает активно захватывать позиции.
Слайд 11«Пространство должно рассматриваться как архитектура, иначе мы не будем иметь
архитектуры».
Воплощение этой идеи было связано с изучением японской народной архитектуры,
которой Райт увлекся в 1890-е годы. Японский дом послужил Райту высшим образцом того, как следует при проектировании устранять не только не нужное, но в еще большей степени как исключать несущественное
«Хорошее здание – величайшая поэма, когда оно является выражением органической архитектуры».
Ф.Л. Райт
«…С самого начала, — писал Гидион, — восприятие Райта было органическим. На протяжении всего творческого пути Райт пытался выразить свое мировоззрение в „органической архитектуре“, как он ее называл".
Слайд 12Восемнадцатилетним юношей, в 1887 году, Фрэнк Ллойд Райт приезжает в Чикаго
и в 1888 году начинает работать в проектной конторе архитекторов Салливена
и Адлера. В окружении первых архитекторов, интенсивно работающих над созданием новой архитектуры, рождающейся из самой конструкции, молодой Райт получил свои первые впечатления, оказавшие решающее влияние на дальнейшее развитие его творчества.
В 1894 году он покидает контору Салливена и Адлера и начинает работать самостоятельно. За короткое время он строит ряд жилых домов, в которых отразилось своеобразие его творческого почерка. Здание, вписанное в природу, его внешний облик, вытекающий из внутреннего содержания, отказ от традиционных законов формы — вот характерные признаки свойственного ему архитектурного языка, который можно определить понятием органической архитектуры. Этот термин уже появлялся у Салливена, который обозначал им соответствие функции и формы, им он пользовался в своих трудах по архитектуре, чтобы отмежеваться от господствовавшего в то время эклектизма. Понятие органической архитектуры очень многозначно и едва ли поддается точному определению, однако к подражанию органическим формам оно никакого отношения не имеет.
Правильнее истолковать его так: архитектор должен творить так, как это делает природа. Это значит: «Решение каждой проблемы заложено в сущности самой проблемы».
Для Райта это, прежде всего, означало включение архитектуры в природное окружение, применение таких естественных природных материалов, как дерево и камень, внимательное отношение к потребностям людей и их чувствам.
Все эти новые тенденции получили прекрасное выражение в построенном в 1948 году жилом доме Джекобса (Solar Hemicycle) в Мидлтоне (шт. Висконсин). Этот дом является ярким образцом органической архитектуры.
Фрэнк Ллойд Райт.
Слайд 13
Дом Солнечного полукруга 1948 г.
В поисках все новых форм
и приемов построения объемно-планировочной структуры здания Райт нередко экспериментировал в
вопросах формообразования.
Второй дом Джекобса (Solar Hemicycle) изогнут в плане, и составляет, таким образом, часть кольца, окружающего сад. Дом стоит на склоне холма и обращен своей выпуклой (тыльной) стороной к нагорной части и к северу. Вследствие этого тыльная сторона дома — глухая и заглублена в землю. Вогнутый же фасад, обращенный на юг, сплошь стеклянный.
План второго дома Джекобса (Jecobs Hemicycle)
Это жилище представляет собой как бы одно обширное помещение с антресолями, на которых расположены спальни, освещаемые вторым светом через главную комнату, а также посредством узкой полосы остекления на заднем фасаде над насыпью. Санитарно-технические устройства и лестница сгруппированы в отдельном цилиндрическом объеме.
Интерьер второго дома Джекобса (Jecobs Hemicycle)
Второй дом Джекобса (Solar Hemicycle)
Синагога "Бэт шалом" в Пенсильвании
В 1954 году построил здание синагоги Бет-Шалом близ Филадельфии, архитектурный объем которого образован двумя поставленными друг на друга треугольными призмами, которые в плане образуют шестиугольник – очертание звезды Давида.
Слайд 14Дома прерий, наиболее значительным среди которых дом Уиллитса в Хайленд-парке
(1902), дом Мартин в Буффало (1904) и дом Роби в
Чикаго (1909).
Дом Уиллитса в Хайленд-парке (1902),
Дом Дарвина Д. Мартина в Буффало (1904)
Дом Роби в Чикаго (1909).
Основными чертами архитектуры «Прерия-стиля» являются:
-Полное органическое слияние архитектурного произведения с окружающей средой (дизайн интерьера и экстерьер).
-Применение натуральных материалов (соответствующих данной местности).
-Использование узкого длинного кирпича, изготовленного по спецзаказу.
-Плоскостность постройки, т.е. — горизонтальность и вытянутость.
-Отсутствие архитектурной отделки фасада.
-Ленточное остекление (окна опоясывают дом со всех сторон).
-Высокий и визуально скрытый фундамент.
-Интегрированность в основное здание подсобных помещений (гаража и т.д).
-Необычайная конструкция широких печных труб.
Слайд 15Дом Дэвида Райта . Фрэнк Ллойд Райт
Весьма интересен по композиции
дом, который Фрэнк Ллойд Райт спроектировал для своего сына.
Дом имеет
вид полукольца, поставленного на столбы. Вторую половину кольца составляет пандус для подъема на уровень пола помещений. Райт считал, что такой, по его выражению, «неформальный» метод организации пространства более приятен для людей, чем прямоуголь-ная сетка плана.
К прихожей примыкает круглая в плане кухня, вокруг которой обходит малый спиральный пандус. Кухня отделена от общей комнаты камином цилиндрической формы. Общая комната, трапециевидная в плане, имеет два балкона, выходящих на противоположные фасады. За ней находятся четыре спальни и два санузла. Дом возведен из бетонных блоков.
Слайд 16Резиденция Талиесин (Taliesin) Фрэнк Ллойд Райт
Строительство своей северной резиденции «Талиесин»
(Taliesin), названной так по имени легендарного валлийского барда, Фрэнк Ллойд Райт
начал в 1911 г.
Первоначально в 1911 г. Райт построил дом с мастерской (студией), который дважды отстраивался после пожаров 1911 и 1925 г.г. Впоследствии, «Талиесин» расширялся.
План комплекса.
Главное здание «Талиесина» — П-образное в плане. Одно его крыло — это и есть собственно дом Райта; здесь раз-мещены 3 спальни, общая комната с местом для приема пищи и примыкающей кухней и так называемая «лоджия».
Внутренний двор.
Новым приемом явилось использование в проекте мест-ного известняка, что дополнительно усилило эффект единства строений и внешней среды: дом словно вырас-тает из холма.
Слайд 17Дом Гордонов . Фрэнк Ллойд Райт 1957 г.
Дом Эвелин и
Конрада Гордонов (Gordon Residence)в «юзонианском стиле» входит в состав второй серии домов
для рабочего класса Америки, проектировать которые Фрэнк Ллойд Райт начал в конце 1930-х годов. Проект дома был выполнен в 1957 г., а строительство завершено в 1963 г. (через 4 года после смерти Райта).
Фрэнк Ллойд Райт, будучи истинным патриотом, считал Usonia (USA) «Страной равных возможностей», отсюда и его представле-ние о том, что каждая семья должна иметь собственный дом -на отдельном земельном участке, площадь которого по его мнению должна составлять не менее 0,4 га. В 1939 г. американский рабочий зарабатывал $5,000–6,000 в год. Исходя из этого стоимость деше-вых каркасных домов Фрэнка Ллойда Райта составляла $4,500–6,000.
Дом Гордонов построен из кедра и шлакоблока. Часть окон (преиму-щественно клерестории) украшены резными деревянными налич-никами.
Райт использует здесь свой обычный прием: фасад, выходящий на улицу имеет лишь верхнебоковое остекление под самым потолком (клересторий), а стены же, выходящие во внутренний двор, на террасу, остеклены от пола до потолка (3,66 м).
Слайд 18Здание отеля «Империал» в Токио
В 1917-1922 годах построил сейсмоустойчивое здание
отеля «Империал» в Токио (здание было демонтировано в 1968 году).
Благодаря мощному «плавающему» фундаменту, уходящему в толщу грунта на 18 м и консольной подвеске этажей, это массивное здание устояло во время сильнейшего землетрясения в 1923 году.
В 1938 году Райт создал новую школу-мастерскую в Скоттсдейле, штат Аризона, которая получила название «Тейлизин Уэст» (позднее Архитектурная школа Ф.Л. Райта). При создании этого проекта был использован местный камень, балки из красного дерева и брезентовая кровля.
Здание школы «Тейлизин Уэст
Yamamura House (Ашия, Япония, 1924 г.)
Единственная постройка по проекту Райта, которая сохранилась в Японии. К дому ведет длинная дорога через живописную долину. У парадного входа прямо в стенах предусмотрены лавы для отдыха и созерцания окрестностей. Центром интерьера является камин – Райт часто использовал этот прием в своих проектах. Как дань японским традициям, стены частично выполнены из глины. Череду трапециевидных труб удалось выгодно вписать в ландшафт. Внимания заслуживают также сводчатый потолок и удлиненный южный балкон, с которого видны горы, море, городской пейзаж.
Слайд 19Здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке.
К числу наиболее известных
проектов Райта относится здание Музея Соломона Р. Гуггенхейма в Нью-Йорке.
Проекты появились в 1943 году, но строительство началось только в конце 1950-х. Здание представляет собой спиральный пандус с расширяющимися к верху витками, который охватывает световой дворик, перекрытый прозрачным куполом.
Сразу же после открытия, сооружение подверглось суровой критике. Так один из критиков описал его как "война между архитектурой и живописью, в которой оба получили увечья". В 1992 году к зданию была пристроена прямоугольная 10-этажная башня, где сосредоточены "обычные" горизонтальные залы с галереями.
Музей Гуггенхайма - воплощение райтовской идеи органической архитектуры, которая развивается естественно, как растение. Перевернутый зиккурат музея меняет обычную музейную схему, когда посетитель движется сквозь анфиладу залов и возвращается по пройденному пути. Райт поднимает людей наверх здания на лифте, откуда они не спеша спускаются по наклонному пандусу. Музейные залы разделены, как мембраны в цитрусовом плоде - изолированные, но зависимые части целого. Открытый атриум дает возможность видеть разные части здания одновременно. Спираль напоминает раковину моллюска, с пространствами, свободно перетекающими одно в
другое.
Слайд 20Здание управления компании «S.C Johnson & Son». Расин, Висконсин), 1936—1939
Проект
интересен тем, что в здании размером 69×69 м нет окон.
В интерьере архитектор применил специальные древовидные колонны. Специальное освещение создает благоприятные условия для работы, несмотря на отсутствие прямого солнечного света. Мебель так же разрабатывалась Райтом, как и во многих других его проектах.
Слайд 21Дом Герберта Джонсона (Wingspread-Размах крыльев) в США от Фрэнка Ллойда
Райта в стиле «домов прерий», являющийся одним из выдающихся творений
Фрэнка Ллойда Райта, был спроектирован для семьи Герберта Фиска Джонсона в 1937 г. и построен в 1938—39 г.г.
Расположенный на земельном участке площадью в 12 га с оврагами и прудами дом, имеющий четыре огромных крыла и площадь помещений 1300 м2, словно парит над землей. Эффект полета еще более усиливают консоли, расположенные на концах крыльев.
Ядро дома — большой зал, в центре которого находится вертикальный кирпичный массив, включающий в себя несколько каминов. Высота центрального зала составляет 7,5 м. Помимо огромных витражей освещение зала обеспечивают три ряда верхних окон куполообраз-ной крыши.
Каждое крыло дома имеет свое собственное назначение. В одном находятся жилые помещение хозяев, в другом — кухня. В третьем крыле расположены помещения для гостей, а последнее крыло используется в качестве офиса.
Слайд 22Основные принципы Райта
Уменьшать до минимума число необходимых частей здания и число
отдельных комнат в доме, образуя целое как замкнутое пространство, подразделенное
таким образом, чтобы целое было пронизано воздухом и свободно просматривалось, давая ощущение единства.
Связывать здание, как целое, с его участком путем придания ему горизонтальной протяженности и подчеркивания плоскостей, параллельных земле, но не занимать зданием лучшей части участка, оставляя, таким образом, эту лучшую часть для пользования ею, для функций, связанных с жизнью дома; она является продолжением горизонтальных плоскостей полов дома, выходящих за его пределы.
Не делать комнату коробкой, а дом — другой коробкой, для чего превращать стены в ширмы, ограждающие пространство; потолки, полы и ограждающие ширмы должны переливаться друг в друга, образуя одно общее ограждение пространства, имеющего минимум подразделений. Делать все пропорции дом более приближающимися к человеческим, конструктивное решение с наименьшим расходом объема и наиболее соответствующее примененным материалам, а целое, таким образом, — наиболее подходящим для жизни в нем. Применять прямые линии и обтекаемые формы.
Извлечь основание дома, содержащее в себе негигиеничный подвал, из земли, поместить его полностью над землей, превратив его в низкий цоколь для жилой части дома, сделав фундамент в виде низкой каменной платформы, на которой должен стоять дом.
Все необходимые проемы, ведущие наружу или внутрь, привести в соответствие с человеческими пропорциями и размещать их в схеме всего здания естественно - то ли в единичном виде, то ли группами. Внутреннее помещение как таковое теперь приобретает существенное архитектурное выражение, и не должно быть отверстий, прорезаемых в стенах, подобно дыркам, вырезаемым в стенках коробки. «Дырявить стены — это насилие».
Исключить комбинирование различных материалов и, по мере возможности, стремиться к применению одного материала в постройке; не применять украшений, не вытекающих из природы материала, чтобы здание яснее выражало собою место, в котором живут, и чтобы общий характер здания четко свидетельствовал об этом. Прямые линии и геометрические формы соответствуют работе машины в строительстве, так что и интерьер естественно принимает характер машинного производства.
Совмещать отопление, освещение, водоснабжение со строительными конструкциями так, чтобы эти системы стали составной частью самого здания. Элементы оборудования при этом приобретают архитектурное качество: здесь также проявляется развитие идеала органической архитектуры.
Совмещать с элементами здания, насколько это возможно, предметы обстановки, как элементы органической архитектуры, делая их едиными со зданием и придавая им простые формы, соответствующие работе машины. Снова прямые линии и прямоугольные формы.
Исключить работу декоратора. Если он не привлечет на помощь стили, то уж обязательно будет применять «завитушки и цветочки».
Это все было рационально — в такой мере, какой достигло развитие мысли органической архитектуры. Конкретные формы, которые давало чувство на основе этой мысли, могли быть только индивидуальными.
Слайд 23У Райта возникла мысль о том, что плоскости здания, параллельные
земной поверхности, отождествляются с землей, делают здания принадлежащими земле. Возникла
мысль о том, что дом в равнинной местности должен начинаться на земле, а не в ней, как это имеет место, когда строятся сырые подвалы. И возникла мысль о том, что дом должен выглядеть начинающимся из земли, вследствие чего делалась выступающая полоса основания вокруг дома в виде платформы, на которой стоит дом. А мысль о том, что кров должен быть существенной чертой жилища, вызвала к жизни широкую крышу с большим свесом кровли. Райт видел здание не как пещеру, а как кров на открытом месте.
Если форма действительно следует функции, то нужно совершенно отбросить прочь то, что насильственно навязывается стоечно-балочной системой. Чтобы не было никаких балок, никаких колонн, никаких карнизов и прочих деталей, никаких пилястров и антаблементов. Вместо двух вещей — одна вещь. Пусть стены, потолки, полы станут частями друг друга, переливающимися одна в другую, дающими или получающими во всем этом непрерывность при устранении любой прикомпоно-ванной детали, при устранении вообще каких бы то ни было приложенных или наложенных деталей.
Таким образом, выражение — «форма и функция едины» — является стержнем органической архитектуры. Оно направляет наши действия по единому пути с природой и дает нам возможность сознательно работать.
Слайд 24Уже в своих ранних постройках Райт целеустремленно «ликвидировал излишества», т.
е.устра-нял нагромождение декоративных деталей снаружи и внутри здания, считая художественным
идеалом «простые, сильные формы и чистые, яркие цвета».
Выступая против дробности формы, он был среди тех, кто положил начало одному из основных принципов формообразования в современной архитектуре и дизайне. Этот принцип можно назвать методом исключения и укрупнения; результат его — упрощение. Райт так говорил об этом: «Одна вещь вместо многих вещей; большая вещь вместо набора малых».
Он принципиально стремился делать здание простым, начиная с его структуры (объемно-пространственная композиция и конструктивная основа) и кончая деталями: «Нужно избавляться от усложнений в конструкциях и использовать преимущества заводского производства, исключать, по мере возможности, работы на строительной площадке, которые всегда дороги; нужно укрупнять и упрощать устройства инженерного оборудования отопления, освещения, сантехники».
Жилые дома Райта планировочно разделены на три зоны: спальни и санузлы, кухня и место для приема пищи, общая комната. Двери между ними по возможности устранены, чтобы было больше свободы движению, а также для создания впечатления единства внутреннего пространства.
Центральная часть дома —общая комната с широкими видами наружу. Обычно она непосредственно сообщается с садом: ее пол продолжается наружу, переходя в террасу, которая таким образом принадлежит одновременно как бы и саду и дому, будучи отделенной от комнаты стеклянной стеной (а стена эта тоже не сплошная, но состоит из дверей, которые, если они открыты одновременно, объединяют пространство помещений с внешним пространством).
Одноквартирные жилые дома-особняки.
« Наибольшей похвалы заслуживает тот архитектор, который умеет соединить в постройке красоту с удобством для жизни. »
Джованни Лоренцо Бернини
Слайд 25«Роби хаус». Интерьер. 1909 г. Ф.Л.Райт.
Дом Мартин в Буффало (1904)
Одноквартирные
жилые дома-особняки.
Дом Артура Хертли, Оак-Парк, Иллинойс, 1902
Дом Дж.Дж.Уолсера, Чикаго, Иллинойс,
1903
Дом Эдварда Хиллса, Оак-Парк, Иллинойс, 1906; перестроен
Гараж Джорджа Блоссома, Чикаго, Иллинойс, 1907
дом Алисы Миллард, Пасадена, Калифорния), 1923
Греческая православная церковь Благовещения, Вауватоза, Висконсин), 1956—1961
Слайд 26При разработке нового типа одноквартирного жилого дома Райт применял следующие
практические приемы:
Фундаменты не устраивались. Действительно, если выполнить дренаж, грунт при замерзании
не будет деформироваться (пучиниться). Вместо фундамента проще сделать основание для стен в виде бетонной плиты по гравийному подстилающему слою. В эту конструкцию включается и разводка системы отопления.
Подвал также не устраивался, так как он усложняет конструкцию, удорожает строительство и охлаждает жилые помещения. Площадка для строительства дренировалась посредством траншей, наполненных щебнем. По всей площади застройки устраивалось щебеночное основание толщиной 5-6 дюймов (12...15 см), в котором помещались змеевики отопления. Поверх укладывался бетонный подстилающий слой толщиной 10 см. На эту платформу устанавливались стены дома.
Ядро дома образовывали кирпичные или из естественного камня стены в зоне кухни и санузла и в некоторых других местах. Эти массивы способствуют устойчивости сооружения — фактической и зрительной. Остальные стены были деревянными, состояли из трех слоев досок, проложенных пергамином. Тонкие деревянные стены, как утверждал Райт, обладают достаточной несущей способностью благодаря изломам их в плане. Слоистые деревянные стены, а также элементы остекления заготавливались в виде монтируемых на месте щитов и блоков.
Высота помещений обычно делалась минимальной. Крыши, в традиционных постройках сложные по конфигурации, с многочисленными переломами кровель и пересечениями скатов, максимально упрощались. В построенных по проектам Райта домах крыша двускатная или плоская, причем со свободным водосливом, без водосточных труб и желобов. И скатные, и плоские крыши имеют широкие свесы.
Значительный вынос карнизов устроен в большинстве жилых домов Райта. По его выражению, «крыша — это символ дома». Свесы защищают стены от осадков и остекление от солнца. Нередко навес над остеклением делался не сплошным, а в виде решетки — консольной перголы, дополняемой вьющейся зеленью, что создает защиту от солнца летом, когда растения покрыты листвой, и позволяет достичь лучшей освещенности помещений зимой. При этом, если вьющиеся растения не предусмотрены, ширина и частота планок решетки рассчитываются так, чтобы создать преграду для прямых лучей солнца в жаркое время года.
Покрытие во всех случаях, в том числе и скатное, устраивалось бесчердачным, а потолок подшивался отделочной фанерой или строгаными досками, причем подшивка потолка не только не оштукатуривалась, но и не окрашивалась (она покрывалась прозрачным лаком). Помимо упрощения и удешевления конструкции устройство бесчердачной скатной крыши создает интересные пространственные эффекты в интерьере.
Вообще в постройках Райта штукатурка и покраска сведены к минимуму. Конструкционные строительные материалы — камень, кирпич, дерево, бетон — не маскируются другими, специально отделочными материалами. Помимо того, что обнажение естественной фактуры материала конструкций производит своеобразный декоративный эффект, этим приемом достигается впечатление цельности и естественности архитектуры.
Райт — один из первых, кто ввел в архитектуру обильное остекление. Он говорил: «Свет придает красоту зданиям». Но эта тенденция совмещается у него с противоположной: уменьшать остекление для придания дому большего уюта, замкнутости, ощущения защиты, убежища. Вследствие этого в некоторых интерьерах «домов прерий» недостаточно естественного освещения. В 30-е годы Райт вводит следующее решение: стены, обращенные к улице и на север, — глухие, лишь с узкой полосой остекления под потолком, а стены, обращенные к саду, к внутреннему двору, на юг, — сплошь стеклянные от пола до потолка.
Слайд 27Интерьеры Райта. "О стиле прерий "
Но помимо создания архитектурных проектов,
Райт вплотную занимался и интерьерным дизайном. Более того – в каждой
детали преследуя идеи функциональности и природной красоты, он сам делал мебель для внутреннего убранства помещений.
Что же до характерных черт стиля прерий?
протяженные по горизонтали здания;
сочетание геометрии минимализма с природными формами;
сегментированность отдельных участков здания;
этнические мотивы дикого запада и восточных храмов;
...и многое другое,
ФОРМА. Предметы интерьера подобраны так, чтобы подчеркивать вытянутую приземистость этого стиля – вертикальных линий меньше и они короче. Однако это совсем не значит, что в таком доме будет мало простора!
Напротив, стиль прерий – это высокие потолки, панорамные окна, большие пространства и много света. В своем стремлении к функциональному простору, стиль прерий чем-то напоминает лофт. Но если лофт был исторической необходимостью, то интерьеры Райта - историческим новаторством.
Внутренний дизайн также перенял угловатость и сегментированность внешней архитектуры. Особый антураж могут создать квадратные (или просто угловатые) светильники - они одновременно навевают ассоциации с бумажными фонарями из обихода азиатских культур и подчеркивают строгую геометрию стиля.
В плане цветовых решений, стиль прерий опирается на минимализм - нейтральный, спокойный и сдержанный. Конечно, несколько ярких пятен не испортят и даже оживят картину, но основным "наполнителем", будут спокойные и естественные оттенки: белый, серый, песочный, коричневый. Что интересно - несмотря на всю подчеркнутую естественность, интерьеры Райта редко когда окрашены в зеленые цвета.
Также вряд ли вы найдете вычурные узоры или хаотичность красок. Стиль прерий благоволит сочета-ниям, но только тем, которые нейтрально воспринимаются глазом, а заодно подчеркивают характерные черты: угловатость, сегментированность, естественность, простота. Стиль Райта ставит удобство и функциональность на первое или одно из первых мест.
АКСЕССУАРЫ. Ничего лишнего и все-таки что-то есть. Пограничное состояние стиля прерий - между строгой геометрией, природной простотой и деталями этноса, позво-ляет ему принять практически все..
Слайд 28Дом над водопадом (вилла Фоллитуотер)
Архитектор всемерно стремился сделать так,
чтобы интерьер и внешняя среда не были резко разделены: помимо
того, что для беспрепятственной зрительной связи применены большие плоскости остекления. наружное пространство проникает внутрь между выступающими консолями плит перекрытий, а пространство помещений продолжается наружу, на террасы.
Как и в других домах Райта, фактура стен внутри такая же, что и снаружи; штукатурка отсутствует. В интерьерах деревянная обшивка местами смягчает суровость камня и железобетона. Остекление неизменно защищено от солнца. Над входами также установлены консольные козырьки, сплошные или решетчатые.
В процессе строительных работ были приняты меры, чтобы оставить нетронутыми естественные условия площадки: русло ручья, камни, растительность.
«Дом над водопадом» был первым, в котором Райт применил железобетон в качестве одного из главных материалов строительства. Основной принцип конструктивно-пространственной архитектуры этого сооружения состоит в том, что перекрытиями в нем служат железобетонные плиты, выступающие из центрального массива в разных направлениях и на разных уровнях. Эти железобетонные консоли террас, повисшие над водопадом, производят впечатление необычайно экзотического архитектурного строения.
Слайд 29
Стены «Дома над водопадом» начинались теперь от земли; они были
поставлены на бетонную или каменную горизонтальную площадку, нечто в виде
низкой платформы, на которой стояло здание. Стены заканчивались на уровне подоконников второго этажа, а над ними, под широкими свесами крыши, имеющей небольшой уклон, шли ряды непрерывных окон (клересторий), через которые внутренние помещения раскрывались к внешнему пространству. Таким образом, стены стали ширмами, окружающими внутреннее пространство.
Дому была придана широкая крыша — кров, защита. Нижние поверхности выступов крыши были плоскими и окрашенными в светлый цвет, чтобы создать в этом месте сияние рассеянного света, который делал верхние комнаты очаровательными. Свесы крыши имели двойную ценность, служа, с одной стороны, кровом и защитой стен дома, а с другой — средством освещения помещений второго этажа рассеянным и отраженным светом, который проходил сквозь «прозрачные ширмы», занявшие место глухих стен.
Затем Райт в противовес пестроте материалов стен ввел один материал в единую плоскость от отмостки до свеса кровли или до уровня подоконников второго этажа, в виде простой ограждающей ширмы или в виде ленты, идущей вокруг здания над окнами и переходящей в потолок, дойдя до уровня карнизов. Эта ленточная ширма делалась из того же материала, что и нижняя сторона свесов кровли (софит). Плоскости в здании, параллельные земле, подчеркивались, чтобы связать целое с землей. Иногда удавалось делать наружную стену под лентой окон второго этажа, от уровня подоконников второго этажа до самой земли, в виде тяжелой панели — красивой каменной кладки, которая покоилась на бетонной или каменной платформе.
Интерьеры жилищ того периода, как правило, состояли из коробок, помещенных в коробках, или рядом с другими коробками; их называли комнатами. Коробки внутри усложненной коробки. Каждая функция жилья была распределена по коробкам.
Эта клеточная ограниченность вызывала ассоциации с камерами заключения, или, в лучшем случае, с уютом спален на верхнем этаже. И Райт начал делать весь первый этаж в виде одной комнаты, выделив только кухню.
Большая комната подразделена на части, имеющие различные назначения, например, для еды или чтения или для приема посетителей.
Слайд 32Этот эффектный современный дом построен на склоне небольшого холма, на
участке с видом на лес.
Дом-галерея (Galeria House) в Бразилии Архитектурная
композиция представляет из себя сочетание двух элементарных объёмов — прямоугольно внизу и треугольного вверху.
Слайд 33Разнообразие стилистических и истори-
ческих предпочтений эпохи эклектики и модерна сохранило
эстетическую парадигму неразрывной взаимосвязи естественной природы и архитектуры. Идеи английского
утописта Эбенизера Говарда (Ebenezer Howard), выдвинувшего концепцию «Города-сада» и получившие практическое развитие в Германии и России, напрямую связаны с органиче-
скими идеями первой трети ХIХ в., объединяющими человека и природу.
Концепция зарубежного и отечественно-
го авангарда, основанная на рационализме и геометрическом восприятии пространства, как внутреннего, так и внешнего, отвергала равноправный диалог между архитектурным объектом и его окружением
. Проекты советских авангардистов 20-30-х гг. ХХ в., как правило, лишены антуража, их сооружения находятся как бы в пустоте. Природа в данном типе мировоззрения - это скорее своеобразный донор для достижения определённых материаль-ных благ.
Высказывание садовода-эксперимен-татора Мичурина – «мы не можем ждать милостей от природы – взять их у нее - наша задача»-являлось лейтмотивом эпохи авангарда.
Уход от рационального, «геометрического» восприятия мира привёл в ХХ в. к созданию направления «органической» архитекту-
ры. Идеология её основателей - А. Гауди, Л.
Салливана, Ф.Л. Райта, Б. Гоффа актуальна в наши дни постиндустриального общества как никогда. В связи с этим философия уже давних её основателей представляет не только исторический интерес, но отдельные её положения остаются актуальными и в наши дни.
Процесс взаимодействия на равных природного окружения и архитектурного объекта, получивший свое эстетическое осмысление в начале XIX в.,приобрел дальнейшее развитие на протяжении всего XIX-XX вв.