Разделы презентаций


Романский стиль

Содержание

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть городаОни защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в несколько рядов) с высокими дозорными башнямиСтены эти сдерживали разрастание города вширь,

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Романский стиль
Романский период европейского Средневековья начинается в X веке -

время некоторого затишья после многочисленных междоусобных войн
К этому времени

из обширной империи Карла Великого складываются отдельные европейские государства, которые еще не успели приобрести культурную самостоятельность и своеобразие

Культура каждого их них была вариацией на общеевропейскую тему
Однако раздробленность земель еще оставалась значительной, поэтому многие замки, монастыри и городские сооружения более походили на крепости


Романский стильРоманский период европейского Средневековья начинается в X веке - время некоторого затишья после многочисленных междоусобных войн

Слайд 2С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают

играть города

Они защищались рвом и мощными крепостными стенами (часто в

несколько рядов) с высокими дозорными башнями

Стены эти сдерживали разрастание города вширь, и ему поневоле приходилось расти вверх, увеличивая этажи строений












Каркассон
Общий вид Аэрофотосъемка
Городские стены и башни
13 и 14 вв.

С развитием торговли в XI-XII веках все большую роль начинают играть городаОни защищались рвом и мощными крепостными

Слайд 3План крепости
Каркассон ,
Франция

План крепости Каркассон ,Франция

Слайд 4Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала -

замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном для противника месте

Уже

к Х в. сложился тип укрепленного жилища в виде башни - донжона, окруженного валами и рвом
Для романского периода характерен тип замкнутого укрепленного жилища феодала - замка, обычно возводившегося на возвышенном и труднодоступном

Слайд 5С конца XI в. для жилища феодала начинают строить

отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного сооружения, служащего феодалу

убежищем при взятии противником оборонительных стен
Глубоко функциональная архитектура замков отличалась суровой простотой
Массивные стены и башни, узкие окна, общее выражение неприступности составляли его типичные черты
С конца XI в.  для жилища феодала начинают строить отдельное здание, оставляя за донжоном функции оборонительного

Слайд 6






Испания
Замок Ла Кока
12-15 вв. Фрагмент стены
С XI в.

территория замка
окружалась
каменной крепостной
стеной с башнями
В систему оборонительных


сооружений замка
часто входили рвы,
ворота с
надвратной башней
и другие виды укреплений

Испания Замок Ла Кока 12-15 вв. Фрагмент стеныС XI в. территория замка окружалась каменной крепостной стеной с

Слайд 7Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на

третьем этаже находилось помещение для слуг и охраны, подземелье было

занято тюрьмой, а крыша оставалась свободной для дозорных
Поскольку донжон часто был последним убежищем обитателей замка, то вход в него устраивали сразу на второй этаж (до 15 метров от земли), куда вела легкая, поднимаемая при осаде, лестница
Нижний этаж донжона занимали кладовые, второй - жилье владельца, на третьем этаже находилось помещение для слуг и

Слайд 8Однако жить все время в башне было неудобно, и в

XII веке все чаще рядом с донжоном строится отдельный дом

феодала
Комплекс замка включал также отдельную капеллу для молений и массу хозяйственных построек во дворе
Особенно пышными дома феодалов получались у членов королевского дома
Это были целые дворцы
Однако жить все время в башне было неудобно, и в XII веке все чаще рядом с донжоном

Слайд 9Романский стиль







В романский период каменные арки и своды получили столь

широкое применение, что саму романскую культуру часто называют "культурой полукруглой

арки"

Романский стильВ романский период каменные арки и своды получили столь широкое применение, что саму романскую культуру часто

Слайд 10Более всего мировоззрение этого периода Средневековья отразилось в конструкции романского

собора
Композицию в Средневековье понимали буквально, как складывание, составление нового из

готовых форм
Это проявилось во всех искусствах, но более всего в архитектуре
И сегодня романский собор кажется нам как бы составленным из нескольких самостоятельных объемов как из кубиков
Более всего мировоззрение этого периода Средневековья отразилось в конструкции романского собораКомпозицию в Средневековье понимали буквально, как складывание,

Слайд 11Церковь Троицы
в Кане
Западный фасад

Церковь
Сан Катальдо в Палермо
Вид

с северо-востока
Начата в 1161 г.

Церковь Троицы в Кане Западный фасадЦерковь Сан Катальдо в ПалермоВид с северо-востокаНачата в 1161 г.

Слайд 12В романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора, доведенные в

следующих веках до совершенства в готике
Основой храма служила форма римской

базилики - царского служебного помещения, где в римское время хранились архивы и происходили судебные заседания
После признания христианства в качестве государственной религии Римской империи христианским общинам были отданы многие базилики для богослужения
В романскую эпоху сложились основные конструктивные особенности собора, доведенные в следующих веках до совершенства в готикеОсновой храма

Слайд 13Длинные зальные помещения были разделены внутри колоннами на три продольных

коридора
Позже их назовут «кораблями» или «нефами»
В самом конце центрального коридора,

где раньше хранились архивы, теперь устроили алтарь
А перед входом - небольшой дворик и фонтан для омовения перед молитвой
Своеобразно решалась проблема освещения базилики
Центральный коридор (неф) делали значительно выше и оконные проемы в нем устраивали над кровлею боковых коридоров
Длинные зальные помещения были разделены внутри колоннами на три продольных коридораПозже их назовут «кораблями» или «нефами»В самом

Слайд 14Церковь Троицы в Кане
1059-1066 гг.
Перестроена в 1120-1140 гг. Внутренний вид

Стена среднего нефа

Церковь Троицы в Кане1059-1066 гг.Перестроена в 1120-1140 гг. Внутренний вид Стена среднего нефа

Слайд 15Собор в Ангулеме
План
Форма латинского креста
Со временем,
когда количество


молящихся увеличилось,
пришлось пристраивать
поперечный коридор
(трансепт –
"пересекающий")
Таким образом,

в плане
все здание получило
форму
католического
четырехконечного креста
Собор в Ангулеме ПланФорма латинского креста Со временем, когда количество молящихся увеличилось, пришлось пристраивать поперечный коридор (трансепт

Слайд 16В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три

части:
притвор (в Западной Европе его называют "нартекс"),
корабли

или нефы
алтарь
При этом части символически уподоблялись человеческому, ангельскому и божественному мирам или телу, душе и духу
В соответствии с идеологией христианства романский храм делился на три части: притвор (в Западной Европе его называют

Слайд 17Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена Христу
Западная

- ад - была посвящена сценам Страшного Суда
Северная олицетворяла смерь,

мрак и зло
Южная часть посвящалась Новому Завету
В то же время сам Христос говорил, что он есть «путь, истина и жизнь», и потому проход верующего от западного портала (входа в храм) к алтарю символизировал путь его души из мрака и ада к свету и раю
Восточная (алтарная) часть храма символизировала рай и была посвящена ХристуЗападная - ад - была посвящена сценам Страшного

Слайд 18Внутреннее пространство романского храма - это пещера, в которой погребли

распятого Христа и из которой он воскрес
Потому это пространство еще

сумрачно и приземисто
За счет узких окон-бойниц в нем господствует резкий контраст яркого света и глубокой тени
Еще в старых римских катакомбах, где устраивали свои храмы скрывавшиеся от преследований римских властей первые христиане, свет лился сверху через круглые отверстия в потолке
Так и в романском соборе, свет в храм устремлялся сверху и ярко освещал только определенные части интерьера
Внутреннее пространство романского храма - это пещера, в которой погребли распятого Христа и из которой он воскресПотому

Слайд 19Англия
Собор в Дерхеме
1096-1133 гг.
Общий вид с юго-запада


Собор в Дерхеме Внутренний вид

Англия Собор в Дерхеме 1096-1133 гг. Общий вид с юго-запада Собор в Дерхеме Внутренний вид

