Слайд 2Композиция
Любой, даже самый мастерски исполненный рисунок можно испортить неправильной композицией.
Композиция — это не только умение грамотно расположить объекты в плоскости рисунка, объединить
их в единое целое, но и умение заинтересовать зрителя, привлечь его взгляд к своей работе. Чаще всего художник находит правильную композицию по наитию, это надо чувствовать, но это не значит, что этому нельзя научиться.
Слайд 3
Работу над композицией рисунка всегда нужно вести с учетом особенностей человеческого
восприятия. Глазу человека необходимо перемещаться по картинной плоскости. Поэтому художники создают
для глаза определенный «маршрут», похожий на простые геометрические фигуры. Для примера приведу великие шедевры мировой живописи.
Слайд 7В композиции существует три основных закона:
Закон цельности и неделимости.
Это значит,
что ваш рисунок должен восприниматься цельно независимо от количества изображенных на нем
объектов. Здесь очень важно именно расположение объектов. Каждый из них производит на человека свое впечатление, и если их не упорядочить — рисунок будет носить хаотичный характер, раздражать и снизит общий эффект от рисунка. Все элементы должны быть связаны по смысловому и пространственному расположению, композиции следует быть разнообразной, но не пестрой.
Слайд 8Голландские натюрморты всегда отличались большим количеством изображенных предметов, выписанных с фотографической
тщательностью. И, тем не менее, художники умело объединяли работу цветом и тоном в одно
целое.
Слайд 9«Клан Льда, Морозная фея (волшебница)», Sweezar.
Несмотря на большое количество деталей, работа
так уравновешена, выстроена и сгармонирована по цвету, что смотрится единым целым.
Слайд 10Вроде глаз должен смотреть на персонажа, но слишком яркое белое пятно света,
узор в левом нижнем углу и хаотично разбросанные по фону перышки отвлекают и не дают
сосредоточиться на главном.
Слайд 11Закон контраста
Какие существуют виды контрастов?
Контраст величин (маленькое-большое)
цветовой контраст
тональный (светлый-темный)
смысловой контраст.
Контраст помогает выделить главное, создать общее настроение
рисунка. Контраст — это очень хорошее средство сделать свой рисунок более выразительным. Если все объекты будут выполнены на нюансах (одинаковый размер, одно цветовое решение, близкие по тону), глазу зрителя будет просто не за что «зацепиться», он не увидит и не поймет главного.
Слайд 12Цветовой контраст
Черный и красный — один из самых проверенных временем цветовых сочетаний.
Тем более что работа в общем монохромная, и красный цвет очень контрастирует
с общей цветовой гаммой. Очень яркий контраст, с помощью которого передаются эмоции и настроение работы.
Слайд 13Контраст величин
Человеческому глазу абсолютно неинтересно, когда на рисунке все объекты
одной величины. Такой рисунок не привлечет внимания и быстро наскучит. Поэтому необходимо
выделять главное за счет контраста величин.
Слайд 14Смысловой контраст
Например, вечный принцип «Красавицы и Чудовища». Вы ведь замечали, что
на фоне безобразного еще более четко заметна красота, в темноте сильнее и ярче
горит свеча…
Вот пример. Если поместить в рисунок толпу гламурно-стразинковых девушек на попсовой вечеринке, а на их фоне — мрачного готика, кто по вашему в первую очередь привлечет внимание? Правильно, тот кто по общему смыслу туда не вписывается.
Это и есть смысловой контраст. Надо отметить, очень интересное и «сильнодействующее» средство.
Слайд 16Закон подчиненности всех элементов и средств композиции единому замыслу
Композиция всегда
должна выстраиваться вокруг главного объекта или действия. Все второстепенные элементы
должны подчиняться, не должны отвлекать внимание или быть лишними (необязательными). С помощью второстепенных предметов взгляд человека должен постоянно направляться к главному. Они должны, словно по определенному маршруту вести взгляд зрителя к смысловому центру композиции.
Слайд 17Чтобы сделать хорошую композицию, существуют определенные правила и приемы
Ритм.
Это может
быть, к примеру, ритм повторяющихся (в меру) цветовых пятен, фигур, расположенных на определенной
«линии», которая ведет глаз к композиционному центру.
В этой работе ритм черных пятен, по которым глаз движется по картине. Этот ритм не дает человеческому восприятию заскучать на этом рисунке.
«Трое», Chernaya Bandana.
Слайд 18На этой работе есть определенный ритм фигур. Оба примера монохромны, но не забывайте,
это правило относится и к полноцветным работам.
Слайд 19Композиционный центр
Именно там расположено самое главное, то, ради чего собственно
и затевался весь этот рисунок. Смысловой центр… Как правило, он располагается на втором
плане. На первом располагаются объекты (фон, абстрактные узоры, второстепенные персонажи, пейзаж), которые как бы «вводят» взгляд зрителя в рисунок, плавно подводят его к главному. Этот центр может выделяться многими средствами, о которых было сказано выше.
Слайд 20Здесь центром является фигурка. Взгляд зрителя к ней ведут не только линии,
фон, но и то, что центр композиции выделен тональным контрастом, т.е центр композиции
выделен более светлым пятном.
«Скакалка», Булгакова Татьяна
Слайд 21Статика и динамика
В композиции может быть движение, а может его и не быть. Это
зависит опять-таки от замысла художника. Статичные объекты создают состояние покоя, или
мертвой тишины. Кому что нужно. Тут проще. К статичным объектам хорошо применяется правило вертикаль/горизонталь, но о нем чуть позже.
Если в рисунке присутствует ярко выраженная динамика, то тут нужно запомнить одно — всякому движению необходимо противодвижение. Это уравновесит рисунок, чтобы не было впечатления того, что предмет «падает» или. «вылетает» за пределы рисунка.
Слайд 22
Статичная композиция. В ней нет ярко выраженного движения.
«Вишневый демон», Corvus_SS
Слайд 23«RAH TILT!», № 400
В композиции четкая динамика, сильное движение. Тем не менее
все уравновешено, движению есть «противодвижение».
Слайд 24Принцип вертикали и горизонтали
Тут тоже все несложно. Рисунок может выстраиваться
на сочетании вертикальных и горизонтальных объектов (или направлений). Главное чтобы они были
уравновешены. Чтобы не получилось так, что в рисунке одни вертикали или наоборот. Человеческий глаз должен двигаться по картине, объекты создают маршрут движения. Если вертикали не уравновесить, глаз просто в них завязнет, не сможет пройтись по всему рисунку, то есть все старания художника пропадут даром.
В работе может быть одна очень сильная вертикаль/горизонталь или несколько менее.
Слайд 25
Здесь есть очень сильная вертикаль (фигура), которая уравновешивается несколькими горизонталями
«Мотыльки», Corvus_SS.
Слайд 26Формат
В композиции нет мелочей. Все должно быть продумано, и, конечно же, формат
рисунка. Он производит, скорее, психологическое, нежели художественное впечатление.
Квадрат (или приближенный
к квадрату прямоугольник) — создает ощущения надежности, покоя, стабильности. В квадрате хорошо рисовать портреты, статичные спокойные работы.
Формат, более вытянутый по горизонтали, подходит для панорамных пейзажей, либо какие-то стремительные действия — битвы, полет… В таком формате редко используются крупные планы лиц, портреты, чаще — целые фигуры. Этот формат более приземленный.
Формат, вытянутый по вертикали — более легкий, летучий. В него идеально вписывать фигуры людей.
Слайд 27Ресурсы
http://www.drawmanga.ru/tutors-misc.shtm
http://www.drawmanga.ru/tutors-misc/composition.shtm