Слайд 1«АРХИТЕКТУРА - ЭТО ИСКУССТВО ВПИСЫВАТЬ ЛИНИИ В НЕБО»
В.Гюго
МКОУ СОШ № 20. Учитель МХК Павлова Т.Г.
Презентация к уроку МХК в 10 классе
Слайд 2ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КУЛЬТУРЕ
Правдивое отражение действительности, простота и ясность художественного языка,
совершенное мастерство исполнения – все это определяет непреходящую ценность искусства
(Б.И.Ривкин)
Это время тотального упадка культуры, знаний, образования, это время беззакония, непрерывных междоусобных войн, уничтожения инакомыслящих в ходе крестовых походов, инквизиции, преследования еретиков - оценка гуманистов, просветителей.
Храм не подавляет ни размером, ни тяжестью, ни величием, а скорее, вы подавлены собственным незаслуженным величием, ощущаемым в его присутствии. Все сделанное – и размер, и материал, и его вес, и обработка - все в пределах реальных сил человека. (Андрей Буров)
Слайд 3
III - XVIII вв. «средние
века» V - XV вв.
начало средних веков -
падение Римской
империи (V в н.э.) – конец – открытие Колумбом
Америки (1492 г.)
Западноевропейское средневековье
эпоха первобытности
эпоха античности
эпоха Древнего Египта
эпоха средних веков
эпоха Возрожде
ния
Слайд 6ЗАДАНИЕ
Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и
средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву
Слайд 7
Средние века. Средневековье…. Этот термин впервые появился в конце 60-х
годов XV в. В это время в Западной Европе возникло
движение за возрождение античных идеалов – Ренессанс.
Период между Ренессансом и античностью был назван итальянскими учеными – гуманистами «средними веками».
В средние века формируется новый, религиозный, тип культуры, пришедший на смену мифологическому.
Средневековое мироощущение предполагает иную картину мира, иной взгляд на человека, который в сознании людей перестает быть центром мироздания, «мерой всех вещей». Человек в эпоху средневековья, не творец, а исполнитель божьей воли.
Западноевропейское средневековье
эпоха первобытности
эпоха античности
эпоха Древнего Египта
эпоха средних веков
эпоха Возрожде
ния
Слайд 8«ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»
Что объединяет термины: башня, арка,
купол, храм, базилика, донжон
?
2. Какому из представленных архитектурных
сооружений посвящены следующие строки:
Взлетали стены, суживаясь, к солнцу
И свод, как череп изнутри,
Вздымал надбровицы и дуги,
Без позолот и мишуры,
Лишь щеки пышно надувая
В серебрянные дудочки играют
Младенцы – ангелы в раю.
Одеты в ризы кружевные,
Стоят надменные святые
Слайд 9АРХИТЕКТУРА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
Шедевры романского и готического искусства
Слайд 10АРХИТЕКТУРА
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
О времени западноевропейского Средневековья красноречивее и нагляднее
всего говорят произведения архитектуры.
В этот период архитектура занимает исключительное положение
и становится главным видом искусства.
В ней традиционно выделяют два основных стиля: романский (XI-XII вв.) и готический (XIII-XVвв.)
Слайд 12Романский стиль (от лат. romanus - римский) развивался в западноевропейском искусстве XI
- XII веков. Наиболее полно он выразился в архитектуре. Романский
стиль, художественный стиль, господствовавший в Западной Европе (а также затронувший некоторые страны Восточной Европы) в XI - XII вв. (в ряде мест - и в XIII в.), один из важнейших этапов развития средневекового европейского искусства.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Слайд 13В романском стиле доминирующую роль играла архитектура. Как бы отвечая
взглядам отцов церкви — противникам роскоши, сооружения этого стиля (замки
и храмы) были строги и лишены каких-либо излишеств. Все было подчинено суровой действительности. Каменные здания в период междоусобиц играли роль крепостей. Эти сооружения имели массивные стены, узкие окна, высокие башни (для наблюдений за приближающимся врагом)
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 14Для романских построек характерно сочетание ясного архитектурного силуэта и лаконичности
наружной отделки - здание всегда тщательно вписывалось в окружающую природу и
поэтому выглядело особенно прочным и основательным
Замок Тауэр в Лондоне
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 15 Суровость и мощь романских сооружений были порождены заботами об
их прочности. Строители ограничивались простыми и массивными формами из камня,
которые впечатляют своей мощью, внутренней силой, сочетающейся с внешним спокойствием
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 16Основными типами зданий являлись рыцарский замок, монастырский ансамбль, храм.
Поскольку
главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не
отличалась особым изяществом и вкусом. Обычно замки состояли из широких круглых башен с зубчатыми платформами.
Главным элементом композиции монастыря или замка становится башня - донжон. Вокруг неё располагались остальные постройки, составленные из простых геометрических форм - кубов, призм, цилиндров.
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Слайд 17РОМАНСКИЙ СТИЛЬ АРХИТЕКТУРЫ
Башни составляли неотъемлемую принадлежность всякого замка и
были особым знаком дворянства.
Ж. Ж. Руа в своей «Истории
рыцарства» отмечает, что когда хотели подчеркнуть величие какого-либо дворянина, то говорили: «У него есть башня».
Замок Сюлли,
X-XIвв., Франция
Слайд 18ДОНЖО́Н
главная башня в европейских феодальных замках
В отличие от башен
на стенах замка, донжон находится внутри крепостных стен (обычно в
самом недоступном и защищённом месте) и обычно не связан с ними — это как бы крепость внутри крепости. Наряду с оборонительной функцией, донжоны обычно являлись непосредственным жилищем феодалов. Также в нём часто располагались различные важные помещения замка - оружейные, главный колодец, пищевые склады.
Слайд 19ДОНЖО́Н
Формы донжонов весьма разнообразны: в Великобритании были популярны четырёхугольные башни,
но также встречались круглые, восьмиугольные, правильные и неправильные многоугольные донжоны,
а также комбинации из нескольких перечисленных форм. Изменение формы донжонов связано с развитием архитектуры и осадной техники. Круглая или многоугольная в плане башня лучше противостоит воздействию снарядов. Иногда при постройке донжона строители следовали рельефу местности, например, размещая башню на скале неправильной формы.
Слайд 20Замки строились на высоких холмах, откосах рек, обносились стеной и
рвом. С ними контрастировали непритязательные жилища крестьян. Замки всегда строились
в таких местах, которые были удобны для защиты. Поскольку главной заботой были крепость и солидность здания, архитектура их не отличалась особым изяществом и вкусом.
ЗАМКИ
crossmoda.narod.ru
Слайд 22 РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Базилика (поперечный разрез и план)
Романский храм напоминал раннехристианскую
базилику, но имел более совершенную конструкцию. Архитекторы и строители раннего
Средневековья заменили деревянные крыши храма более крепкими каменными перекрытиями.
Слайд 23 РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Поперечный разрез дороманской базилики (слева) и романского храма
Массивная
крыша требовала увеличить толщину стен и ограничить оконные и дверные
проемы. Только толстые стены могли выдержать огромную нагрузку перекрытий. Отсюда и характерная для строений романского стиля массивность и полумрак внутри
Слайд 24Романский храм сильно различался внутри и снаружи. Если наружный вид
храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был
напоминать о царстве Божьем. Росписями покрывались практически все стены. Расписывались даже скульптуры. Стволы колонн, и те были раскрашены
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Слайд 25ИНТЕРЬЕР РОМАНСКОЙ ЦЕРКВИ
Внутри храмы украшались фресками, снаружи рельефами, часто раскрашенными
Слайд 26Портал
Ступенчатый полуциркульный портал - характерное для романской эпохи оформление входа
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Слайд 27Собор в Вормсе
РОМАНСКИЕ ХРАМЫ
Шпейерский собор
Кафедральный собор
в Св.Мартина
в Майнце
Слайд 29Го́тика - период в развитии средневекового искусства, охватывающий почти все области
материальной культуры и развивающийся на территории Западной, Центральной и отчасти
Восточной Европы с XII по XV век. Готика пришла на смену романскому стилю, постепенно вытесняя его
Го́тика
Слайд 30Слово происходит от итал. gotico — непривычный, варварский — (Goten — варвары; к
историческим готам этот стиль отношения не имеет), и сначала использовалось
в качестве бранного.
Готика в своем развитии подразделяется на Раннюю готику, Период расцвета, Позднюю готику.
Го́тика
Происхождение термина
Слайд 31Если символ романской архитектуры – замок и меч, то готика
– это собор и крест
Слайд 32« Собор - это не только красота, которой мы не можем
не восхищаться. Даже если для вас это уже не наставление,
коему надлежит следовать, то, во всяком случае – это книга, которую надо понять. Портал готического собора – это Библия»
Марсель Пруст
Слайд 33Схема кладки каркаса готического свода
Главным новшеством, введенным зодчими готического стиля,
является каркасная система. Исторически этот конструктивный прием возник из усовершенствования
романского крестового свода.
Слайд 34Интерьеры готических соборов не только грандиознее и динамичнее интерьеров романского
стиля - они свидетельствуют об ином понимании пространства
Слайд 35В готической архитектуре был достигнут поразительный эффект: пространство готического собора
внутри кажется большим, нежели сам собор, когда осматриваешь его снаружи
Реймский
собор
Слайд 36Как во внутреннем, так и особенно во внешнем убранстве соборов
значительное место принадлежало пластике.
Слайд 37Совершенство форм храма Божьего на земле должно было символизировать небесную
гармонию.
Работая на эту идею, готика изобрела конструкцию, преодолевшую весомую
грубость камня. Камень как материал был доведен до предела нематериальности. Тяжелый и твердый, он превращался в изысканное кружево резьбы.
Слайд 38Сотни, тысячи, а иногда десятки тысяч скульптурных композиций, отдельных статуй
и украшений на порталах, на карнизах, водостоках и на капителях
непосредственно срастаются со структурой здания и обогащают его художественный образ
Слайд 39Для него была выработана специальная иконография, цель которой представить христианскую
концепцию мира
Портал
Первостепенное значение придавалось декору главного – западного – портала
собора
Слайд 40Замена глухих стен огромными окнами привела к почти повсеместному исчезновению
монументальных росписей, игравших столь крупную роль в романском искусстве 11
и 12 вв.
Фреску заменил витраж — своеобразный вид живописи, в котором изображение составляется из кусков цветных расписанных стекол, соединенных между собой узкими свинцовыми полосами и охваченных железной арматурой.
Слайд 41Витражи
Витражи, помещенные в оконных проемах, наполняли внутреннее пространство собора светом,
окрашенным в мягкие и звучные цвета, что создавало необычайный художественный
эффект
Слайд 43Самый большой витраж
(большое окно восточного фасада, по существу, заменяет
наружную стену - высота 23,8 м, ширина 11,6 м)
Глостерский собор.
Великобритания
Слайд 44 ЗАДАНИЕ НА ДОМ
1.Тема: «Мое понимание красоты» - выбор средств
выражения за учениками (эссе, рисунок, стихотворение, музыкальное произведение и т.п.).
2. Интересные факты из истории средневековой архитектуры (презентация)
3.Сравните приоритеты социально – культурных и философских ценностей античности и средних веков, написав в каждом из двух столбцов соответствующую букву.