Разделы презентаций


Путешествие по народным промыслам России

Содержание

Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Путешествие по народным промыслам России 2-5класс

Путешествие  по народным промыслам России 2-5класс

Слайд 2Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих

практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка

утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).
Декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту,

Слайд 3Народные пословицы
Не то дорого, что красного золота, а дорого, что

доброго мастерства.
С мастерством люди не родятся, а добытым ремеслом гордятся.

Народные пословицыНе то дорого, что красного золота, а дорого, что доброго мастерства.С мастерством люди не родятся, а

Слайд 4Со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства

по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или по технике выполнения

(резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, и т.д.)
Со второй половины 19 века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево) или

Слайд 5Хохлома
Старинный русский народный промысел, возникший в 17 векев Заволжье (селе

Семино Нижегородской губернии). Он представляет собой декоративную росписьпо деревянной посуде

и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
ХохломаСтаринный русский народный промысел, возникший в 17 векев Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Он представляет собой декоративную

Слайд 9Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов

нашей страны. Ее корни уходят далеко в архаические времена, когда

наши предки-язычники верили во множество богов и поклонялись Солнцу, Грому, Лесу, Реке и другим природным стихиям. Каждое расписанное народными мастерами изделие несет на себе отпечатанное древними символами пожелание здоровья, счастья, удачи, благословения в дом.
Роспись по дереву является одним из самых древних живописных промыслов нашей страны. Ее корни уходят далеко в

Слайд 10Городец
На левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое

село Городец, основанное еще в XII веке. В Городце были

и кузнецы, и пряничники, и красильщики. Особенно же много было плотников и резчиков по дереву: лес давал дешевый материал, Промыслом также занимались и крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца: одни вырезали ложки, другие точили миски и чашки, а третьи изготовляли орудия труда для прядения и ткачества. На заволжских землях хорошо родился лен, женщины пряли нитки и ткали холсты на продажу, поэтому резчикам и живописцам работы хватало.
ГородецНа левом берегу Волги, чуть выше Нижнего Новгорода, раскинулось большое село Городец, основанное еще в XII веке.

Слайд 12 Дымковская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в

заречной слободе Дымково, близ города Вятки (ныне на территории города

Кирова). Возникновение игрушки связывают с весенним праздником свистуньей, к которому женское население слободы Дымково лепило глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уток и других животных; их красили в разные яркие цвета.
Дымковская игрушка один из русских народных глиняных художественных промыслов. Возник в заречной слободе

Слайд 13Мезенская роспись
Мезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается

Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки Мезени. Поэтому в

энциклопедиях и различных книгах по изобразительному искусству можно встретить второе название мезенской росписи - Палащельская. В самой же Мезени росписью не занимались.
Мезенская росписьМезенской эту роспись назвали потому, что ее родиной считается Лешуконское село Палащелье, расположенное на берегу реки

Слайд 15Северодвинская роспись
Формирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в

конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в рамках художественной традиции

русской посадской культуры XVII в., оказавшей сильное влияние на дальнейшее развитие крестьянской культуры этого района.
Северодвинская росписьФормирование крестьянских росписей в бассейне Северной Двины происходило в конце XVIII-начале XIX в. естественным путем, в

Слайд 16Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень

широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи и многое другое.

Прялки особенно славились богатством и разнообразием росписи. Декор каждой вещи индивидуален, расположение орнамента подчинено форме предмета. Обычные предметы крестьянского быта роспись превращала в подлинные произведения народного искусства.
Круг бытовых предметов, которые украшала и преображала роспись, был очень широк: ковши, скопкари, блюда, солоницы, туеса, набирухи

Слайд 17РОСПИСЬ ИЗ ПОЛХОВ-МАЙДАНА
На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено

село Полхов-Майдан, один из самых известных центров росписи по дереву.