Слайд 20В романскую эпоху четко разделялось три понятия времени (три его

уровня)
Земное время мыслилось как историческое, линейное
Здесь будущее однозначно переходило в

настоящее и прошедшее
Этому пониманию времени соответствовали многие повествовательные мотивы в скульптурах и росписях соборов, составляя длинные горизонтальные ленты на темы библейских и евангельских сцен
В романскую эпоху четко разделялось три понятия времени (три его уровня)Земное время мыслилось как историческое, линейноеЗдесь будущее

Слайд 21Адам и Ева Капитель из монастырской церкви Сен Пьер в

Клюни 1109- 1113 гг. Клюни, Музей.
Эпизоды из
Апокалипсиса
Фрески церкви Сен

Савен сюр Гартан
Начало 12 в.
Адам и Ева Капитель из монастырской церкви Сен Пьер в Клюни 1109- 1113 гг. Клюни, Музей.Эпизоды изАпокалипсиса

Слайд 22 Время космоса, его развертывания осмысливалось как

циклическое, все время повторяющееся во временах года, движении солнца и

звезд

Этот уровень времени пытались передать в многочисленных круглых розетках с изображениями на темы времен года, знаков зодиака, сельскохозяйственных работ

Время космоса, его развертывания осмысливалось как циклическое, все время повторяющееся во временах года,

Слайд 23Аллегорические изображения месяцев
Рельефы собора Парижской Богоматери 1210-1225 гг.

Аллегорические изображения месяцевРельефы собора Парижской Богоматери 1210-1225 гг.

Слайд 24Испания Собор в Сант Яго де Компостела
Третьим уровнем восприятия времени

считалась вечность, где все всегда присутствует
Этот уровень яснее всего отражен

в самой структуре храма, в его форме креста,
а также в устремленности вверх
Испания Собор в Сант Яго де Компостела Третьим уровнем восприятия времени считалась вечность, где все всегда присутствуетЭтот

Слайд 25Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились

начало пути (портал) и цель этого пути (престол)
Форма средневекового портала

уже сама по себе символична
Квадрат двери, перекрытый полукруглым тимпаном, символизировал землю, перекрытую небом
Недаром латинское слово "arcus" переводится как «арка, дуга, лук, свод, изгиб, радуга»
Особенно по душе было средневековым авторам значение арки как радуги
Ведь по средневековым понятиям радуга - мост между землей и небом
Самыми важными точками на символическом пути верующего в храме становились начало пути (портал) и цель этого пути

Слайд 26Церковь Сен Пьер в Муассаке
Главный портал
1-я половина 12

Церковь Сен Пьер в Муассаке Главный портал 1-я половина 12 в.

Слайд 27Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни

в священную
Символизировал он и Христа, ведь сам Христос говорил: «Я

семь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет»
Имел символическое значение и размер двери
Их устраивали суживающимися за счет уменьшающихся арок, опираясь на евангельское: "Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их"
Входной портал символизировал Силу и Могущество, переход из мирской жизни в священнуюСимволизировал он и Христа, ведь сам

Слайд 28Собор в Шартре Порталы западного фасада
(так называемый Королевский портал)

Около 1135-1155 гг.
Жертвоприношение Авраама
Скульптурная группа собора в Шартре
Портал северного

фасада трансепта
Собор в Шартре Порталы западного фасада (так называемый Королевский портал) Около 1135-1155 гг.Жертвоприношение АвраамаСкульптурная группа собора в

Слайд 29Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались выстроить так,

чтобы он вписывался в круг
Особенно ярко в романских (а позднее

и в готических) соборах проявилась символика портала как врат для перехода в «мир иной»
Эта символика рождала и темы украшений портала
Чаще всего на тимпане изображался Страшный суд

Страшный суд
Тимпан собора в Отене
1130-1140 гг.

Центральная фигура Христа как бы рассекала тимпан на две части, простирая руки над праведниками и грешниками

Весь портал (вместе с тимпаном) при этом старались выстроить так, чтобы он вписывался в кругОсобенно ярко в

Слайд 30Видение Апокалипсиса
Тимпан главного портала церкви Сен Пьер в Муассаке
1-я

половина 12 в.
Пророк Исайя
Статуя портала
церкви в Суйяке
Середина 12

в.
Видение АпокалипсисаТимпан главного портала церкви Сен Пьер в Муассаке 1-я половина 12 в.Пророк ИсайяСтатуя портала церкви в

Слайд 31 Роза (круглое окно) на фасаде над порталом появилось уже

в романское время и часто символизировало солнце, Христа или Деву

Марию, про которую говорилось, что она - "роза без шипов"

Собор Нотр-Дам в Лане
Проект 1160 г.,
завершено в 13 в.
Западный фасад

Роза (круглое окно) на фасаде над порталом появилось уже в романское время и часто символизировало солнце,

Слайд 32Романский храм сильно различался внутри и снаружи
Если наружный вид храма

был скорее мрачным, крепостным, то внутри он должен был напоминать

о царстве Божьем
Росписями покрывались практически все стены
Расписывались даже скульптуры
Стволы колонн, и те были раскрашены
На наружные стены храма выливались только росписи портала (тимпана и поддерживающих его колонн)
Романский храм сильно различался внутри и снаружиЕсли наружный вид храма был скорее мрачным, крепостным, то внутри он

Слайд 33
Тайная вечеря Скульптурная капитель церкви Сен Поль в Иссуаре
Франция Середина

12в.

Тайная вечеря Скульптурная капитель церкви Сен Поль в ИссуареФранция Середина 12в.

Слайд 34Своеобразным и типичным украшением храма становятся скульптуры
Особенность романской скульптуры -

она составляет одно целое со стеной, как бы извлекается из

нее
Своеобразным и типичным украшением храма становятся скульптурыОсобенность романской скульптуры - она составляет одно целое со стеной, как

Слайд 35Большое место в романском (а потом и в готическом) соборе

занимают статуи реальных исторических лиц
Это либо донаторы (дарители, содержатели

храма), либо короли и князья, захороненные в соборе

Испания
Собор Сант
Яго де Компостела
Скульптура
Портика
славы
1183 г.

Св. Теодор в образе рыцаря
Статуя собора в Шартре
Портал южного фасада трансепта
Фрагмент. 1235-1240 гг.

Большое место в романском (а потом и в готическом) соборе занимают статуи реальных исторических лиц Это либо

Слайд 36Если в храме устраивалось три портала (тогда они символизировали новозаветную

Троицу), то центральный, "княжеский" портал украшался скульптурой богаче боковых
Фигуры располагали

здесь часто не только в поле тимпана, но и среди колонн, поддерживающих многочисленные портальные арки
Вообще, статуя-колонна типична для средневековья
Она отражает понимание святых и отцов церкви как "столпов церкви"
Если в храме устраивалось три портала (тогда они символизировали новозаветную Троицу), то центральный,

Слайд 37Церковь аббатства Сен Жиль 1160- 1170 гг.
Западный фасад
Церковь Нотр-Дам

ла Гранд в Пуатье
к. 12 в.
Западный фасад

Церковь аббатства Сен Жиль 1160- 1170 гг. Западный фасадЦерковь Нотр-Дам ла Гранд в Пуатьек. 12 в. Западный

Слайд 38Разнообразие форм романской архитектуры
Множество направлений, существовавших в различных областях

Западной Европы, отражали местные традиции и художественные вкусы
во Франции выделялись

школы Бургундии, Прованса, Аквитании и др.,
в Германии - Саксонская и Рейнская школы
в городах, прилегающих к Адриатическому побережью, заметно было влияние византийской архитектуры

Prezentacii.com

Разнообразие форм романской архитектуры Множество направлений, существовавших в различных областях Западной Европы, отражали местные традиции и художественные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика