Слайд 1Модернизм в архитектуре
Выполнила Кайгородова Наталья Евгеньевна
Учитель ИЗО ,МХК
Слайд 2Цель: систематизировать и уточнить знания учащихся о стилях в архитектуре,
развитие у учащихся способности к эмоционально-художественному восприятию и осмыслению особенностей
стиля модерн.
Задачи:
Закрепить знания об архитектурных стилях в контексте культурно – исторических периодов.
Развивать интерес к архитектуре как основе всех искусств.
Развивать у старшеклассников умения анализировать, систематизировать и критически осмысливать материал;
Слайд 4 Модернизм в архитектуре и искусстве часто путают с модерном.
Подобное заблуждение понятно, так как оно исходит из обычной логики:
однокоренные слова указывают примерно на одно и то же, однако на практике ситуация складывается иначе.
Модерн - это термин, который определяет исторический период в контексте искусства,
тогда как модернизм - вполне определенное направление, которое характеризуется не столько особенными деталями, сколько отказом от опыта и акцентов прошлых лет
Слайд 5 Архитектурный модернизм является новым стилем в архитектуре 20-го века,
который в корне отличается от всех предшествующих стилей, так как
в основе его лежит первым делом рациональность и функциональность.
Его можно и нужно рассматривать не только как архитектурное, но и историческое явление. Модернизм - стиль восприятия жизни, символ надежд того времени
Слайд 6Сам термин берет свое начало из итальянского, где слово modernismo
переводится как "современное течение". Появление модернизма было спровоцировано желанием перейти
на качественно новый уровень жизни во всех ее проявлениях. Новый век и новые технологии породили культ науки в ее гипертрофированной форме. Население Европы в 20-х годах XX века отреклось от наследия прошлых лет и кардинально обновило стили в архитектуре. По мнению историков, развитие модернизма получило толчок вследствие революций, причем как на политической арене, так и в умах людей. Кроме того, новое направление стало реакцией на избыток пафоса, старомодности и наигранности, которые были присущи тому же викторианскому стилю. Катализатором развития стали технические достижения, которые позволили применять в процессе создания материалы, ранее недоступные в силу примитивности процесса производства
Слайд 7Идейное начало модернизму было положено в середине позапрошлого века. Процесс
оказался очень непростым: он зависел от мелочей, на первый взгляд
далеких от архитектуры. Этот период в истории ознаменовался всплеском развития промышленности. Масса людей направилась на заработки в крупные города: из-за притока новых граждан жилья стало катастрофически не хватать, в спешном порядке строились новые здания, в которых квартиры сдавались новоприбывшим. Украшать здания напускной эстетикой, выраженной в вензелях, не спешили, отдавая предпочтение выдержанному аскетизму. Иными словами, архитектура второй половины 19 века преследовала исключительно практическую выгоду
Слайд 8 Архитектурный модернизм создается при помощи самых модных, самых современных
материалов, а конструкции отличаются причудливой, нестандартной формой.
Здания возводятся из
стекла, металла и бетона.
Организация внутреннего пространства ориентируется в первую очередь на функциональность.
Рациональность ставится во главу угла в противовес первой половине XIX века. Здания для людей, а не люди для зданий - все подчинено удобству человека, стремящемуся в Новое время.
Полное отречение от декоративных элементов, перекликающихся с опытом прошлых лет. Вообще понятие "украшательство" низведено как недостойное новой эры, восхваляется строгая чистота.
Отсутствие национального уклона, выраженного в специфике возведения здания или его оформлении, будущее одно для всех
Слайд 9 Истоки Модернизм в архитектуре воспринимают как синоним современности,
однако это неверно хотя бы в силу того, что времена
его остались позади, замерев в восьмидесятых годах прошлого столетия. При этом данное направление не является цельным - в силу своей субъективности и многоликости оно породило ряд ответвлений, разнящихся между собой.
Слайд 10 Природная архитектура. Из самого названия становится понятно, какую цель
преследует это направление, однако есть свои "но". Приверженцы его ставят
во главу угла естественные, мягкие формы, присущие предметам окружающего мира, при этом материалы, используемые в строительстве, не всегда ограничиваются "камнем и деревом". Главное, чтобы ресурсы были безопасными, формы - биологичными, а ландшафты - природными
Вена. Арх.Фридрих Стовассер псевдоним — Хундертвассер
Слайд 11Брутализм. Выражается в сухой техничности, отсутствии обработки поверхностей строений. Как
раз тот случай, когда название полностью отображает суть.
Национальный королевский
театр в Лондоне. Арх. Д. Ласдан
Слайд 12Баухаус. Функциональность в ее чистом виде. Кричаще-голые здания, полное отсутствие
декоративных элементов, сочетание удобства и утилитарности тождественно красоте.
Слайд 13Стиль арт деко возник на рубеже 19 и 20 столетий.
Его расцвет пришелся на 1900 год, а угас он в
период между двумя мировыми войнами. Утонченная элегантная роскошь в каждой плавной детали до сих пор служит вдохновением для художников, дизайнеров и архитекторов.
В США и Европе арт деко возник после всеобщего увлечения эклектикой — смешивания и цитирования предыдущих стилей — ситуация, в которой поиск нового стиля просто необходим. Интерес к искусству древних цивилизаций (Египта, Японии, Китая и других) непосредственно повлиял на арт деко..
Уникальность арт деко в его синтетичности — это стиль, который проявляется в каждой детали.
Небоскрёб компании «Крайслер» в Нью-Йорке
Слайд 14 Арт-деко. При изучении направления модернизма нельзя не отметить,
что это самое яркое, самое вызывающее. Стиль играет на контрасте
с баухаусом, базируется на смелой геометрии, эклектике, строгой закономерности (каждому помещению и предмету соответствует место и время), смелости форм и безудержной тяге к роскоши, выраженной в самых смелых материалах от слоновой кости до крокодиловой кожи.
Слайд 15Интернационализм.
Основная идея заключается в отказе от любого
культурного наследия. Ведущее направление модернистской архитектурной мысли периода 1930—1960-х гг. Пионерами интернационального
стиля были в основном выросшие из эстетики конструктивизма архитекторы: Вальтер Гропиус, Петер Беренс и Ханс Хопп в Германии, наиболее яркими и последовательными представителями — Ле Корбюзье (Франция), Мис ван дер Роэ (Германия — США) и Якобус Ауд(Нидерланды).
Вилла Савой
Ле Корбюзье, 1931Франция, Пуасси
Жилые дома , Мис Ван дер Роэ. США, Чикаго
Слайд 16Танцующий дом. Прага.
Деконструтивизм. 1994-1996 г.
Деконструктиви́зм — направление в современной архитектуре, основанное на
применении в строительной практике идей французского философа Жака Деррида. Другим источником
вдохновения деконструктивистов является ранний советский конструктивизм 1920-х гг. Для деконструктивистских проектов характерны визуальная усложнённость, неожиданные изломанные и нарочито деструктивные формы, а также подчёркнуто агрессивное вторжение в городскую среду.
Слайд 17
Модернизм в архитектуре не миновал и наше государство. Наиболее
ярко он себя продемонстрировал в двадцатых годах прошлого века, выразившись
в направлениях рационализма и конструктивизма. Рассмотрим каждое из них.
Слайд 18Рационализм Термин в переводе с латыни означает "разумный", и этим
все сказано. Его появление было обусловлено все тем же техническим
прогрессом. Эстетические запросы людей поменялись и в России - вензеля уступили место лаконичным формам, каждая из которых несла определенную функцию. Обилие пространства, простота, практичность, стремящаяся к абсолюту, никакой "красоты ради красоты". Модернизм 20 века использовал другие методы воздействия на восприятие человека. Нужно отметить, что это направление более "живое", нежели сменивший его конструктивизм: рационализм старался придать строениям плавные, приятные для восприятия линии и формы.
Любое явление, как правило, завязано на личностях, не миновала чаша сия и этот стиль.
Слайд 19 Идейным вдохновителем и лидером направления стал архитектор и
педагог Николай Ладовский. Даже его определение архитектуры было пронизано работой
всей жизни: он писал, что архитектура оперирует с пространством, а пространство есть средоточие всего, что хотели сказать приверженцы рационализма. При этом наработки прошлых лет не отрицались, а принимались и перерабатывались в соответствии с задумкой. Данное направление является важной ступенью в формировании нового облика советской архитектуры, несмотря на то что оно оказалось менее популярным, чем конструктивизм.
Слайд 20 Конструктивизм. Это дизайнерская наработка, которую выделил модернизм 20
века из общего ряда. Это направление можно считать апофеозом практичности
и последнего слова техники. Приверженцы конструктивизма, в отличие от рационалистов, во главу угла ставили функциональность здания, пренебрегая при этом удобством людей. Все было посвящено великой цели воплощения прогрессивных идей. Наработки прошлого яро отрицаются, создается нечто новое, кардинально иное.
Дом культуры имени С.М. Зуева
Слайд 21На практике это выразилось в печально известных домах-комуннах (в простонародье
"коммуналках"), которые сводили на нет возможность уединения: крохотные комнатки, общие
ванны с душевыми, общие кухни. Все подчинено строгой логике и закономерности. Все было прекрасно на бумаге, но нефункционально в повседневной жизни.
Студенческое общежитие «Дом-Коммуна»
Слайд 22Дом культу́ры и́мени И. В. Русако́ва. Архитектор Константин Мельников
Слайд 23Итог.
Модернизм в архитектуре исчерпал себя к 80-м годам ХХ
века. Конечно, здания, построенные в соответствии с его канонами, до
сих пор успешно функционируют, однако ничего нового возведено не было. Несмотря на то что годы популярности позади, недооценивать модернизм нельзя - он является важной ступенью на пути формирования архитектуры в целом
Слайд 24Здание в районе Ганза. Берлин. Архитектор Ле Корбюзье
Слайд 25 Здание в Берлине. Архитектор Оскар Нимейер
Слайд 26Здание в центре Гавра. Архитектор Огюст Перре (Auguste Perret)
Слайд 28Новая Зеландия.Веллингтон. Бэзил Спенс. 1969-1971г.г.