Слайд 1История искусств 1 класс
Презентацию составил преподаватель спец.дисциплин
Маркова Наталья Алексеевна
Слайд 2Виды искусства
Первобытные художники породили все виды изобразительного искусства –
АРХИТЕКТУРУ(когда строили
жилища и сооружали гробницы и святилища),
СКУЛЬПТУРУ(когда высекали из камня и
лепили из глины фигурки),
ЖИВОПИСЬ(когда украшали скалы росписями)
ГРАФИКУ (когда на стенах пещер рисовали сажей и углем)
ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО(когда вырезали узоры по камню и кости, изготовляли расписывали глиняные сосуды, составляли бусы из разноцветных камешков)
Слайд 5Виды искусства
СКУЛЬПТУРА И ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО
Слайд 6Архитектура
Искусство создания для людей красивой и удобной среды обитания.
Прочность и
польза – вот два важнейших требования, которые предъявляются к любому
строению.
Быть красивым и вызывать у людей определённые чувства.
Слайд 7АРХИТЕКТУРА ОБЪЕМНЫХ СООРУЖЕНИЙ
АРХИТЕКТУРА ОБЪЁМНЫХ СООРУЖЕНИЙ .То есть таких, внутрь которых
можно войти.
ГРАЖДАНСКАЯ АРХИТЕКТУРА это жилые дома, правительственные и деловые здания(банки
и предприятия),здания учреждений (школы и детские сады)
КУЛЬТОВАЯ АРХИТЕКТУРА это храмы, церкви, мечети и синагоги.
Слайд 8Ландшафтная архитектура
ЛАНДШАФТНАЯ АРХИТЕКТУРА (от немецкого слова «ланд»- земля, страна) связана
с бульварами, скверами, парками. Их беседками, мостиками, фонтанами, лестницы. Искусство
архитектора состоит в том, чтобы правильно спланировать парк, определить, какие садить деревья и кусты, выбрать их форму породу.
Слайд 10ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО
Градостроительство- это создание новых городов и поселений, а также реконструкция
(обновление) постаревших населённых пунктов.
Слайд 11Скульптура
Слово «скульптура» придумали древние римляне(«скулпо» означает на латыни «вырезаю», «высекаю»).Древние
славяне называли это искусство ваянием. Способ работы. Когда скульптор высекает
или вырезает свое произведение из твердого материала (мрамора, гранита, дерева) и при этом удаляет все лишнее, называется ваянием. Другой способ работы- лепка(её также называют греческим словом «пластика».Лепить можно только из мягких материалов(глины, пластилина, воска) Желая надолго сохранить лепные работы, скульпторы придумали отливку. При её помощи произведение переводится в твердый материал- металл или гипс, и при этом его очертания остаются лёгкими и мягкими.
Слайд 12СКУЛЬПТУРА
МОНУМЕНТАЛЬНАЯ
СТАНКОВАЯ
СКУЛЬПТУРА МАЛЫХ ФОРМ
Слайд 13Монументальная скульптура
Монументальна скульптура отличается крупными формами и размерами ,потому что
размещается на улицах и площадях, в парках, на фасадах домов
и в просторных залах. МОНУМЕНТ- тот же памятник (название дали древние римляне: «монео»значит «напоминаю»),только ещё более величественный.
Слайд 14СТАНКОВАЯ СКУЛЬПТУРА
Станковая скульптура по своим размерам не превышает изображаемый предмет.
В отличии от монументальной её основное место – внутри помещений,
жилых домах и музеях, а также в парках и скверах.
Слайд 15Скульптура малых форм
Скульптура малых форм, или мелкая пластика. Помимо, малого
размера её отличает разнообразие материалов, среди которых стекло и фарфор,
керамика и камень, чугун и бронза, мрамор и дерево. Место мелкой пластики на столе, шкафу на подоконнике.
Слайд 17Рельеф
Есть скульптура, которую рассматривают только спереди. Называется она рельеф и
располагается на плоскости, а точнее, на плите. Поэтому рельефами украшают
стены зданий и постаменты памятников.
