Разделы презентаций


Русская литература 19 века в контексте мировой культуры

Содержание

До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их. М Горький

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Введение.
Русская литература XIX века
в контексте мировой культуры.
Основные

темы и проблемы русской литературы XIX века.

Введение. Русская литература XIX века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Слайд 2 До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных

в России в 19 веке, но и поражающее разнообразие их.
М

Горький
До безумной гордости волнует не только обилие талантов, рожденных в России в 19 веке, но и

Слайд 3Как вы понимаете слова М.Горького?
О каких талантливых писателях и поэтах

говорит М.Горький?



Задание.
Вспомните и назовите наиболее значимые произведения, созданные в 18

и начале 19 века.

*

Как вы понимаете слова М.Горького?О каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?Задание.Вспомните и назовите наиболее значимые произведения,

Слайд 4Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская

литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на все области русской

жизни. В стране царил тяжелый политический гнет. Царская цензура беспощадно подавляла свободное слово. Величайшие деятели русской литературы подвергались преследованиям, многие из них кончили свою жизнь трагически.

*

Трудны и жестоки были условия, в которых развивалась передовая русская литература. Крепостнический строй накладывал свой отпечаток на

Слайд 5Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно

яркого расцвета и заняла одно из первых мест в Европе.

Крепостнический режим вызывал недовольство широких крестьянских масс. В течение всего XIX в. в России зрела могучая демократическая революция.
Лучшие произведения русской литературы и искусства возникли на гребне этого демократического подъема; в них косвенно, а иногда и прямо отразилось
недовольство народных масс, их возмущение крепостным гнетом.

*

Тем не менее русская литература достигла в XIX в. изумительно яркого расцвета и заняла одно из первых

Слайд 6Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и

художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу с литераторами реакционно-монархического,

а потом и буржуазно-либерального направления, защищавшими современный им общественный строй или склонными его лишь слегка реформировать.

*

Декабристы на Сенатской площади.

Русская литература росла в напряженной идейной борьбе. Прогрессивные писатели и художники, одушевленные идеями вольнолюбия, вели постоянную борьбу

Слайд 7Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той

сферой, в которой особенно сильно и энергично смогла проявить

себя передовая мысль. «У народа, лишенного общественной свободы, литература—единственная трибуна, с высоты которой он заставляет услышать крик своего возмущения и своей совести»,—писал Герцен.

*

Литература играла огромную роль в развитии передовых идей, была той сферой, в которой  особенно сильно и

Слайд 8*
Русские художники не были

отделены от того, что происходило за рубежом.

Они откликались на общественные события Западной Европы, усваивали передовые достижения искусства и литературы. Необычайная интенсивность и быстрый рост русской культуры привели к тому, что течения, развивавшиеся в
литературе и искусстве Западной Европы на протяжении нескольких столетий, существовали в России одновременно, переплетаясь друг с другом.

Э. Мане. Портрет Эмиля Золя

*      Русские художники не были отделены от того, что происходило за рубежом.

Слайд 9*
Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства,

развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе с тем уже

в 20-е годы в России определялись черты реализма, который стал ведущим течением литературы XIX столетия.
  Отечественная война 1812 г. и связанный с ней патриотический подъем дали мощный толчок развитию русской национальной культуры. Наиболее образованным сословием в России было тогда дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры— выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой.

*Классицизм, нашедший совершенное выражение в различных сферах русского искусства,  развивался параллельно с романтическим направлением, и вместе

Слайд 10 В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской

культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная связь с прогрессивно-освободительной

идеологией. Ода Пушкина «Вольность», его «Послание в Сибирь» декабристам и «Ответ» на это послание декабриста Одоевского, сатира Рылеева «К временщику» (Аракчееву), стихотворение Лермонтова «На смерть поэта», письмо Белинского к Гоголю являлись, по сути дела, политическими памфлетами, боевыми, революционными призывами, воодушевлявшими передовую молодежь. Дух оппозиционности и борьбы, присущий произведениям прогрессивных писателей России, сделал русскую литературу той поры одной из активных общественных сил.
 

*

В начале XIX в. литература становится ведущей областью русской культуры, чему способствовала прежде всего ее тесная

Слайд 11В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция,

первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных сословий — духовенства

и дворян. Если в XVIII — первой половине XIX в. ведущая роль в культуре принадлежит дворянской интеллигенции, то
во второй половине XIX в. — разночинцам. В состав разночинной интеллигенции (особенно после отмены крепостного права) вливаются выходцы из крестьян. В целом к разночинцам относились образованные представители либеральной и демократической
буржуазии, которые принадлежали не к дворянству, а к чиновничеству, мещанству, купечеству и крестьянству. Это объясняет такую важную особенность культуры России XIX в., как начавшийся процесс ее демократизации. Увеличивается число писателей, поэтов, художников, композиторов, ученых из непривилегированных сословий, в частности из крепостного крестьянства, но преимущественно из среды разночинцев.

*

Разночинец

В формировании русской национальной культуры все более активно участвует интеллигенция, первоначально составлявшаяся из образованных людей двух привилегированных

Слайд 12Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого

века — исключительное явление. Можно было бы сказать, что она

подобна Млечному Пути, ясно выделяющемуся на усыпанном звездами небе, если бы некоторые из писателей, составивших ее славу, не походили скорее на ослепительные светила или на самостоятельные «вселенные». Одни только имена А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л. Толстого сразу же вызывают представления об огромных художественных мирах, множестве идей и образов, которые по-своему преломляются в сознании псе новых и новых поколений читателей. Впечатления, производимые этим «золотым веком» русской литературы, прекрасно выразил Т. Манн. говоря о ее «необыкновенном внутреннем единстве и целостности», «тесной сплоченности ее рядов, непрерывности ее традиций».

*

Даже на фоне всей богатейшей мировой классики русская литература прошлого века — исключительное явление. Можно было бы

Слайд 13«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский,

характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.
*
В начале XX

в. Гоголь получает всемирное признание и с этого момента становится действующей и все более возрастающей величиной мирового художественного процесса, постепенно осознается глубокий философский потенциал его творчества.
 

«Все мы вышли из «Шинели» Гоголя», — образно заметил Достоевский, характеризуя влияние Гоголя па развитие русской литературы.

Слайд 14*
Конец дворянского периода освободительного движения, и

начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не оказать серьезного влияния

на развитие русской демократический лагерь литературы. Она сделала решительные шаги по пути демократизации, приближения к боевым и актуальным вопросам общественной жизни. Окончательное размежевание либеральной и демократической тенденций в русском общественном движении привело к перегруппировке сил и в литературе.

Писатели - сотрудники журнала "Современник".

* Конец дворянского периода  освободительного  движения,  и  начало разночинского, буржуазно-демократического, не могли не

Слайд 15*
В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших

демократических и либерально настроенных писателей. К концу 50-х годов писатели

умеренного направления окончательно порывают с журналом, и он становится органом революционной демократии. Идейным руководителем журнала стал Чернышевский. Революционно-демократический лагерь в литературе представляли также Герцен, Добролюбов, Некрасов, Салтыков-Щедрин. Им противостояли литераторы, тяготевшие к либеральным и умеренно монархическим взглядам. Наиболее значительными из них были Тургенев и Гончаров. Однако назревшая необходимость буржуазно-демократических преобразований и наличие демократического подъема в стране помогали в ряде случаев и этим художникам сохранить в своем творчестве глубину и силу социальной критики.

Н.А.Некрасов - редактор журнала "Современник".

Литературный журнал «Современник»

* В 50-е годы журнал «Современник» объединял вокруг себя крупнейших демократических и либерально настроенных писателей. К концу

Слайд 16Основные события 19 века

Основные события 19 века

Слайд 17Основные темы русской литературы XIX века
1825 – 1855 – основной

вопрос: «Кто мы? Что с нами происходит?»
А.С.Пушкин «Евгений

Онегин», М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени», Н.В.Гоголь «Мёртвые души»
1855 – 1861 – основной вопрос: «Кто виноват?»
И.С.Тургенев «Записки охотника», И.А.Гончаров «Обломов», М.Е.Салтыков-Щедрин «Губернские очерки»
1861 – 1881 – основной вопрос: «Что делать?»
Н.Г.Чернышевский «Что делать?», Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание», Л.Н.Толстой «Война и мир»
Основные темы русской литературы  XIX века1825 – 1855 – основной вопрос: «Кто мы? Что с нами

Слайд 18Социально-политическая борьба во второй половине 19 века

Революционеры - демократы
Западники
Народники
Славянофилы
Выступали против:
самодержавия;
религии;
крепостничества


Защищали:
самодержавие;

православие;
крепостничество


Стремились:
к освобождению крестьян;
к введению республики

Отстаивали:
- верность принципам самодержавия,

но не принимали николаевскую деспотию


Социально-политическая борьба во второй половине 19 векаРеволюционеры - демократыЗападникиНародникиСлавянофилыВыступали против:самодержавия;религии;крепостничестваЗащищали:самодержавие; православие; крепостничествоСтремились:к освобождению крестьян; к введению республикиОтстаивали:-

Слайд 19Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях» Как их

проводить?
Революционеры - демократы
Западники
Славянофилы
Революционеры - демократы
Западники
Славянофилы
Спасение России только в революции
России

необходимы реформы сверху, без революции







Их объединяла мысль: «Русская жизнь нуждается в коренных изменениях»  Как их проводить?   Революционеры -

Слайд 20В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:
Критический

реализм
«натуральная школа»
«чистое искусство»
«Период с 1856 года по 1880 год –

время величайших достижений русского критического реализма 19 века» (Д.Д.Благой)

Теоретики «чистого искусства» романтизировали возвышенное и прекрасное, противопоставляли «вечное» в искусстве «злободневному», призывали быть далёкими от «житейского волненья»

Писатели демократических убеждений сгруппировались вокруг журнала «Современник»


В литературе общественно-политическое противостояние нашло отражение в борьбе двух направлений:

Слайд 21Основные проблемы в литературе 19 века
добро и зло;
вина

и наказание;
мир и война;
энергия человека и его бездействие;

мудрость и легкомыслие;
любовь и отчуждение;
деспотизм и рабство;
труд и праздность;
тело и душа;
вера и скепсис.

Основные проблемы в литературе 19 века  добро и зло; вина и наказание; мир и война; энергия

Слайд 22Основные направления в литературе 1-й половины XIX века
классицизм
сентиментализм
романтизм
реализм
предромантизм
жанр повести
(А.

А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);
исторический роман (А. С. Пушкин, Н.

В. Гоголь).
Основные направления в литературе 1-й половины XIX векаклассицизмсентиментализмромантизмреализмпредромантизмжанр повести (А. А. Бестужев-Марлинский, В. Ф. Одоевский);исторический роман (А.

Слайд 26Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной

остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные проблемы человеческого существования.

Литература этого периода ощутила острую тревогу за судьбу человека на том этапе истории, когда на попрании религиозных истин возникла фанатическая вера в науку, ее абсолютную безупречность, в возможность устранения общественного несовершенства.
  Уроки русской классической литературы до сих пор не усвоены. Мы только пробиваемся к их постижению, проходя через горький опыт исторических потрясений XX века. Нам всем есть над чем задуматься.
Русский реализм второй половины XIX века, не теряя своей социальной остроты, выходит к вопросам философским, ставит вечные

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика