Слайд 1Символика православной иконы
Слайд 2Ико́на (от ср.-греч. εἰκόνα «рисунок», «икона»; тж. др.-греч. εἰκών «образ»,
«изображение»).
Иконы нельзя отнести к произведениям живописи в обычном смысле
слова. Это не картины. Картины в линиях и красках повествуют о людях и событиях реальной действительности.
Для иконы характерна подчеркнутая условность изображения. Изображается не столько сам предмет, сколько идея предмета; все подчинено раскрытию внутреннего смысла.
Слайд 3Если картину называют окном в окружающий мир, то икону можно
назвать окном в мир невидимый.
Слайд 4 В профильном изображении даются либо отрицательные персонажи, либо
второстепенные и не святые (например, женщины, омывающие Младенца, в иконе
«Рождество Христово»).
Слайд 5Перспектива
Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicio — ясно вижу) —
Явление
кажущегося искажения пропорций и формы тел при их визуальном наблюдении.
Например, два параллельных рельса кажутся сходящимися на горизонте в двух точках (спереди и сзади наблюдателя)
Способ изображения объемных тел на плоскости, передающий их собственную пространственную структуру и расположение в пространстве. В изобразительном искусстве возможно различное применение перспективы, которая используется как одно из художественных средств, усиливающих выразительность образов.
Слайд 6 Исследователи иконы много писали об обратной перспективе,
о том своеобразном построении иконного пространства, в котором нет единой
точки горизонта, где все линии сходятся, а предметы не уменьшаются, но увеличиваются по мере удаления от нашего глаза. Название этого приема условно и возникло по аналогии с прямой перспективой, на основе которой строится реалистическая картина.
Слайд 7Обратная перспектива в иконе уводит наш мысленный взор из мира
дольнего в иной мир.
Икона есть видимое невидимого.
Икона - это
окно в горний мир Духа
Слайд 8«Изображение» времени
Еще один вопрос, который необходимо рассмотреть для "адаптации"
в мире икон — как в эпоху Средневековья людьми воспринималось
и понималось время.
До сотворения мира не было и времени. Время, как сотворенный Богом носитель изменений, к самому Богу не применимо. О Боге нельзя сказать "был" или "есть", или "будет" порознь — Он вечен, вездесущ, всеобъемлющ и неизменен. Бог не стареет, не меняется.
В византийских и русских иконах это отмечено тремя греческими буквами в крестчатом нимбе Христа. На древнерусский язык это переводится как "сущий", то есть тот, к кому сразу относится "всегда был", "всегда есть" и "всегда будет", что восходит к древнееврейскому сокровенному имени Бога — Яхве — Сущий.
Слайд 9В иконе совмещаются события, происходившие в разное время и в
разных местах.
Взглянем на икону «Рождество Богородицы»Взглянем на икону «Рождество
Богородицы». Праведная АннаВзглянем на икону «Рождество Богородицы». Праведная Анна полулежит или сидит на высоком ложе. Перед ней - жены с дарами, повивальная бабка и служанки,, готовящие воду для омывания Богоотроковицу и рядом - служанки пеленающие Младенца. А чуть поодаль - в алькове - трогательная сцена ласкания Девы Марии (Иоаким и Анна сидят рядом, ласково придерживая Новорожденную). Здесь все события, связанные с Рождеством, собраны в одном пространстве, которое похоже на свиток, разворачивающийся на наших глазах.
Слайд 11 Одной из особенностей живописного языка иконы является,
например, изображение в иконе архитектуры: здание указывает на место, где
происходит событие, но не заключает это событие в своих рамках; происходящее изображается не внутри здания, а перед ним.
Слайд 12 Двери и окна часто пробиты не на месте,
размер их не соответствует их назначению и т.д.
Смысл
этого явления в том, что архитектура - единственный элемент в иконе, при помощи которого можно ясно показать, что происходящее перед нашими глазами действие - вне законов земной логики, вне законов земного бытия.
Слайд 14 Внешний источник света отсутствует. Свет исходит от
ликов и фигур, из глубины их, как символ святости.
Икона изображает мир Горний где все Свет и нет места тьме. Тела не отбрасывают тени, ибо источником Света являет Бог. Его нетварный Свет освещает все. Поэтому в традиционной иконе невозможен эффект светотени, возникающий вследствие внешнего источника света, при котором одна сторона становится освещенной, а противоположная — остается в тени.
Слайд 16 Лик — это самое главное в иконе:
он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На
древних иконах их писали как бы широко раскрытыми. Именно через глаза икона и выявляет важнейшее в трактовке лика, показывает святость изображенного, его светоносность. Акцент на глазах создает эффект, будто не вы смотрите на икону, а она — на вас.
Слайд 17 К «личному» относится не только лик, но и
руки. Отсюда большое значение в иконе имеет жест благословляющий или
молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д
Слайд 18Символика цвета
Цвет в иконе символичен. Он предопределен и лишен произвола.
В иконах мы встречаем три основных цвета: красный, синий и
зеленый.
Слайд 19Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но
в то же время и цвет царский. Синий цвет —
это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность.
Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).
Слайд 20 Красный - один из самых заметных цветов
в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии Именно
поэтому красный цвет стал символом Воскресения - победы жизни над смертью.
Но в то же время это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
В красных одеждах изображали на иконах мучеников.
Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Иногда писали красные фоны - как знак торжества вечной жизни.
Слайд 21Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости
и простоты.
На иконах и фресках святых и праведников обычно
изображали в белом Праведники - люди, добрые и честные, живущие "по правде".
Тем же белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Но белым цветом изображали только праведные души.
Слайд 22.
Черный цвет - цвет зла и смерти. В
иконописи черным закрашивали пещеры - символы могилы - и зияющую
адскую бездну.
В некоторых сюжетах это мог быть цвет тайны. Например, на черном фоне, означавшем непостижимую глубину Вселенной, изображали Космос - старца в короне в иконе Сошествия Святого Духа.
Черные одежды монахов, ушедших от обычной жизни, - это символ отказа от прежних удовольствий и привычек, своего рода смерть при жизни.
Слайд 23
Цвет, который никогда не использовался в иконописи -
серый. Смешав в себе черное и белое, зло и добро,
он становился цветом неясности, пустоты, небытия. Такому цвету не было места в лучезарном мире иконы.
Слайд 24 Золото являет созерцательному глазу и умствующему уму образ
света, а потому "означает" или символизирует свет.
Слайд 25Византийские иконописцы с помощью золота обострили вневременность, внепространственность восприятия фона
иконы и одновременно светоносность изображенного на ней. Эту световую глубь
можно передать только золотом, потому что краски бессильны передать невидимое телесными очами.
Именно золотом изображается на иконе то, что имеет прямое отношение к Силе Божией, к явлению Божией благодати.
Это явление благодатного света икона передает золотым нимбом вокруг головы святого. Нимб - не аллегория, но символическое выражение конкретной реальности и является необходимым содержанием иконы.
Слайд 26Символика геометрических фигур
По античным и средневековым воззрениям,
четыре стихии есть четыре типа различной организации пространства. Эти различные
типы пространства имеют символическую геометрическую выраженность, каждый свою.
Из двух стихий земля и вообще "наше" пространство символизируется кубом, а огонь может выражаться шаром.
На плоскости куб и шар могут быть представлены в проекции как четырехугольник и круг.
Слайд 27Символика предметов и животных
Изображение павлина - мотив изобилия, плодородия, бессмертия
(в иконографии западноевропейского христианства Павлин пьёт из евхаристической чаши, клюёт
плоды виноградной лозы;
Весьма широко распространены изображения Павлина у райского древа жизни, а также двух Павлинов по сторонам мирового древа.
Слайд 28Виноградная лоза
Виноградная лоза - евангельский образ Христа, единого источника жизни
для человека.
Символ лозы имеет также значение Церкви: ее члены
- ветви; виноградные грозди, которые нередко клюют птицы.
Виноградная лоза в Ветхом Завете - символ земли обетованной, в Новом – рая.
К символике винограда относятся также изображения чаш и бочек, используемых при его уборке.
Слайд 29Символика агнца
С образом Доброго Пастыря в раннехристианском искусстве
соседствует образ Агнца - ветхозаветного прообраза жертвы Христа (жертва Авеля;
жертва Авраама, пасхальная жертва) и евангельского Агнца, "вземлющего грехи мира" (Ин 1:29). Агнец - Христос нередко изображается с принадлежностями пастуха, что буквально следует словам Откровения "Агнец <...> будет пасти их и водить их на живые источники вод" (Откр 7:17).
Слайд 30Символика рыбы
В Новом Завете символика рыбы связывается с
проповедью; бывших рыбаков, а после апостолов, Христос называет "ловцами человеков"
(Мф 4:19; Мк 1:17), а Царствие Небесное уподобляет "неводу, закинутому в море и захватившего рыб всякого рода" (Мф 13:47).
Слайд 31Ангел – символ евангелиста Матфея
Евангелист Матфей, имевший также
имя Левия — автор первого Евангелия, один из Двенадцати Христовых
апостолов. До призвания к апостольскому служению был мытарем, то есть сборщиком податей. Проповедовал Слово Божие в Палестине, принял мученическую смерть в Эфиопии.
Слайд 32Лев – символ евангелиста Марка
Евангелист Марк — автор второго Евангелия,
написанного со слов и под руководством апостола Петра. Сам св.
Марк был свидетелем только последних дней земной жизни Иисуса Христа, затем сопутствовал апостолам Петру и Павлу, был поставлен апостолом Петром первым епископом Александрийской церкви, погиб мученической смертью.
Слайд 33Телец – символ евангелиста Луки
Лука — автор третьего
Евангелия, по роду занятий врач и, как следует из предания,
живописец, создавший первые изображения Богоматери. Он был одним из семидесяти учеников Христа, спутником апостола Павла в его проповедническом служении. Погиб мученической смертью
Слайд 34Орёл – символ евангелиста Иоанна
Иоанн Богослов —
автор четвертого Евангелия, возлюбленный ученик Христа, бывший с ним в
самые важные минуты земной жизни. Обычно изображен среди скалистого ландшафта сидящим на низком табурете и диктующим юноше Прохору, который, записывая, сидит перед ним. С неба на Иоанна нисходит лучистое сияние — символ высшего благодатного озарения
Слайд 35Православный символ – образ, который в конкретной, определенной форме слова,
явления или вещи дает понятие о вещах, трудно выразимых человеческим
языком. Вера христианская возводит нас на небо, к Богу, и призывает к Богообщению, поэтому символы имеют такое большое значение в духовной жизни.
С этими образами мы обязательно встречаемся и в храмах, где изображения Евангелистов и их символы помещены под куполом (в парусах), на иконах царских врат иконостаса и на миниатюрах в самом Евангелии.
Слайд 36
Источники:
http://www.hamburg-hram.de/wordpress/letopis/o-simvolike-ikonyi/401.html
http://museum.dp.ua/ru/exhibitions/virtualexhib/pravoslavicon.html?start=4
http://teologia.ru/www/biblioteka/esthetika/sredstva.htm
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C
http://polevskoy.orthodoxy.ru/lib/ikon/sim/simvol.htm
http://g-vik.narod.ru/2008/n40/08_40s8.htm
Слайд 37 Работа выполнена учителем русского языка и литературы МОУ
СОШ №1 г.Лобня
Бычковой Наталией
Михайловной.
2009 г.