Слайд 18БАРЕЛЬЕФ
Рельеф, выступающий из плиты менее, чем на половину, получил название
Барельеф
(низкий рельеф) на медалях и монетах
Слайд 20ГОРЕЛЬЕФ
Рельеф, выступающий из плиты более, чем на половину, называют Горельефом(высоким
рельефом)
Слайд 21КОНТРРЕЛЬЕФ
Контррельеф(вдавленный рельеф).В нем изображение как бы втискивается в плиту. Когда
контррельеф освещается сбоку, его чудесным образом оживляет игра светотени, как
это бывает на стенах храмов и гробниц Древнего Египта.
Слайд 22МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
СКУЛЬПТУРЫ
Для работы с камнем скульптор использует молоток и
зубило, а если порода помягче. То и резцы, для дерева
годится киянка(деревянный молоток),а также ножи и стамески. С глиной и пластилином лучше всего управляются, руки художника. Стеки- деревянные, пластмассовые, костяные или металлические палочки с округлённой или заострённой лопаткой на конце.
Слайд 23МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
СКУЛЬПТУРЫ
Слайд 24МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
СКУЛЬПТУРЫ
Слайд 25МАТЕРИАЛЫ И ИНСТРУМЕНТЫ
СКУЛЬПТУРЫ
Слайд 26ЖИВОПИСЬ
Слово Живопись означает «писать жизнь».Живописью называют произведение искусства, выполненное
красками. В зависимости от того, какие именно краски использует художник,
различают масляную живопись, темперную живопись, акварельную живопись, живопись гуашью. Все это- техники живописи.
Слайд 28МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ
ФРЕСКА
в переводе с итальянского «фреско» означает «свежий». Фрески пишут по свежей сырой штукатурке разведенными водой красками. Причем надо писать очень быстро, пока слой штукатурки не высох. Высохшая штукатурка намертво соединяется с красочным слоем. Очень любили эту технику древнерусские мастера Андрей Рублев, Дионисий, Феофан Грек.
Слайд 30МОЗАИКА
Мозаика –тоже живопись, хотя и не красками. Это картины, составленные
из маленьких цветных квадратиков смальты(особого стекла) или же из камешков
разных цветов и оттенков. Непревзойденными мастерами мозаики были римляне. Мозаика украшает стены зданий не только изнутри, но и снаружи. В Древнюю Русь(10-11в.) мозаика пришла из Византии. Позже это искусство было утрачено. Возродил мозаику на Руси Михаил Васильевич Ломоносов Он лично провел множество опытов в своей химической лаборатории, пока не научился изготовлять цветное стекло. Всего он получил 112 оттенков смальты! И в 1753г. в селе Усть-Рудницком под Петербургом он основал фабрику цветного стекла.
Слайд 35ВИТРАЖ
Витраж- это картина, составленная из кусочков прозрачного стекла, которые скреплены
свинцовыми перемычками. Название происходит от латинского слова «витрум», что означает
«стекло». Как правило витражи украшают окна. Золотой век витража – европейское средневековье, когда витражи «горели» в окнах каждого готического собора. В России витраж долго не приживался. Лишь в последнее десятилетия он занял должное место наряду с фреской и мозаикой, украшая собой театры гостиницы, дворцы культуры, вокзалы, станции метро и дома.
Слайд 38СТАНКОВАЯ ЖИВОПИСЬ
Станковая живопись предназначена только для комнат и залов, а
её основа никак не связана со стеной: станковую картину можно
запросто переносить с места на место. Название произошло от специального станка-подставки(мольберта)на котором художник пишет станковую картину в своей мастерской .Основой с древних времен была деревянная доска, особым образом подготовленная для живописи.
Слайд 39ИКОНОПИСЬ
В древней Руси живопись на досках, называлась иконописью. Ею украшали
церкви и храмы. Иконы, изображавшие любимых святых, занимали в каждой
русской избе почётное место.
Слайд 40МИНИАТЮРА
Миниатюра это маленькие картинки, выполненные на бумаге, металле, кости, фарфоре,
дереве. Название происходит от латинского слова «миниум»- «киноварь», «сурик», то
есть краски, которыми в древности расцвечивали рукописные книги, где миниатюр было особенно много. Очень тонкой работы требовали портретные миниатюры, ведь их рисовали на медальонах, табакерках, часах, браслетах. Особый вид миниатюры- живопись на лаковых изделиях. Жители села Палех прославили своими удивительными по тонкости письма и богатству деталей картинами на шкатулках и коробочках, яркие краски переливаются на черном фоне.
Слайд 43ХОЛСТ И ПОДРАМНИКИ ДЛЯ МАСЛЕННОЙ ЖИВОПИСИ
Слайд 47Техника живописи«А-ЛЯ ПРИМА»
Живопись в один приём.
Слайд 48Техника живописи«ЛЕССИРОВКА»
Наложение прозрачных слоёв краски поверх просохшего красочного слоя.
Слайд 49Техника живописи«ПУАНТИЛИЗМ»
Живопись раздельным четкими мазками чистой краски
Слайд 50Техника живописи«ПО-СЫРОМУ»
Живопись по сырой бумаги
Слайд 51ГРАФИКА
Древний человек рисовал углём на стене своей пещеры, он самый
первый художник на свете. Рисовал не подозревая о том, что
открывает новый вид искусства.
Графика- в первую очередь искусство рисования. «Графо»- «пишу», «черчу», «рисую».
Графика бывает черно-белой и цветной.
Графикой принято считать все, что нарисовано на бумаге, в том числе и в таких «цветных» техниках, как пастель, акварель и гуашь.
Слайд 52ГРАФИКА
Графика делится на уникальную и печатную.
Уникальная то, есть неповторимая, графика
выполняется художником в единственном экземпляре. Материалами уникальной графики могут быть
тушь, фломастеры, карандаши, акварель, гуашь, пастель, уголь, сангина, различные мелки.
Слайд 57ГРАФИКА ПЕЧАТНАЯ
Печатная графика заранее рассчитана на тираж, то есть на
какое-то количество одинаковых изображений. Чтобы получить их художник должен изготовить
печатную форму или, как говорят графики , доску. Изображение , отпечатанное с доски, называется гравюрой или оттиском.
Слайд 58ЛИНОГРАВЮРА
Способ изготовления печатной формы. Вырезается изображение на линолеуме специальными резаками
штихелями. Линогравюра позволяет получить сто хороших оттисков.
Слайд 59КСИЛОГРАФИЯ
Ксилография- гравюра на дереве («ксилос» на греческом языке «дерево») доски
для неё делаются из очень твердых и плотных пород. Ксилография
позволяет выполнить то, что не получается в линогравюре- мелкие детали.
Слайд 61ОФОРТ
Замечательным материалом для доски служит гладко отполированная пластина из металла:
цинка или меди. Получаемая гравюра на металле называется «Офорт».
Художник рисует
острой стальной иглой на пластине, покрытой слоем воска или кислотоупорного лака. Когда рисунок готов, доска «травится» раствором азотной кислоты, которая по-французки как раз называется «офорт».
Слайд 63Литография
Плоская печать- литография. Гравюры на ней возникают на поверхности специального
подготовительного известкового камня.
«Литос» на греческом языке «камень».Художники рисуют прямо
на литографском камне специальной литографической тушью или карандашом, после чего обрабатывают его поверхность особым составом, закрепляя рисунок. Получают более тысячи оттисков.
Слайд 65СТАНКОВАЯ
Станковая графика существует самостоятельно. При этом неважно, в какой
технике она выполнена. Уникальная она или печатная. Станковая графика украшает
кабинеты, галереи, стены наших квартир.
Слайд 66КНИЖНАЯ
В книжной графике художник соавтор писателя и должен иллюстрировать текст,
то есть дополнять его зрительными образами, помогать читателю понять замысел
писателя.
Слайд 67ПРИКЛАДНАЯ
С прикладной графикой мы сталкиваемся буквально на каждом шагу. Художник
разрабатывает фабричные знаки, упаковки, почтовые марки ,этикетки, афиши и рекламные
буклеты.
Слайд 69ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Люди всегда стремились окружать себя красивыми вещами. Из глубокой
древности дошли до нас глиняные горшки, украшенные простым орнаментом, бусы
из цветных камешков и ракушек, клыков и костей животных.«Декор» в переводе с латыни означает «украшать», а слово «прикладное» указывает на то, что эти вещи можно использовать в повседневной жизни. Издавна декоративно – прикладным искусством занимались народные умельцы- кто поодиночке, кто объединившись в ремесленные артели, мастерские, цеха или образовав народные промыслы.
Слайд 70ХОХЛОМА
Село Хохлома прославилось своей росписью, расцвечивающей деревянную посуду фантастическими растительными
узорами багряно- золотистого цвета.
Слайд 71ГЖЕЛЬ
Посуда из Гжели сияет сочной синевой на белом фоне –
из неё любое кушанье, съешь за милую душу.
Слайд 72ДЫМКОВСКИЕ ИГРУШКИ
Удивительные, знаменитые на весь мир глиняные игрушки делают в
селе Дымкове. Жеманные дамы и усатые кавалеры, олени с причудливыми
рогами и сказочные петухи с громадными хвостами.
Слайд 73БАТИК
Придуманная народами Индонезии роспись ткани стала изящным и нежным искусством
под названием «батик»
Слайд 74ГОБЕЛЕНЫ
Знаменитая парижская мастерская Гобеленов дала название коврам- картинам, вытканным вручную
по рисункам.
Слайд 75ЖАНРЫ ИСКУССТВА
НАТЮРМОРТ
ПОРТРЕР
ПЕЙЗАЖ
ИНТЕРЬЕР
СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА
АНИМАЛИСТИЧЕСКИЙ ЖАНР
БЫТОВОЙ ЖАНР
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
БАТАЛЬНЫЙ ЖАНР
МИФОЛОГИЧЕСКИЙ ЖАНР
БИБЛЕЙСКИЙ ЖАНР
Слайд 76НАТЮРМОРТ
Жанр изобразительного искусства. Это изображение различных предметов, вещей, объединенных в
группу конкретным сюжетом. В переводе с франц.слово «натюрморт» означает «мертвая
натура».Возник этот жанр в17 веке в Голландии и Испании. До этого он развивался как часть или элемент картины. Через изображение вещей, окружающих человека, художник может отразить характерные черты их владельца, принадлежность к той или иной исторической эпохе, профессии.
Слайд 78ПОРТРЕР
Жанр изобразительного искусства. Портрет- один из самых распространенных жанров изобразительного
искусства, причем на картине могут быть изображены один или несколько
человек. Довольно часто художники рисуют себя- это называется автопортрет. Различают интимные, парадные и групповые портреты.
Слайд 81ПЕЙЗАЖ
Жанр изобразительного искусства, от французского слова означает «природа». Посвященный воспроизведению
естественной или преображенной человеком природы. В пейзаже важным моментом является
избранный художником естественный или сочинённый природой мотив, который становится как бы «героем» произведения.
Слайд 83ИНТЕРЬЕР
Жанр изобразительного искусства
Слайд 85СЮЖЕТНАЯ КАРТИНА
Соединяя простые жанры попарно, получаешь :портрет в интерьере, портрет
в пейзаже, натюрморт в интерьере.
Это слияние или синтез жанров. Объединение трёх жанров ведет к появлению нового жанра- сюжетной картины. Он уникален тем. Что в нем есть действие (сюжет). Тогда как в простых жанрах сюжет только подразумевается.
Слайд 89БЫТОВОЙ ЖАНР
Это изображение жизни людей их труда, событий в окружающей
действительности. Картины этого жанра являются своеобразными документами быта и культуры
людей определенного исторического времени. Большими мастерами бытового жанра были, как Г.Венецианов, П.Федотов, В.Перов, С.Герасимов, А.Лактионов, А.Пластов, Ю.Пименов. На их картинах ты можешь увидеть обстановку, одежду, предметы быта, традиции и обычаи в жизни людей.