Слайд 1Рембрандт ван Рейн
(1606–1669)
Презентацию по предмету
«Мировая художественная культура», 11 кл.
выполнила
учитель МХК Павлова Т.Г.,
МАОУ СОШ № 20
г. Первоуральск
Всего важнее иметь душу,
любящую истину, и брать правду там,
где ее находишь
Гете
Слайд 2Нидерландский художник, рисовальщик и гравер, великий мастер светотени, крупнейший представитель
золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях
весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство.
Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.
Слайд 3 Рембрандт Харменс
Ван Рейн родился 15
июля 1606 года в Лейдене. Его отец был
богатым мельником, хотел дать сыну
хорошее образование и устроил его в 1620 году в Лейденский университет. Но Рембрандт проучился недолго - решил стать художником. Три года он работает подмастерьем у одного лейденского художника, а затем полгода учится живописи у Питера Ластмана в Амстердаме, который познакомил Рембрандта с эффектом светотени, применяющейся для передачи объемности и раскрытия драматизма действия. Этот прием станет главным в творчестве художника. Последующие годы Рембрандт работает в Лейдене, снискав репутацию мастера библейских и мифологических сцен.
в начале 1632 года
переезжает в Амстердам, где сразу приобретает известность, написав «Урок анатомии доктора Тюльпа». Он живет у торговца картинами Хендрика ван Эйленбюрха, который покровительствует ему, устраивает заказы на портреты, что создает молодому художнику репутацию модного преуспевающего мастера
Слайд 5Урок анатомии доктора Тульпа, 1632
Слайд 6 В 1634 году Рембрандт удачно
женился на
племяннице Хендрика
Саскии, а к 1639 году
вместе с женой приобрел в столице
великолепный дом. До начала 1640-х гг. он пользуется большим успехом у заказчиков, это время его личного благополучия.
В знаменитом шедевре этого периода - «Автопортрете с Саскией на коленях» (около 1635, Картинная галерея, Дрезден) Рембрандт изобразил себя с молодой женой за праздничным столом. Нежные переливы золотистых тонов, потоки света, пронизывающие картину, передают радостное настроение молодого и преуспевающего художника и его жены, полных надежд и мечтаний
Слайд 7Рембрандт и Саския на картине «Блудный сын
в таверне», 1635
1642 г. Рембрандт пишет самую знаменитую
свою картину «Ночной дозор» и достигает
вершины славы. В «Ночном дозоре» Рембрандт
по-новому решает традиционный для голландского искусства жанр группового портрета. Картина представляет собой групповой портрет членов стрелковой гильдии и решена художником как реальная сцена на улице. Рембрандт отказался от принятого в то время статичного расположения всех участников, создав сцену, полную движения. Заказчики не поняли замысла художника, и начиная с этой картины конфликт с господствующей средой будет усиливаться, но он не уменьшит энергии мастера, и Рембрандт
по-прежнему будет создавать реалистические
полотна, замечательные по силе
эмоционального воздействия
углубляется реалистическое
мастерство
Рембрандта. Он отказывается от лишних подробностей и декоративных эффектов в пользу большей глубине и эмоциональной напряженности художественного образа. Очень большое место в творчестве художника начинает занимать камерный портрет. Это своего рода портреты-биографии
Слайд 14
Читающий Титус, сын художника, 1657.
Историческая Кунсткамера, Вена
Слайд 15 Рембрандт всегда
уделял большое
внимание офорту и рисунку, и вскоре
стал крупнейшим мастером графической техники в Европе. Исполненные им в технике офорта портреты и пейзажи, бытовые и религиозные сцены отличались новизной художественных приемов, глубоким психологизмом образов, богатством светотени, выразительностью и лаконизмом линий. До нас дошло около двух тысяч рисунков Рембрандта
годов личная жизнь
Рембрандта становится запутанной, хотя
дошедшие до нас свидетельства чрезвычайно трудно интерпретировать. Молодая служанка Хендрикье Стоффельс, поступившая в работницы к Рембрандту около 1647 года, до самой смерти художника она оставалась его экономкой и возлюбленной. С нежностью выписанное лицо на картине «Вирсавия» и на многих других не менее известных работах 50-х годов, несомненно, лицо Хендрикье. В октябре 1654 года она родила Рембрандту дочь Корнелию
Слайд 20Хендрикье Стоффелс
в бархатном берете 1655, Лувр
Слайд 21Хендрикье у окна
1656-1657. Государственный музей, Берлин
В начале 50-х годов художник создает
один шедевр за другим. Он уже вышел из
моды, но богатые заказчики не
переводились. Так что банкротство, постигшее Рембрандта в 1656 году, вероятно, следствие неправильного ведения дел, в результате чего в 1660 году был продан дом. Титус и Хендрикье создают компанию и приглашают Рембрандта работать для них, чтобы их картины не попали в руки кредиторов
Слайд 25Как это часто бывает в истории искусства, несмотря на свой
гениальный талант, Рембрандт умер в бедности и одиночестве, забытым, никому
не нужным мастером. Но чем дальше бежит время, тем ценнее в глазах человечества наследие художника. Можно без преувеличения сказать, что Рембрандт - один из самых величайших художников в истории мирового искусства. Многие назвали бы его непревзойденным. Могила Рембрандта затерялась, но работы его будут жить в веках
Слайд 27Христос во время шторма на море Галилейском, 1633
Слайд 28Автопортреты Рембрандта запечатлели почти все этапы его жизни и стадии
творческого пути. Они замечательны сами по себе, так как позволяют
нам проследить развитие мастера, а также потому, что многие более поздние художники – от сэра Джошуа Рейнолдса до Марка Шагала – пробовали подражать примеру Рембрандта в надежде понять что-то о самих себе
Полотно Рембрандта продано за $5 миллионов
В Великобритании на аукционе в Глостершире за 2,5 млн фунтов стерлингов ($5,1 млн) продана картина, которая приписывается великому
голландскому художнику Рембрандту ван Рейну. Удивительно, но первоначально картина была оценена всего в одну тысячу фунтов стерлингов, в связи с тем, что эксперты затруднялись установить авторство полотна. Портрет «Молодой Рембрандт в образе смеющегося философа» в течение около 50 лет висел в доме частного коллекционера. Эксперты отделения аукционного дома Sotheby's в Амстердаме заявили о своей уверенности в том, что речь идет об оригинальном Рембрандте.
Слайд 32Картина Харменса ван Рейна Рембрандта «Портрет мужчины» (1658 г.) продана
на прошедшем (2010 г.) в Лондоне аукционе Christie's за рекордную
для полотен этого голландского живописца сумму - 20 млн 201 тысяча 250 фунтов стерлингов (33 млн 200 тысяч долларов).
Ее новым владельцем стал пожелавший остаться неизвестным ценитель живописи. Кто изображен на портрете, до сих пор неизвестно.
Слайд 33Дом-музей Рембрандта
в Амстердаме
Слайд 34Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Слайд 35Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Слайд 36Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Слайд 37Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Слайд 38Дом-музей Рембрандта в Амстердаме
Слайд 39Памятник Рембрандту
на площади Рембрандта
в Амстердаме
Говорят, Рембрандт однажды
написал портрет так рельефно, что его можно было поднять с
пола за нос.
Арнольд Хоубракен
Только Рембрандт и Делакруа могли написать лик Христа.
Ван Гог