Слайд 1 Учитель: Кайгородова Наталья Евгеньевна
МБОУ СОШ № 64
г. Нижний
Тагил
МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА
11 класс
Слайд 2
РУССКОЕ БАРОККО
Русское барокко — общее название разновидностей стиля барокко,
которые сформировались в Московском
государстве
и в Российской империи в конце XVII—XVIII веках
Слайд 3
В России развитие искусства барокко, отразившего рост и укрепление дворянской
абсолютной монархии, приходится на первую половину XVIII века.
Стиль барокко в
России обладал рядом национальных особенностей. Русское зрелое барокко отличалось от западного:
структурной ясностью и простотой плановых построений,
тесной связью конструктивной основы и декорирующих её элементов,
мажорным характером, активным использованием ярких цветов в окраске, смелых колористических контрастов, включая золочение.
Слайд 4
Исследователь древнерусского зодчества Николай Султанов ввёл термин «русское барокко», обозначив им допетровскую
архитектуру Руси XVII века. Фактически под этим термином понималось «московское узорочье», сложившееся
в 1640-х годах.
Современные искусствоведы видят в узорочье скорее аналог маньеризма, а отсчёт истории русского барокко ведут с распространения в московской строительной практике восьмериков на четверике (церковь царевича Иоасафа, 1678).
Слайд 5
В эволюции русского барокко выделяют стадии «московского бароккоВ эволюции русского
барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинскийВ эволюции
русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановскийВ эволюции русского барокко выделяют стадии «московского барокко» конца XVII века (различают нарышкинский, строгановский, голицынский стили)
«петровское барокко» первой четверти XVIII в.,
«зрелое русское барокко» елизаветинского времени.
Русская архитектура барокко, достигшая величественного размаха в городских и усадебных ансамблях Петербурга, Петергофа, Царского Села и других, отличается торжественной ясностью и цельностью композиции зданий и архитектурных комплексов (арх. М. Г. Земцов, В. В. Растрелли, Д. В. Ухтомский).
Сравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское бароккоСравнительно малоизвестную страницу в истории барокко составляет храмовое зодчество уральских заводов и Сибири; применительно к нему бытуют такие термины, как «уральское барокко» и «сибирское барокко».
Слайд 6Ру́сское узо́рочье (моско́вское узо́рочье) — архитектурный стиль, сформировавшийся в XVII веке
на территории
Московской Руси, характеризовавшийся затейливыми формами, обилием декора, сложностью композиции
и живописностью силуэта
Церковь Рождества Богородицы
в Путинках, фото конца XIX в.
Слайд 8
Московское бароккоМосковское барокко (с 1680-х по 1700-е годы, ранее неточно называлось
«нарышкинское барокко») — переходный период от узорочья к полноценному барокко с удержанием многих
конструктивных элементов древнерусской архитектуры.
Ансамбль
Новодевичьего
Монастыря
в Москве
Слайд 9
Основным периодом развития архитектуры «московского барокко» можно считать период с
начала 1680-х до первых лет 1700-х гг. в Москве. В регионах России пространственные решения
и характерная система оформления прослеживается вплоть до конца XVIII в. Постепенное затухание столичного направления «московского барокко» можно связать с постепенным переходом столичной жизни в Петербург и ориентацию на западноевропейскую архитектуру и её мастеров, открыто провозглашенную Петром I.
Слайд 10
Сухарева башня — пример гражданской архитектуры московского барокко
Слайд 11
Сдвоенный наличник Сухаревой
башни в стене Донского монастыря
Слайд 12Строгановский стиль
В первую очередь это относится к постройкам, возводимым по
заказу крупного промышленника Строганова в Приуралье. Для построек этой группы характерна
их относительная локальность. В художественном плане архитектура строгановских зданий сравнительно с московскими памятниками более насыщена декоративным оформлением, элементы ордера имеют иногда даже более классический облик, чем в Москве, что позволяет выделить это направление как «строгановский стиль».
Слайд 13
Собор Введенского монастыря в Сольвычегодске
Слайд 14Нарышкинский стиль
В нарышкинскую группу входит группа церквей конца 1680-х — начала
1690-х гг., появление которых с большой степенью вероятности можно связать
с воцарением Петра I. Церкви этой группы были выстроены по заказу одного из ближайших родственников Петра I по материнской линии — боярина
Льва Кирилловича Нарышкина.
В более широком смысле под нарышкинским стилем подразумеваются все здания «московского барокко», построенные по заказу Нарышкиных . Нарышкинские церкви типа «восьмерик на четверике» созданы первоклассным мастером (мастерами), сооружавшим ранее по заказу царевны Софьи колокольню Новодевичьего монастыря (1690), мастерски выполненные аттики и гребни восходят к оформлению церкви Воскресения в Кадашах (1687). В то же время палаты Нарышкиных в Высокопетровском монастыре, задуманные незаурядным мастером, имеют оформление гораздо грубее, используются иные художественные приемы.
Слайд 16
Лучшими образцами нарышкинского стиля считаются появившиеся центрические ярусные храмы, хотя
параллельно с этой новаторской линией возводилось множество традиционных, бесстолпных, перекрытых
сомкнутым сводом и увенчанных пятью главами церквей, обогащённых новыми архитектурными и декоративными формами — прежде всего, заимствованными из западноевропейской архитектуры элементами ордера. Для нарышкинского стиля также характерна двуцветность сочетания красного кирпича и белого камня, использование полихромных изразцов, позолоченной деревянной резьбы в интерьерах, следующих традициям «русского узорочья» и «травяного орнамента». Сочетание красных кирпичных стен, отделанных белым камнем или гипсом, было характерно для зданий Нидерландов, Англии и Северной Германии.
Надвратная церковь
Предтеченская Троицкой лавры
Слайд 17
Церковь Иоанна Воина
на Якиманке (1706-13) намечает переход от нарышкинского барокко
к петровскому
Слайд 18Голицынский стиль
Совсем небольшую группу составляют две церкви, построенные
по заказу князей П. А. и Б. А. Голицыных. Большое участие в
строительстве и оформлении принимали итальянские мастера, поэтому облик этих зданий достаточно сильно выделяется из классических образцов «московского барокко». Однако об отдельном стиле говорить не приходится (всего два здания), скорее о «памятниках голицинского круга».
Церковь
Рождества Богородицы в Подмоклово
(1714-22)
заказана князем Долгоруковым,
однако продолжает традиции
голицынского барокко
Слайд 20Петровское барокко
Термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю,
одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской
столице Санкт-Петербурге.
Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры . Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины.
Слайд 21
Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и
сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов.
К числу первых строителей Петербурга
принадлежат
Жан-Батист Леблон,
Доменико Трезини,
Андреас Шлютер,
Дж. М. Фонтана,
Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.
Слайд 22
Петропавловская церковь в Ярославле — редкий пример петровского барокко в провинции
Слайд 23Елизаветинское барокко
Елизаветинское барокко — термин для обозначения архитектуры русского барокко эпохи Елизаветы Петровны (1741-61). Крупнейшим представителем
этого направления был Ф. Б. Растрелли, откуда второе название этого извода барокко — «растреллиевское». В
отличие от предшествующего ему петровского барокко, елизаветинское барокко знало и ценило достижения московского барокко конца XVII-начало XVIII вв., удержав сущностные для русской храмовой традиции элементы (крестово-купольная схема, луковичные или грушевидные пятиглавия).
Елизаветинское барокко тяготело к созданию героизированных образов с целью прославления могущества Российской империи. Растрелли спроектировал величественные дворцовые комплексы в Петербурге и его окрестностях. Растрелли свойственны исполинские масштабы построек, пышность декоративного убранства, двух-трехцветный окрас фасадов с применением золота. Мажорный, праздничный характер архитектуры Растрелли наложил отпечаток на всё русское искусство середины XVIII века.
Слайд 24
Самобытную страницу елизаветинского барокко представляет творчество московских архитекторов середины XVIII
века — во главе с Д. В. Ухтомским и И. Ф. Мичуриным .
В Петербурге приЕлизавете Петровне трудилась плеяда отечественных зодчих — крепостной архитектор Ф. С. Аргунов, С. И. Чевакинский, А. В. Квасов и др. На храмовой архитектуре специализировался итальянец П. А. Трезини. За исключением украинских построек А. В. Квасова, А. Ринальди, Г. И. Шеделя, елизаветинское барокко осталось стилем столичным и мало затронуло русскую провинцию.
После смерти Елизаветы Петровны основные строительные заказы были переданы итальянцу Антонио Ринальди, который прежде работал для «молодого двора» в Ораниенбауме. Он отказался от грандиозности растреллиевских начинаний и привнёс в придворное зодчество элементы камерного стиля рококо. В продолжение 1760-х Ринальди, как и другие ведущие архитекторы, преодолел притяжение отживавшего свой век барокко и приступил к освоению эстетики классицизма.
Слайд 25
Домашнее задание:
Заполнить таблицу «Петровское и Елизаветинское барокко»