Слайд 1Гончарный промысел Дмитровского края
Подготовила:
Педагог дополнительного образования
Володина Галина Анатольевна
Слайд 2I.
Древняя керамика и гончары Дмитровского уезда
Слайд 3В Дмитровском уезде производство глиняной посуды в ХIХ веке было
сосредоточенно в двух районах – Куликово-Глазачевском Рогачевской волости и в
с.Прокошеве Дмитровской волости, которые разнились между собой техникой ее изготовления.
Слайд 4Представители знаменитого «Куликовского Куста», а кроме самого Куликова это деревни
Глазачево, Клюшниково, Дядюхино, Тимофеево, Феофаново и Давыдково, работали на круге-«скамейке»,
более древнем, повторяющем, по сути, производство древнейшей керамики способом спирального налепа.
Слайд 5Ручной гончарный круг-скамейка. Селения Насадкинско-глазачевского округа.
Слайд 7Ножной гончарный круг.
Деревня Прокошево-Кувшинное.
Слайд 8Гончарным делом занимались по окончании полевых работ, и работали всю
осень и зиму. Добывать глину начинали к концу лета. Содержащей
много песку, почти с поверхности добывали ее куликовцы. Залежи ее находились на «неудобной земле, там где ивняк родиться».
Слайд 9В Прокошеве глина залегала достаточно глубоко; там устраивали примитивные шахты,
до 11 метров в глубину. Глину скалывали в корзины и
с помощью веревок поднимали на поверхность. Эта глина, в отличии от куликовской, очень жирная, обладала высокой пластичностью и связностью, но изделия из нее в чистом виде могли потерять форму при обжиге, покоробиться, дать трещины. Поэтому к ней добавляли различные примеси непластичных материалов, которые становились внутри нее своеобразным скелетом.
Слайд 10Добытую глину привозили к себе в огород и раскидывали с
осени по грядкам. Если не было дождей, то ее поливали
водой, поддерживая в размякшем состояние. Всю зиму глину вымораживали, ворочая и шевеля ее лопатами в оттепель. Это позволяло уменьшить ее слоистость, придать структуре рыхлость. В нужный момент от такого пласта отрезали необходимое количество и привозили в избу. В колоде за печкой глина оттаивала. При этом ее периодически перемешивали, удаляя пузырьки воздуха, добиваясь однородности состава. Для лучшего перемешивания глину повсеместно мяли ногами – «плясали на ней кругом», и утрамбовывали деревянными колотушками.
Слайд 11Кувшин, выполненный в технике жгутового налепа на ручном гончарном круге.
Слайд 12Добившись необходимого состояния глиняной массы приступали к работе. Брали сырья
«на одну затопку», - столько, сколько в готовых изделиях могла
вместить печь или горн для обжига. Если работали на ручном круге, то вращали его против часовой стрелки. Сначала устраивали дно, затем выкладывали тело сосуда «шарками» - глиняными жгутами, прокатанными между ладонями. По окончании работы устраняли рельефность, изделие заглаживали деревянным ножичком – «кляпиком», и мокрой тряпицей – «склизнем».
Слайд 13Чтобы готовый сосуд лучше снимался, круг перед работой посыпали золой.
На таких сосудах могли быть клейма, отпечатанные на дне. Иногда
клеймо вырезали непосредственно на самом гончарном круге. В нашей местности распространенным было изображение креста в круге или колеса. Наиболее редкий тип клейма – восьмиконечная звезда в круге (д.Клюшниково).
Клеймо – солярный знак «крест в круге», вырезанное на диске гончарного круга и его отпечаток на дне сосуда.
Слайд 14Большей производительностью обладал ножной гончарный круг. Если на ручном круге
в день можно было произвести около 50 горшков среднего размера,
то на ножном их выходило около 80. крынку в пять кружек можно было изготовить за 5-7 минут.
Ножной гончарный круг развивает большую скорость вращения, поэтому чтобы сосуды не срывало, по рабочему диску размазывали сырую глину. Мастер, сидя на скамейке, раскручивал станок ногами и двумя руками выводил сосуд из одного глиняного куска – лепехи. Готовые изделия срезались леской или проволокой, расставлялись по полкам и слегка подсыхали.
Слайд 15
Горшочек-кашник и корчага для хранения воды. XIX – начало XX
века.
Слайд 16Готовую посуду все, от мала до велика, бережно переносили на
руках в дом. Торговали на лошадях, переложив соломой гору посуды,
груженую на подводу, или мешками несли товар на себе. Самое бойкое время для гончара – февраль, когда коровы начинают телиться. Едет горшечник с возом и кричит: «Горшки, крынки, синюшки!». Поездка иногда продолжалась 3-4 дня. Торговали и на местном базаре, и по деревням, снабжали хозяек Синьковской и Почерковской слобод, доезжали до Твери, Талдома и Клина, ездили в Кашин. Торговать могли сами, или работали на скупщика.
Слайд 17В деревне Клюшниково лучшим мастером считался Бычков Андрей Кириллович (1877-1937гг.),
но в промысле так же был его брат с сыновьями.
Занималась гончарством семья Бардеевых, Коленцевы, Петушков. В самом многочисленном гончарном центре в д.Глазачево, было коло 60 гончаров. Сложилась даже шутливая частушка: «Глазачева деревню можно городом назвать. Только лавочек наделать и горшками торговать». Известны были в своем деле семьи Андрияновых, Коровиных, Родионовых, Груздевых. Воробьев Иван Павлович (1860-1930гг.) и его жена Ульяна Тимофеевна (1879-1949гг.) считались искусными мастерами.
Слайд 18Крестьяне села Куликова Абрамов, Сидоров, Ульяновы, Шушпанов сбывали свои изделия
по окрестным селениям в обмен на овес, клюкву, горох. Крестьяне
д.Малое Прокошево с осени начинали развозить свой товар по деревням Владимирской губернии и продавать на базарах Дмитрова и Клина. Это были целые династии гончаров – Балашовых, Патрикеевых, Селезневых, Сорокиных, Щекотуровых. Назаров Павел Степанович (1877-1947гг.) считался искусным гончаром с большим художественным вкусом.
Слайд 19Подвесные рукомои-умывальники. XIX – начало XX века.
Слайд 20Мастер-горшечник отличался от любого другого ремесленного люда. Доброжелательность была самой
распространенной чертой среди гончаров. Необъяснимо, как в просевшей по углам
избе, где постоянно было сыро от глины, сидел улыбчивый человек в длинном фартуке с нагрудником и волосами, перехваченными кожаным ремешком. Он улыбался, рассказывая о секретах ремесла, а грязные и грубые руки выводили из неживого серого куска что-то волшебное, красивое, нужное… То работал мастер. И мастеров таких было не один десяток на нашей земле.
Слайд 22III.
Наши рисунки «Глиняная посуда»