Слайд 2
Уильям Хогарт «один из самых полезных сатириков всех времен».
работа учителя музыки и мхк СОШ №1 с. Иглино
Хабировой
Елены Насимовны
Слайд 3Уи́льям Хо́гарт (англ. William Hogarth; 10 ноября 1697, Лондон — 26 октября 1764, Лондон) — английский художник, основатель и крупный представитель
национальной школы живописи, иллюстратор, автор сатирических гравюр, открыватель новых жанров в живописи и графике. Многие
свои произведения художник, испытавший на себе влияние идей философов Просвещения, подчинил задаче воспитания с помощью художественного творчества нравственного начала в человеке и искоренения пороков.
Слайд 4
Интенсивное развитие английской культуры в целом в этот период обусловлено
событиями английской буржуазной революции 1640-1660 годов и ее итогами. Движущей
силой английской революции были городские плебейские слои и крестьянские массы, восставшие против притеснений и жестокостей «огораживания» - захвата лордами крестьянских наделов. Народными движениями воспользовались буржуазия и новое дворянство. Их союз составлял отличительную особенность этой революции. Они присвоили себе плоды английской революции. Республика, провозглашенная после казни Карла I Стюарта (1649) сменилась в 1653 году протекторатом, то есть военной диктатурой Кромвеля.
Слайд 5Таким образом, в 1730-1740-х годах Англия была уже одной из
тех европейских стран, которые далеко продвинулись вперед по пути капиталистического
развития. Английская буржуазия использовала для себя революционные завоевания и вместе с правящей знатью была с этого момента заинтересована в подавлении народной активности, которая могла быть направлена против новых угнетателей.
Слайд 6Модный брак
Выразителен уже первый эпизод – «Брачный контракт», который
заключается как коммерческая сделка. Собрались заинтересованные лица. Они образую две
группы. Первая изображает старого лорда с породистым портфелем и величественной осанкой и сидящего напротив отца невесты с брачным контрактом в руках, который с ужасом смотрит на будущего родственника и подсчитывает, во что ему обойдется это родство. Другая группа – сидящие со скучным видом жених и невеста, олицетворяющие пассивное равнодушие. На первом плане изображены фигурки животных, связанные цепью, символизирующие такой же союз, который заключается в этой комнате
Слайд 8Во второй сцене («Утренний завтрак. Вскоре после свадьбы») участвуют все
три персонажа. Эта композиция изображает утро в доме молодых. Опрокинутые
стулья, которые лениво поднимает заспанный слуга, валяющиеся на полу игральные карты, музыкальные инструменты и тетрадь нот – все говорит о вчерашнем празднике, окончившемся изрядной вакханалией. Довольно миловидная графиня небрежно потягивается, вот-вот зевнет, и выражает полное безразличие к своему супругу, ввалившемуся в комнаты, не сняв шляпы и тяжело рухнувшемуся в кресло. Управляющий с пачкой счетов в руке удаляется, воздев руки к небу.
Все, что происходит в картине – взаимоотношения между действующими лицами, каждая физиономия, каждый жест – обрисовано чрезвычайно ясно и наглядно.
Слайд 10Третья сцена («У шарлатана») повествует о дальнейших приключениях мужа. Он
пришел со своей подругой к шарлатану – врачу. Врач принимает
их в эффектно убранном кабинете, где каждый предмет говорит об «учености» хозяина. Молодой кутила разоблачает шарлатана, замахиваясь на него тростью. За врача вступается известная в Лондоне сводня Бэтти Кэрлесс. Художник объединил с помощью жестов, взглядов и общего действия, врача-шарлатана и сводню в одну группу, которая как бы отдаляет фигуру беззащитной, робкой фигуры юной жертвы.
Слайд 12В следующей картине – «Утренний прием» художник раскрывает характер развлечений
молодой графини. Мы видим ее за утренним туалетом. Возле хозяйки
суетится парикмахер, знаменитый в Лондоне певец поет под аккомпанемент флейты, гости оживленно о чем то беседуют, а на кушетке развалился стряпчий, который ведет себя как дома. Он протягивает графине билеты на маскарад. Отношения между хозяйкой дома и стряпчим дают для окружающих богатую пищу для размышлений.
Мягкие созвучия красок, розовых и серебристо-серых, или оливковых, розоватых и коричнево-золотистых, передают внешнее благополучие и нарядность этого быта, а композиция картин, полных суматошного движения, отвечает внутренней пустоте и разладу в жизни героев «Модного брака».
Слайд 13Следующие картины из серии «Модный брак» близят зрителя к развязке.
В пятой картине показан переломный момент:
: падает, пораженный на смерть
муж, молодая жена стоит на коленях перед лежащим мужем, а любовник – убийца скрывается в окне. Выразительность сцены определяется ее динамикой. Хогарт делает смелую попытку схватить неуловимый миг как в движениях так и в душевных переживаниях героев. Как и в других сценах действие опять происходит в конкретной обстановке с множеством реальных деталей. Лица и фигуры сцены показаны в тени.
Слайд 14Шестая сцена окрашена горечью и драматизмом. Графиня принимает яд. У
ее ног лежит лист с последними словами казненного любовника. Через
распахнутое окно мрачного старого жилища расстилается прекрасный вид на широкую Темзу и Лондонский мост – как символ жизни простирается невозмутимо текущая река, несмотря ни на какие жизненные трагедии.
В серии «Модный брак» Уильям Хогарт затронул важную социальную проблему, за что его считали моралистом-проповедником.