Разделы презентаций


Презентация Свадебный обряд на Руси

Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.Русский свадебный обряд очень разнится

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Русский Свадебный обряд
Исполнитель : ученица 8 «А» класса


СИМАКИНА Юлия

Руководитель: преподаватель МХК
КРАВЦОВА
Елена Александровна



Новочеркасск – 2012 г.

Русский Свадебный обрядИсполнитель :  ученица 8 «А» класса   СИМАКИНА ЮлияРуководитель: преподаватель МХК  КРАВЦОВА

Слайд 2Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.
Свадебный обряд

состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные

обрядовые действия невесты, дружки и других участников.
Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге — почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную.
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов.Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые

Слайд 3Структура обряда

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV

век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и

некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:
Сватовство
Смотрины
Рукобитие
Вытые
Девичник / Мальчишник
Выкуп
После этого следует таинство венчания
Гуляние
Свадебный пир

Структура обряда Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII — XIV век. При этом в некоторых региональных

Слайд 4Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род

мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов

мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие — это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню — омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали красный сарафан и говорили: «У вас товар — у нас купец».

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход

Слайд 5Сватовство
Сватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д.,

реже — мать, хотя сватом мог быть и не родственник.

Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.
Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.
Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:
У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек? — Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка? — Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.
Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.
После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.
СватовствоСватали обычно родственники жениха — отец, брат и т. д., реже — мать, хотя сватом мог быть

Слайд 6«Смотрят место»
Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные,

если невеста — сирота) приходили в дом жениха смотреть его

хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.
От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.
Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.
«Смотрят место»Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста — сирота) приходили в дом

Слайд 7Оглашение решения о свадьбе
Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты

не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе.

В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» — от слова «петь», «заручины», «запоруки» — от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).
Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.
«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.
На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.
Оглашение решения о свадьбеЕсли после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения

Слайд 8Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей»

(хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда — до

двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных — каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.
В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.
Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.
На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.


Подготовка к свадебному днюСледующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю,

Слайд 9Обряды накануне свадебного дня
Накануне и утром свадебного дня невеста должна

была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например,

в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций:
-Хождение невесты в баню
-Девичник

Обряды накануне свадебного дня  Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий.

Слайд 10Первый день свадьбы
В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд

жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом

жениха, благословение, свадебный пир.
Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом — приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.
Первый день свадьбы В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого,

Слайд 11Второй день свадьбы

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые

обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов — «поиски ярочки».
Этот

обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.
Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна — молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.
Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.
Второй день свадьбы На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых

Слайд 14Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика