Слайд 1Педагогический совет
«Кардиограмма образовательной среды, или как нам организовать школу, содействующую
здоровью?»
Слайд 2Цель:
Показать значимость здоровьесберегающих технологий в улучшении состояния здоровья и качества
жизни детей и подростков в процессе учебной деятельности.
Слайд 3Задачи:
1.Анализ образовательной среды с точки зрения выполнения санитарно-эпидемиологических требований к
организации учебного процесса.
2.Создание основ для методологического и технологического моделирования различных
видов деятельности, направленных на укрепление здоровья в школе.
Слайд 4Задачи:
3.Формирование критического мышления всех участников образовательного процесса по отношению к
знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
4.Обеспечение педагогов
информацией для формирования собственных стратегий и технологий, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Слайд 5
«Здоровье до того перевешивает
все остальные блага, что здоровый нищий счастливее больного
короля»
(А.Шопенгауэр)
Слайд 6Повестка:
1.Здоровьесберегающие технологии- основа здоровьесберегающей педагогики.
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Образцова Н.В.
2.Основные факторы, влияющие на здоровье учащихся.
Спицина С.В.
Слайд 7
3.Мониторинг здоровья учащихся школы.
Иванова Л.В.
4.Здоровьесберегающие технологии в начальной школе.
Устюжанина С.А.
5.Анализ анкетирования учащихся школы. «Болевые точки.»
Слайд 8
6.Практикум «Методики, способствующие сохранению и улучшению здоровья школьников»
Никитина И.В.
7.Проект решения.
Слайд 9Здоровьесберегающие образовательные технологии- основа здоровьесберегающей педагогики
Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ)
можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики – одно из
самых перспективных систем ХХI века, и как совокупность приемов, форм и методов организации обучения школьников, без ущерба для их здоровья, и качественную характеристику любой педагогической технологии по критерии ее воздействия на здоровье учащихся и педагогов.
Слайд 10Задача здоровьесберегающих педагогических технологий
Здоровьесберегающие педагогические технологии должны обеспечить развитие
природных способностей ребенка: его ума, нравственных и эстетических чувств, потребности
в деятельности, овладении первоначальным опытом общения с людьми, природой, искусством.
Слайд 11Определение
«Здоровьеформирующие образовательные технологии», по определению Н.К. Смирнова, - это все
те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Слайд 12Определение
Здоровьесберегающая технология, по мнению В.Д. Сонькина, - это:
условия обучения ребенка
в школе (отсутствие стресса, адекватность требований, адекватность методик обучения и
воспитания);
рациональная организация учебного процесса (в соответствии с возрастными, половыми, индивидуальными особенностями и гигиеническими требованиями);
соответствие учебной и физической нагрузки возрастным возможностям ребенка;
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный режим.
Слайд 13Принципы здоровьесбережения
Проблемы сохранения здоровья учащихся стали особенно актуальными на современном
этапе.
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности
у учащихся,
снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,
вызвали отклонения в их социальном поведении.
Слайд 14Принципы здоровьесбережения
В создавшейся обстановке естественным стало активное использование педагогических технологий,
нацеленных на охрану здоровья школьников.
По словам профессора Н. К.
Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии — это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся».
Слайд 15Принципы здоровьесбережения
«Не навреди!» — все применяемые методы, приемы, используемые средства
должны быть обоснованными, проверенными на практике, не наносящими вреда здоровью
ученика и учителя.
Слайд 16Принципы здоровьесбережения
Приоритет заботы о здоровье учителя и учащегося — все
используемое должно быть оценено с позиции влияния на психофизиологическое состояние
участников образовательного процесса.
Слайд 17Принципы здоровьесбережения
Непрерывность и преемственность — работа ведется не от случая
к случаю, а каждый день и на каждом уроке.
Субъект-субъектные
взаимоотношения — учащийся является непосредственным участником здоровьесберегающих мероприятий и в содержательном, и в процессуальном аспектах.
Слайд 18Принципы здоровьесбережения
Соответствие содержания и организации обучения возрастным особенностям учащихся —
объем учебной нагрузки, сложность материала должны соответствовать возрасту учащихся.
Комплексный, междисциплинарный
подход — единство в действиях педагогов, психологов и врачей.
Слайд 19Принципы здоровьесбережения
Успех порождает успех — акцент делается только на хорошее;
в любом поступке, действии сначала выделяют положительное, а только потом
отмечают недостатки.
Активность — активное включение, а любой процесс снижает риск переутомления.
Слайд 20Принципы здоровьесбережения
Ответственность за свое здоровье — у каждого ребенка надо
стараться сформировать ответственность за свое здоровье, только тогда он реализует
свои знания, умения и навыки по сохранности здоровья.
Задача учителя -качественное обучение предмету, что совершенно невозможно без достаточного уровня мотивации школьников. В решении означенных задач и могут помочь здоровьесберегающие технологии.
Слайд 21Составление гибких вариантов расписания занятий.
Слайд 22Динамические паузы, ф\м, спортивные часы в расписании уроков.
Увеличение уроков ф-ры.
Динамические
паузы.
Слайд 23Диагностика.
Консультирование.
Тренинги.
Психологическая коррекция и реабилитация.
Слайд 24Урочная и
Внеурочная система обучения. Развлекательно-игровые формы обучения.
Лектории, консультации.
Слайд 25Анализ проведения урока с позиций ЗОТ.
Обстановка и гигиенические условия в
классе.
Число видов учебной деятельности.
Частота и продолжительность чередования различных видов учебной
деятельности
Число видов преподавания
Чередование видов преподавания
Слайд 26Анализ проведения урока с позиций ЗОТ.
Наличие и выбор поэтапного применения
на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих
учащихся.
Место и длительность применения ТСО
Позы учащихся, чередование поз.
Ф\м и оздоровительные моменты.
Слайд 27Анализ проведения урока с позиций ЗОТ.
Наличие в содержательной части урока
следующих позиций:-
-вопросы ,связанные со здоровьем
-формирование отношения к человеку и его
здоровью как к ценности
-выработка понимания здорового образа жизни
Формирование потребности в здоровом образе жизни
Слайд 28Анализ урока с позиций ЗОТ
-Наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности на уроке.
-Психологический климат на уроке
-Наличие на уроке эмоциональных разрядок
-Плотность
урока
Темп и особенности окончания урока
Слайд 29Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса
Важная составная часть здоровьесберегающей работы
школы – это рациональная организация урока.
Показателем рациональной организации учебного
процесса являются:
Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;
Нагрузка от дополнительных занятий в школе;
Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.
Слайд 30Организационно-педагогические условия проведения образовательного процесса
От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий
проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в
процессе учебной деятельности.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить:
физкультминутки, примерно через 10-15 минут от начала урока или с развитием первой фазы умственного утомления у значительной части учащихся класса;
определять и фиксировать психологический климат на уроке, проводить эмоциональную разрядку;
следить за соблюдением учащихся правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока.
Слайд 31Физкультминутки
упражнения по формированию осанки,
укреплению зрения,
укрепления мышц рук,
отдых
позвоночника,
упражнения для ног,
упражнения на ковре,
релаксационные упражнения для мимики лица,
потягивание,
массаж области
груди, лица, рук, ног,
психогимнастика,
упражнения, направленные на выработку рационального дыхания
Слайд 32Здоровьесберегающее обучение
Направлено на – обеспечение психического здоровья учащихся.
Опирается на –
природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности (практической ориентации).
Достигается через – учет особенностей
класса (изучение и понимание человека); создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приемов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу; создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.
Приводит к – предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений
Слайд 33Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности
Личностно-ориентированные, где в центр
образовательной системы ставится личность ребёнка, обеспечение комфортных условий её развития
и реализации природных возможностей. Личность ребёнка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы.
В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются гуманно-личностные технологии,
технологии сотрудничества,
технологии свободного воспитания.
Слайд 34Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности
Педагогика сотрудничества – её можно
рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и
укрепления здоровья учащихся и педагогов
Цель - разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребёнка, использовать их для более полного развития личности.
Важнейшая черта этой педагогики – приоритет воспитания над обучением – позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Слайд 35Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности
Проявления гуманного отношения к детям:
любовь к детям,
оптимистичная вера в них,
отсутствие прямого
принуждения,
приоритет положительного стимулирования, терпимости к детским недостаткам, в сочетании с проявлениями демократизации отношений – правом ребёнка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения – оказывают благоприятное воздействие на психику учащихся и способствуют формированию здоровой психики и, как следствие, высокого уровня психологического здоровья.
Слайд 36Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности
Технология уровневой дифференциации обучения.
Построение
уроков с учетом индивидуальных возможностей и способностей учащегося, использование разноуровневых
заданий, в том числе и контрольных работ.
Тем самым появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют своё стремление быстрее продвигаться вперёд и вглубь, слабые – меньше ощущают своё отставание от сильных
Слайд 37Образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности
Технологии развивающего обучения (ТРО) строятся
на плодотворных идеях Л.С.Выготского, в частности – его гипотезе о
том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Классификационные характеристики этой технологии в определённой части отвечают принципам здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на “зону ближайшего развития” ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике – и на его здоровье.
Слайд 38Проект решения педагогического совета.
Спланировать систему родительских собраний, включая темы по
формированию здорового образа жизни ребенка и культуры здоровья.
Слайд 39Проект решения педагогического совета.
Создать оптимальные условия по охране и укреплению
здоровья школьников.
администрация
Усовершенствовать школьную программу обеспечения приоритета здоровья.
зам. директора по ВР
Крылова Е.А.
Вовлечь педагогов и учащихся в исследовательскую и проектную деятельность по вопросам здоровьесбережения.
зам. директора по ВР
Крылова Е.А.
Образцова Н.В.
Слайд 40Рекомендации педсовета
Ребенок должен постоянно ощущать себя счастливым, помогите ему в
этом.
Каждый урок должен оставлять в душе ребенка только положительные эмоции.
Дети
должны испытывать ощущение комфорта, защищенности и ,безусловно, интерес к уроку.
Оценка должна стимулировать интерес ребенка, а не быть наказанием.
Слайд 41
Благодарим за работу!
Всем здоровья и
успехов!