Согласно местному преданию, первый токарный станок появился у крестьянина Никиты Авдюкова, когда за войной 1812 года настала пора неурожаев. Ремесло быстро развивалось, но вначале вытачивали одну некрашеную посуду. Несколько позже стали выжигать украшения на деревянных изделиях, а еще позднее, в начале двадцатого века, на полховомайданских работах появились анилиновые краски.
РОСПИСЬ ИЗ ПОЛХОВ-МАЙДАНА На юге Нижегородской области, в Вознесенском районе расположено село Полхов-Майдан, один из самых известных

Слайд 18В основном местные игрушки, или, как их называют, "майданские тарарушки",

отличают сочетания темно-синего и желтого, зеленого и холодно-красного. Матрешек из

Полхово-Майдана легко отличить - на голове у них полушалок с неизменным крупным цветком, к тому же они отличаются от семеновских или сергиевских игрушек более плавным контуром и несколько вытянутыми пропорциями.
В основном местные игрушки, или, как их называют,

Слайд 19Матрёшки
Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в

виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы

меньшего размера. (Словарь русского языка. С.И.Ожегов)
Хотя матрёшка и завоевала давно репутацию символа нашей страны, её корни отнюдь не русские. По самой распространённой версии история матрёшки берёт своё начало в Японии. Как же такое случилось?

Матрёшки Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются

Слайд 20Что же символизирует матрешка?
Первую матрешку – многоместную яркую девушку с

петухом, по заданию известного мецената Саввы Мамонтова, выточил по рисунку

художника Сергея Малютина токарь-игрушечник Василий Звездочкин. В ней чередовались фигурки девочек и мальчиков. Сегодня она хранится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде под Москвой.
Что же символизирует матрешка?Первую матрешку – многоместную яркую девушку с петухом, по заданию известного мецената Саввы Мамонтова,

Слайд 21

Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого

старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Известный художник Сергей

Малютин расписал фигурку на русский лад – это была круглолицая румяная девушка в цветастом платке, сарафане, с чёрным петухом в руке.
Игрушка состояла из восьми фигурок. Девочки чередовались с мальчиками, а венчал это семейство спелёнутый младенец. Надо отметить, что умение расписывать выточенные изделия в России существовало задолго до матрёшки – в традиции точения и росписи деревянных яиц на Пасху. Так что японские фигурки попали на подготовленную российскую почву.

Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и

Слайд 22Японская кукла Фукурума

Японская кукла Фукурума

Слайд 23Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в

среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских имен довольно много,

почему же было выбрано именно это? Возможно, игрушка своим обликом напоминала какую-то определенную девушку Матрешу, поэтому и получила такое название Кстати, имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает "знатная женщина", по-церковному писалось Матрона, среди уменьшительных имен: Мотя, Мотря, Матреша, Матюша, Тюша, Матуся, Туся, Муся.

Первая русская матрешка "Девочка с петухом". Худ. Малютин С.В. Токарь Звездочкин В.П.

Всем известно, что Матрена - это женское имя, любимое в среде крестьянства. Но все же популярных крестьянских

Слайд 24Первая русская матрешка

Первая русская матрешка

Слайд 25Традиционные матрешки
1.Сергиев-посадская (загорская) 2.Семеновская (хохломская ), 3.Полхов-майданская

Традиционные матрешки1.Сергиев-посадская (загорская) 2.Семеновская (хохломская ),   3.Полхов-майданская

Слайд 26 Сергиев-посадская (загорские) матрешки более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно

переходит в утолщение. Она более округла, в сарафанчике, кофточке с

вышивкой, платке, переднике с вышитым узором или цветами. Декоративная роспись скромно украшает платок и край фартука.
Сергиев-посадская (загорские) матрешки  более приземистые, плотные. Верхняя часть фигурки плавно переходит в утолщение. Она

Слайд 27 Семеновская матрешка (хохломсая) отличается от всех большим очень ярким букетом цветов,

который занимает почти весь фартук. Колорит росписи сочетает яркие цвета: малиновый,

лимонный, фиолетовый, зеленый. Манера росписи семеновской матрешки напоминает кистевую роспись золотой Хохломы.
Семеновская матрешка (хохломсая) отличается от всех большим очень ярким букетом цветов, который занимает

Слайд 28Полхов-майданская марёшка у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана

и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле

— верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Вверху в овале лицо, немного грустное. А все остальное занято крупными и яркими цветами в черном контуре. Цветы часто чередуются с красными точками ягод.
Полхов-майданская марёшка у матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный

Слайд 29 Гжель-один из важнейших российских центров производства керамики. это обширный район,

состоящий из 27 деревень, расположен примерно в Раменском Московской области.


