Разделы презентаций


Презентация к уроку МХК на тему "Архитектура - это искусство вписывать линии в небо". В. Гюго

Содержание

ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность искусства

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«АРХИТЕКТУРА - ЭТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ ЛИНИИ В НЕБО»

В.Гюго

МКОУ СОШ № 20. Учитель МХК Павлова Т.Г.

Презентация к уроку МХК в 10 классе

«АРХИТЕКТУРА - ЭТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ ЛИНИИ В НЕБО»

Слайд 2ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ
Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка,

совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность искусства


(Б.И.Ривкин)
Это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.
Храм не подавляет ни размером, ни тяжестью, ни величием, а скорее, вы подавлены собственным незаслуженным величием, ощущаемым в его присутствии. Все сделанное – и размер, и материал, и его вес, и обработка - все в пределах реальных сил человека. (Андрей Буров)
ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка, совершенное мастерство исполнения – все это

Слайд 3




III - XVIII вв. «средние

века» V - XV вв.
начало средних веков -

падение Римской
империи (V в н.э.) – конец – открытие Колумбом
Америки (1492 г.)

Западноевропейское средневековье

эпоха первобытности

эпоха античности

эпоха Древнего Египта

эпоха средних веков

эпоха Возрожде
ния

III - XVIII вв.  «средние века»   V - XV вв.начало

Слайд 4Средние века

Средние века

Слайд 5Средние века

Средние века

Слайд 6ЗАДАНИЕ
Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и

средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву

ЗАДАНИЕСравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух

Слайд 7




Средние века. Средневековье…. Этот термин впервые появился в конце 60-х

годов XV в. В это время в Западной Европе возникло

движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс.
 Период между Ренессансом и античностью был назван итальянскими учеными – гуманистами «средними веками».
В средние века формируется новый, религиозный, тип культуры, пришедший на смену мифологическому.
Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека, который в сознании людей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в эпоху средневековья, не творец, а исполнитель божьей воли.

Западноевропейское средневековье

эпоха первобытности

эпоха античности

эпоха Древнего Египта

эпоха средних веков

эпоха Возрожде
ния

Средние века. Средневековье…. Этот термин впервые появился в конце 60-х годов XV в. В это время в

Слайд 8«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
Что объединяет термины: башня, арка,
купол, храм, базилика, донжон

?
2.  Какому из представленных архитектурных
сооружений посвящены следующие строки:

Взлетали стены, суживаясь, к солнцу И свод, как череп изнутри, Вздымал надбровицы и дуги, Без позолот и мишуры, Лишь щеки пышно надувая В серебрянные дудочки играют Младенцы – ангелы в раю. Одеты в ризы кружевные, Стоят надменные святые

«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»Что объединяет термины: башня, арка, купол, храм, базилика, донжон ? 2.  Какому из представленных архитектурных сооружений

Слайд 9АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Шедевры романского и готического искусства

АРХИТЕКТУРА  ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯШедевры романского и готического искусства

Слайд 10АРХИТЕКТУРА ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее

всего говорят произведения архитектуры.

В этот период архитектура занимает исключительное положение

и становится главным видом искусства.

В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)
АРХИТЕКТУРА   ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯО времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее всего говорят произведения архитектуры.В этот период

Слайд 11РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Слайд 12Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве XI

- XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский

стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI - XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.


РОМАНСКИЙ СТИЛЬ

Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве XI - XII веков. Наиболее полно он выразился

Слайд 13В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая

взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки

и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом)

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения

Слайд 14Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности

наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и

поэтому выглядело особенно прочным и основательным

Замок Тауэр в Лондоне

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в

Слайд 15 Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об

их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня,

которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными

Слайд 16Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.

Поскольку

главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не

отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами.

Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ

Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания,

Слайд 17РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и

были особым знаком дворянства.
Ж. Ж. Руа в своей «Истории

рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».

Замок Сюлли, X-XIвв., Франция

РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и были особым знаком дворянства. Ж. Ж. Руа

Слайд 18ДОНЖО́Н главная башня в европейских феодальных замках
В отличие от башен

на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в

самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно являлись непосредственным жилищем феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка - оружейные, главный колодец, пищевые склады.
ДОНЖО́Н  главная башня в европейских феодальных замкахВ отличие от башен на стенах замка, донжон находится внутри

Слайд 19ДОНЖО́Н
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни,

но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны,

а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
ДОНЖО́НФормы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни, но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и

Слайд 20Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и

рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились

в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.

ЗАМКИ

crossmoda.narod.ru

Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян.

Слайд 21Королевский дворец Алькасар

Королевский дворец Алькасар

Слайд 22 РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Базилика (поперечный разрез и план)
Романский храм напоминал раннехристианскую

базилику, но имел более совершенную конструкцию. Архитекторы и строители раннего

Средневековья заменили деревянные крыши храма более крепкими каменными перекрытиями.
РОМАНСКИЕ ХРАМЫБазилика (поперечный разрез и план)Романский храм напоминал раннехристианскую базилику, но имел более совершенную конструкцию. Архитекторы

Слайд 23 РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
Массивная

крыша требовала увеличить толщину стен и ограничить оконные и дверные

проемы. Только толстые стены могли выдержать огромную нагрузку перекрытий. Отсюда и характерная для строений романского стиля массивность и полумрак внутри
РОМАНСКИЕ ХРАМЫПоперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храмаМассивная крыша требовала увеличить толщину стен и ограничить

Слайд 24Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид

храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был

напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри

Слайд 25ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Внутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными

ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОЙ ЦЕРКВИВнутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными

Слайд 26Портал
Ступенчатый полуциркульный портал - характерное для романской эпохи оформление входа

РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

ПорталСтупенчатый полуциркульный портал - характерное для романской эпохи оформление входа РОМАНСКИЕ ХРАМЫ

Слайд 27Собор в Вормсе
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Шпейерский собор
Кафедральный собор
в Св.Мартина

в Майнце

Собор в Вормсе РОМАНСКИЕ ХРАМЫШпейерский собор Кафедральный собор в Св.Мартина в Майнце

Слайд 29Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области

материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти

Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его

Го́тика 

Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области материальной культуры и развивающийся на территории Западной,

Слайд 30Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к

историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось

в качестве бранного.

Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.

Го́тика 

Происхождение термина

Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к историческим готам этот стиль отношения не имеет),

Слайд 31Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика

– это собор и крест

Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика – это собор и крест

Слайд 32« Собор - это не только красота, которой мы не можем

не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление,

коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия» Марсель Пруст
« Собор - это не только красота, которой мы не можем не восхищаться. Даже если для вас это

Слайд 33Схема кладки каркаса готического свода
Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля,

является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования

романского крестового свода.
Схема кладки каркаса готического сводаГлавным новшеством, введенным зодчими готического стиля, является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием

Слайд 34Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского

стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства

Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского стиля - они свидетельствуют об ином понимании

Слайд 35В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора

внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи
Реймский

собор
В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора внутри кажется большим, нежели сам собор, когда

Слайд 36Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов

значительное место принадлежало пластике.

Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов значительное место принадлежало пластике.

Слайд 37Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную

гармонию. Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую

грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную гармонию.  Работая на эту идею, готика

Слайд 38Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй

и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях

непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ
Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй и украшений на порталах, на карнизах, водостоках

Слайд 39Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую

концепцию мира
Портал
Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала

собора
Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую концепцию мираПорталПервостепенное значение придавалось декору главного –

Слайд 40Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению

монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11

и 12 вв.
Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой.
Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению монументальных росписей, игравших столь крупную роль в

Слайд 41Витражи
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом,

окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный

эффект
ВитражиВитражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом, окрашенным в мягкие и звучные цвета, что

Слайд 43Самый большой витраж (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет

наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)
Глостерский собор.

Великобритания
Самый большой витраж  (большое окно восточного фасада, по существу, заменяет наружную стену - высота 23,8 м,

Слайд 44 ЗАДАНИЕ НА ДОМ
1.Тема: «Мое понимание красоты» - выбор средств

выражения за учениками (эссе, рисунок, стихотворение, музыкальное произведение и т.п.).


2. Интересные факты из истории средневековой архитектуры (презентация)
3.Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву.
ЗАДАНИЕ НА ДОМ1.Тема: «Мое понимание красоты» - выбор средств выражения за учениками (эссе, рисунок, стихотворение, музыкальное

Слайд 45БЛАГОДАРЮ ЗА РАБОТУ И ВНИМАНИЕ!

БЛАГОДАРЮ  ЗА РАБОТУ  И ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика