Слайд 1Русская живопись XIX века.
Натюрморт.
Русская художественная культура 8 класс
Суляева Юлия
Анатольевна
Слайд 2Натюрморт
(фр. nature morte — «мертвая природа») — изображение неодушевленных
предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической
и пейзажной тематики
Слайд 3Натюрморт
Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV-XVI веках,
когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Натюрморт окончательно
оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в.
Слайд 4Натюрморт в русской живописи 18-20 веков
Натюрморт как самостоятельный жанр живописи
появился в России в начале XVIII века. Представление о нем
первоначально было связано с изображением даров земли и моря, разнообразного мира вещей, окружающих человека. Вплоть до конца 19 века натюрморт, в отличие от портрета и исторической картины, рассматривался в качестве "низшего" жанра. Он существовал главным образом как учебная постановка и допускался лишь в ограниченном понимании как живопись цветов и фруктов.
Слайд 5В российском живописном искусстве натюрморт практически всегда был второстепенным жанром.
А назвать отечественного художника-натюрмориста смогут только искушенные искусствоведы. Но, так
или иначе, натюрморт как самостоятельный жанр стал развиваться в 19 веке. Первыми «ласточками» стали небольшие акварели и гуаши Ф.П. Толстого и работы И.Т. Хруцкого. Это были классические европейские натюрморты с пышными букетами садовых цветов и корзинами фруктов. При всем их художественном обаянии эти работы имели весьма ограниченное значение для развития российской живописи.
Слайд 6Федор Петрович Толстой (1783-1873)
Ветка сирени и канарейка. 1819
Букет цветов,
бабочка и птичка. 1820
Слайд 7Иван Трофимович Хруцкий (1810-1885)
Плоды и свеча. 1839
Слайд 8В творчестве русских реалистов середины и второй половины XIX столетия
натюрморт был явлением сравнительно редким.
Особенный интерес к натюрморту в русской
живописи начинает пробуждаться в 80-х годах прошлого века. Одно из главных мест принадлежит здесь работам И. И. Левитана (1860 - 1900). Они не велики по размеру, скромны по замыслу. Эти работы Левитана, в сущности, еще традиционны: букеты взяты изолированно от окружающего их пространства комнаты, на нейтральном фоне. Задача здесь ясна и проста: по возможности более убедительно передать неповторимую прелесть выбранной натуры.
Слайд 9Исаак Ильич Левитан (1861—1900)
Васильки. 1894
Сирень. 1893
Слайд 10В натюрморте «Лесные фиалки и незабудки» (1889) художник чутко предал хрупкость
ночных фиалок и воздушность голубых незабудок, их гармонию с простой
деревенской кринкой. Близки по мотиву «Одуванчики» и «Белая сирень». Первые выдержаны в теплой гамме, которая очень органично смотрится с глиной молочной кринки и желтыми головками цветов. Эти натюрморты Левитана достаточно традиционны: букеты изображены на нейтральном фоне и изолированы от окружающего пространства. Смысл этих картин очень прост – максимально точно передать прелесть выбранной натуры.
Слайд 11Исаак Ильич Левитан (1861—1900)
Лесные фиалки и незабудки. 1889
Одуванчики. 1889
Слайд 12Однако в эти годы в творчестве К. К. Коровина (1861
- 1939) и В. А. Серова (1865 - 1911) можно
ощутить новые веяния.
Характер новых тенденций можно определить, как стремление художников связать натюрморт - сюжетно и живописно - с окружающей средой. "Мертвую натуру" выносят на пленэр, то есть на воздух, под открытое небо, связывают с пейзажем или же, напротив, органически соединяют с интерьером комнаты. В натюрморте хотят увидеть отражение мироощущения конкретного человека, его жизненного уклада, наконец - его настроения.
Слайд 13Одно из ранних полотен Коровина прекрасно иллюстрирует эти новые тенденции.
Речь идет об изображении дружеского общества на даче художника В.
Д. Поленова - "За чайным столом" (1888, музей-усадьба В, Д, Поленова). Картина написана почти в пленэре - на террасе загородного дома. Целью живописца было передать ощущение теплого летнего дня, прелесть непринужденной дружеской беседы. В этой работе Коровин положил начало дальнейшему развитию натюрморта.
Слайд 14Стремление художника расширить границы натюрморта, теснее связать его с человеком,
с окружающим миром приводит во многих случаях к органичному слиянию
этого жанра с портретом, пейзажем, интерьером и бытовой живописью. Изображение "мертвой натуры" становиться здесь более многозначительным, превращается в активное средство раскрытия образа. И это характерно не только для начальных этапов, но и для всего периода развития натюрморта конца XIX- начала XX веков.
Слайд 16На знаменитой картине Серова «Девочка с персиками» (1887) натюрморт с персиками
на переднем плане на первый взгляд не играет важной роли
в композиции полотна. Все внимание художника устремлено на В. Мамонтову, а фрукты только дополняют созданный образ. Но персики помогает Серову решить важную художественную задачу. Фрукты, по замыслу художника, служат цветовым ключом к колористическому построению картины. Серов подбирает для персиков собственный желтый цвет и противопоставляет его с белизной скатерти, с зеленью кленовой листвы и желтизной света, льющегося из окна в сад. Художник различает лимонно-желтые, зеленоватые и золотисто-желтые тона на неровных боках плодов. Осязаемый свет летнего дня, который словно формирует персики, определяет весь эмоциональный и живописный строй картины.
Слайд 18Высоко ценились этюдная легкость манеры или тщательная отделка живописной поверхности.
Наиболее точно все эти принципы воплощены на большой картине К.Е.
Маковского (1839-1915) «В мастерской художника» (1881). Работа поражает «натюрмортным» нагромождением деталей: экзотических фруктов, богатых тканей, антикварных редкостей. Огромная собака и маленький мальчик кажутся не живыми существами, а простыми экспонатами этой выставки предметов роскоши. Новая же концепция натюрморта предполагала всестороннее расширение границ жанра и слиянию его с портретом, пейзажем, интерьерной и бытовой живописью.
Слайд 19Натюрморт перестает быть простым изображением «мертвой природы» и превращается в
средство раскрытия образа.
Слайд 20Новые веяния заметны в известной картине В.Д. Поленова «Больная» (1886). Интерьер
и фигура героини погружены в глубокую тень – они лишь
фон, а смысл происходящего раскрывается при помощи компактной группы предметов, которая ярко освещена лампой с зеленым абажуром. Этот натюрморт очень содержателен. Полуобгорелый абажур выхватывают из темноты смятые подушки и простыни, стеклянный графин, стакан с водой, пузырьки с лекарствами и рецепты врача. Слева заметны потрепанные книги в красной и голубой обложке, возможно это домашние лечебники или альбомы, которыми развлекали больную. Подобная композиция является символом того, что вся жизнь этой больной сосредоточена вокруг этого стола и стоящих на нем предметов. На работе натюрморту отдана активная роль в создании настроения.
Слайд 22Также достаточно характерен натюрморт, который выдвинут на первый план, в
картине К.Е. Маковского «Алексеич» (1882). На картине фигура человека изображена уже
на заднем плане, за натюрмортом. Образ благодушного старика раскрывается в той искренней радости, с которой он предвкушает свое одинокое чаепитие. Горбушка хлеба, кипящий самовар, варенье в стеклянной банке, бережно укрытая полотенцем коробка с сахаром и чаем – все это создает ощущение покоя и тепла, которое искренне радует неприхотливого человека.
Слайд 24Дальнейшее развитие русского натюрморта связано с более активным вторжением его в
бытовой жанр. Эта тенденция ярко прослеживается в творчестве Б.М. Кустодиева (1878-1927).
Русские натюрмористы: Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960), Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Встречаются интересные натюрморты среди работ М.А. Врубеля (1856-1910), например, «Роза в стакане» (1904). В начале прошлого века натюрмортом усиленно занимался П.П. Кончаловский (1876 – 1956).
Слайд 25Михаил Александрович Врубель
(1856–1910)
Шиповник. 1884
Натюрморт. Гипсовая маска, рожок канделябра. 1885
Слайд 26Грабарь Игорь Эммануилович
(1871-1960)
Хризантемы. 1905
Неприбранный стол. 1907
Слайд 27Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Селедка. 1918
Слайд 28Кустодиев Борис Михайлович
(1878-1927)
Яблоко и сторублевка. 1916
Слайд 29Кончаловский Пётр Петрович
(1876-1956)
Натюрморт с пионами в вазе. 1910
"Цветок
нельзя писать "так себе", простыми мазочками, его надо изучить и
так же глубоко, как и все другое, - говорил Кончаловский. - Цветы - великие учителя художников: для того чтобы постигнуть и разобрать строение розы, надо положить не меньше труда, чем при изучении человеческого лица.
Слайд 30Начало ХХ века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей
равноправие среди прочих жанров. Стремление художников расширить возможности изобразительного языка
сопровождалось активными поисками в области цвета, формы, композиции. Все это особенно ярко проявилось в натюрморте. Обогащенный новыми темами, образами и художественными приемами, русский натюрморт развивался необычайно стремительно: за полтора десятка лет он проходит путь от импрессионизма до абстрактного формотворчества.
Слайд 31
Российские мастера натюрморта XIX – начала XX века
Хруцкий Иван Фомич
(Трофимович) (1810-1885)
Грабарь Игорь Эммануилович (1871-1960)
Петров-Водкин Кузьма Сергеевич (1878-1939)
Кончаловский Пётр Петрович
(1876-1956)