Гжель-один из важнейших российских центров производства керамики. это обширный район, состоящий из 27

Слайд 32Богородская резьба всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента

резчика в виде желобка и кругу изоб­ражаемых персонажей — людей,

животных, сюжетов.
Богородская резьба всегда можно узнать по знаменитому следу от инструмента резчика в виде желобка и кругу изоб­ражаемых

Слайд 33Жостово.Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная

в конце XVIII века в селе Федоскине, в 7 км

от Жостова. Жостово стало своеобразным центром промысла лаковой живописи на металлических подносах.
Жостово.Первым лакировальным заведением в Подмосковье была фабрика купцов Коробова-Лукутиных, основанная в конце XVIII века в селе Федоскине,

Слайд 36Мастера Федосьино, Холуя, Палеха, Мстеры – всемирно известных центров производства

лаковой миниатюры – и в наши дни создают настоящие шедевры.
 

Мастера Федосьино, Холуя, Палеха, Мстеры – всемирно известных центров производства лаковой миниатюры – и в наши дни

Слайд 38Федоскино
в 1795 году купец Петр Коробов основал в Федоскино мастерскую,

выпускавшую лавовые козырьки из папье-маше.. Крышки табакерок и шкатулок живописцы

стали расписывать миниатюрными копиями с картин русских и западноевропейских художников. Со временем на смену им пришли оригинальные сюжеты из крестьянского быта, народных сказок, былин, песен. Так к середине XIX в. сложился самобытный стиль федоскинской миниатюры, принесший этому народному искусству мировую известность.
Федоскинов 1795 году купец Петр Коробов основал в Федоскино мастерскую, выпускавшую лавовые козырьки из папье-маше.. Крышки табакерок

Слайд 39Жостово-Федоскино.

Жостово-Федоскино.

Слайд 40ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРА
Вид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях

из папье-маше (коробки, шкатулки,). Возникла в 1923 в поселке Палех

Ивановской области на основе иконописного промысла. Для палехской миниатюры характерны бытовые, литературные, фольклорные, исторические сюжеты, яркие локальные краски на черном фоне, тонкий плавный рисунок, обилие золота, изящные удлиненные фигуры.

ПАЛЕХСКАЯ МИНИАТЮРАВид народной русской миниатюрной живописи темперой на лаковых изделиях из папье-маше (коробки, шкатулки,). Возникла в 1923

Слайд 44Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и

изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или посредством вышивальной машины

на различных тканях, коже, войлоке и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шерстяными, шёлковыми (чаще цветными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, драгоценными камнями, блёстками, монетами и т. п.
Вышивка, широко распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются вручную (иглой, иногда крючком) или

Слайд 45Павлопосадские платки

Павлопосадские платки

Слайд 46Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой

– убрус, которым женщины издревле покрывали голову. С конца 17

века он уступает место платку, а спустя век, в русском языке появляется слово «шаль», позаимствованное из персидского языка, означающее большой узорный платок. Огромную и замечательную роль играет платок в ансамбле народного костюма как завершение головного убора или украшение , как повседневного так и праздничного наряда. Понятие «русский платок» признано в мире благодаря кропотливому труду талантливых российских художников и мастеров по ткацкому и красильному делу. Они создали оригинальный художественный образ, истоками для которого были традиции народного искусства и творческое заимствование из культур других народов.
Предшественником платка на Руси считается белое льняное полотенце с вышивкой – убрус, которым женщины издревле покрывали голову.

Слайд 47Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал

для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной продукции и других

изделий.
Берёста активно используется в народных промыслах как прекрасный поделочный материал для изготовления туесов, шкатулок, художественных панно, сувенирной

Слайд 48 Назвать народный промысел. Проверь себя. 1.
.

Назвать народный промысел. Проверь себя. 1. .

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика