Слайд 1Искусство
Тема реферата:
«Николай Константинович Рерих.
Его творчество и привязанность к историческому жанру.»
Слайд 2Николай Константинович Рерих – художник, учёный, общественный деятель, оставивший после
себя огромное наследие.
Слайд 3Сорок два года Рерих прожил в России, около двадцати в
Индии, три года в США. Посетил почти все страны Европы,
Америки, Азии.
Рерих был директором школы Общества поощрений художеств в России. В Нью-Йорке им основаны институт объединённых искусств и музеи. В долине Кулу-Гималайский институт научных исследований.
Слайд 4Рерих создал более семи тысяч картин.
Собрания произведений художника имеются
в Санкт-Петербурге, Москве, Риге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Нью-Йорке, Париже, Лондоне,
Стокгольме, Хельсинки, Буэнос-Айресе, Бомбее и многих других городах.
Слайд 5Николай Константинович Рерих родился в России в, Санкт-Петербурге, 9 октября
1874 г.
В раннем возрасте проявил интерес и талант к
самым разным занятиям, имел особые способности к рисованию, любовь к археологии, которая стала источником его творческого вдохновения.
В 1883 году Рерих успешно выдержал экзамены в частную гимназию фон Мая в Петербурге.
Окончив в 1893 году гимназию, Рерих поступает сразу в два высших учебных заведения Академию художеств и в университет.
Слайд 6В Академии художеств Рерих нашёл себе «учителя не только живописи,
но всей жизни»- Архипа Ивановича Куинджи.
Куинджи считал подлинное творчество
немыслимо без яркой индивидуальности. Поэтому развитие и оберегание творческой индивидуальности учеников было для него постоянной заботой.
Учитель протестовал против непосредственного использования во время работы над картиной написанных с натуры этюдов: для картины, по его убеждению, годилось только то, что запечатлелось в памяти.
Слайд 7в 1901 году, Елена Ивановна Шапошникова, дочь архитектора Ивана Шапошникова
и племянница композитора Модеста Мусоргского становится женой художника, рука об
руку пройдут они все трудности жизненного пути.
Слайд 8Летом 1903-го и 1904-го годов Рерихи совершили большое путешествие по
сорока городам России.
Целью Рериха было сравнительное изучение стилей и
исторического своеобразия русской архитектуры. Экспедиция была одним непрерывным открытием русского прошлого: древние монументы, церкви, городские стены, замки.
Рерих решил привлечь общественное внимание к проблеме сохранения и защите этих ценностей.
Слайд 9Н. К. Рерих написал серию из семидесяти пяти картин, изображающих
древние строения.
Это путешествие оказало глубокое влияние на всю дальнейшую деятельность
Рериха, которая должна была привезти к организации повсеместной защиты культурных ценностей.
Тридцать один год спустя его труд увенчался принятием международного Пакта Рериха.
Такое направление мышления не было типичным для начала века; оно предвосхищало понимание важности сохранения культурного наследия.
Слайд 10Большое значение в творчестве художника имела символика его работ. В
1904 году Рерих написал первые из своих картин на религиозные
темы: «Послание к Тирону», «Весть Тирону»,
«Ангел Последний», «Сокровище Ангелов».
Слайд 11Камень изображённый Рерихом часто фигурирует в той или иной форме
в его художественном и литературном творчестве: «Белый камень». Идея «сокровища»
используется в названии многих его картин: «Сокровище гор», «Клад Захоронённый».
Слайд 12В 1897 году появилась первая картина серии «Гонец. Восстал
род на род».
Слайд 13Рериховский поиск археологических сокровищ продолжался. Он собрал большую коллекцию предметов
Каменного Века. Многие из картин отражают этот интерес - например
картина «Три меча».
Слайд 14Суровая Скандинавия вдохновила художника на создание живописной сюиты «Викинг», в
которую входили картины «Песни о Викинге», «Дочь Викинга», знаменитый «Бой»
Слайд 15В картине «Небесный Бой» Рерих использовал резкие контрасты света и
тьмы как знамение страшных событий, ожидавших Россию и всю Европу
в ближайшем будущем.
Слайд 16В последний период творчества Рерих много внимания уделял пейзажу, в
который вкладывал глубокий смысл.
Огромный раздел здесь занимают произведения с изображением
гор.
Особенно близким и ярким источником вдохновения стали для него Гималаи.
Слайд 17Восточным Гималаям Рерих посвятил более шестисот произведений.
Слайд 18Среди них такое значительное и известное полотно, как «Помни!»