Слайд 1Ма́сленица (сы́рная неде́ля)
Слайд 2Ма́сленица, сы́рная неде́ля
(до реформы орфографии также часто масляница) —
народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён.
Обряд связан с проводами зимы и встречей весны.
Слайд 3Масленица получила свое название от того, что в этот период
времени — последнюю неделю перед Великим постом, разрешается употребление в
пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы.
Слайд 4В православном (русском) церковном календаре, этот период называется Сырной седмицей,
— неделя (седмица), следующая за мясопустной седмицей. В её продолжение
Устав предписывает воздерживаться от мяса (но не прочих скоромных продуктов), причём обычный пост в среду и пятницу отменяется; в среду и пятницу Сырной седмицы не совершается литургия.
Слайд 5В православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение
с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время,
которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению.
Слайд 6Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того,
когда начинается Великий пост. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы
в России — блины и гулянья.
Слайд 7Другие названия праздника
Маслена,
Масленая,
Масленая неделя,
Всемирный праздник,
Блинница,
Блинщина,
Блинная неделя,
Блиноедка,
Прожорная неделя,
Объедуха,
Широкая масленица,
Целовальница,
Кривошейка,
Боярыня Масленица,
Молочная
неделя
Слайд 8Сущность обрядов празднования
Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной
и восходит к глубокой древности. Она включает обряды, относящиеся и
к началу нового цикла, и к стимуляции плодородия, и к культу предков.
Слайд 9К символике начала нового цикла следует отнести сожжение мусора и
чучела Масленицы, как уничтожение старого, обветшавшего, дряхлого мира и освобождение
места для нового, молодого, лучшего. С созданием «нового мира» может быть связана и обрядовая борьба (кулачные бои, взятие снежного городка). В это время проводят Зиму и начинают встречать Весну. Ожидание Весны достигает своего пика позже, во время Веснянок, когда, по народным представлениям, Весна уже действительно приходила и вступала в свои права.
Слайд 11С символикой возрождения мира непосредственно связана и функция стимуляции плодородия
земли и плодовитости людей и скота. Чучело Масленицы представлялось средоточием
плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от чучела, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.
Слайд 12Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался
на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной,
когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить.
Слайд 13Функцию стимуляции плодородия несёт опять же и сожжение чучела Масленицы
— уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения,
толчок для нового возрождения плодоносных сил. Многие обряды Масленицы, такие как «целовник», смотры молодожёнов, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.
Слайд 14Со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие
предки, по представлениям крестьян, находились в земле, и потому могли
влиять на плодородие земли. Поэтому крайне важным было не гневить предков, а почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т. д.), иногда — посещение кладбищ, всегда — обильные трапезы (изначально, видимо, поминальные), обязательно включавшие алкоголь и блины — главный атрибут Масленицы.
Слайд 15Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не
являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда
были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.
Слайд 16Масленичная неделя в XIX веке
В народе каждый день Масленицы имеет
свое название. Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица
и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица.
Слайд 17Понедельник — встреча
Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли
невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили
к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.
Слайд 18Вторник — заигрыш
В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные
обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после
Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».
Слайд 19Среда — лакомки
В этот день зять приходил к тёще
на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща
демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Слайд 20Четверг — разгуляй (другие названия: Разгул, Широкий разгул, Перелом, Широкий
четверг [11], Разгульный четверток[12])
С этого дня начиналась Широкая Масленица,
хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои[13], различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка[14]. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.
Слайд 21Пятница — тёщины вечёрки
В этот день с ответным визитом
тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день
пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.
Слайд 22Суббота — золовкины посиделки
Молодые невестки приглашали в гости к
себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не
замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок[15].
Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.[16]
Слайд 23Воскресенье — проводы[17]
Также называется Целовальник, Прощенный день[18], последний день
Масленицы — Прощёное воскресенье[19]. Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье
происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощеное воскресенье поминали усопших[15]. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы[20], полученный пепел рассыпали по полям[18]. В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующую неделю иногда проводились «тужилки по Масленице»[21].
Слайд 24Проводы Масленицы
В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы,
который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела
Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах[22]. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки).
Слайд 25В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён
ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался. Наиболее архаичным
является обряд при котором действия участников носят эротическую окраску:
Слайд 26В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной
процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке
или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.
Слайд 27Поговорки и приметы
Первый блин за упокой (на масленой). Первая оттепель
— вздохнули родители. Сыр, сметану, масло вкуша́й, все беды —
щедростью души избывай. Без масла каша не вкусна. «Прашли Святки, жаль расстаться, пришла Маслина – кататься» (воронеж.).
Слайд 28Не всё коту масленица. Милости просим к нам об масленице
с своим добром, с честным животом. Где блины, тут и
мы; где с маслом каша — тут и место наше. Блин не клин, брюха не расколет. Без блина не масляна. На горках покататься, в блинах поваляться. Сваталась Маланья на масленице, думала-гадала замуж пойти, а того Маланья не ведала, что масленица только ставит молодых на показ.
Слайд 29Ссылки
Масленица // Российский Этнографический музей
Всё о Масленице
Грачёва И. История Масленицы
Праздники
России: Масленица
Как провести Масленицу на сайте Православие и мир