Слайд 2Слышишь, море говорит стихами,
Их читают волны нараспев:
То гремя басами, то
стихая,
Рассказать о чем-то не успев…
А. Самусевич
К.Моне
Ф. Васильев
Слайд 3Слышишь, море говорит …
Образ моря в живописи, музыке и литературе
Слайд 4Цели и задачи
Цель: Стимулировать раскрытие творческого потенциала личности, углубить представления
учащихся о внутренних взаимосвязях различных видов искусств: живописи, музыки, литературы;
их взаимопроникновении и синтезе.
Задачи:
Воспитывающие: воспитывать эмоционально-эстетическую отзывчивость и интерес к явлениям мира природы и мира искусства.
Обучающие: Показать внутреннюю связь поэзии, живописи и музыки; исследовать цветовое богатство русского языка, живописи и музыки; обогащать словарный запас учащихся; способствовать формированию умений учащихся выделять основные средства художественной выразительности литературы, музыки, живописи для раскрытия исследуемого образа, формированию зрительской компетентности, умения высказать свое суждение о замысле художника.
Развивающие: Способствовать развитию абстрактно-образного и ассоциативного мышления, развивать эмоционально-образное восприятие явлений окружающего мира, произведений искусства, способность видеть мир искусства во всем многообразии его связей; активизировать мыслительную деятельность учащихся, способность к творческому самовыражению.
Слайд 5МАРИНА (МОРСКОЙ ПЕЙЗАЖ)- ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА, ОБЪЕКТОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ ЯВЛЯЕТСЯ МОРЕ.
СЛОВАРЬ
Слайд 6Иван Константинович Айвазовский (1817-1900)
А. Тыранов «И.Айвазовский»
Слайд 7Николай Андреевич
Римский – Корсаков
(1844 -
1908)
И.Е. Репин «Н.А. Римский-Корсаков»
Слайд 8Прощание
А.С.Пушкина
с морем
Прощай, свободная стихия,
Последний раз
передо мной
Ты катишь волны голубые,
И блещешь гордою красой.
А. С.
Пушкин
Александр Сергеевич Пушкин
Слайд 10Что темнее вода или небо?
Солнечный день
Слайд 11Встреча брига Меркурий с русской эскадрой
Слайд 12УПРАЖНЕНИЕ
палитра спокойного моря
Что темнее небо или вода?
Какой характер заполнения цветом
палитры?
Линия горизонта плавная, ровная (высветляется или небо, или вода).
Слайд 13Прослушайте фрагмент из вступления к опере Николая Андреевича «Садко» «Океан
– море синее» и выберите из иллюстраций ту, которая отражает
характер этого произведения.
Слушание «Океан – море синее».
1
2
3
4
Слайд 14Какая музыка по характеру?
(используйте ключ эмоций)
Как композитор передает образ моря,
какое здесь развитие?
С помощью каких средств музыкальной выразительности композитор сумел
передать настроение?
Слайд 19
Характер морской волны:
грозная, мрачная, сердитая, злая, яростная,
хмурая, беспокойная,
печальная, тоскливая,
спокойная, засыпающая, таинственная,
нежная, ласковая, шаловливая, задиристая,
радостная,
ликующая, игривая и др.
Слайд 21УПРАЖНЕНИЕ
КАКОЙ ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН ?
ПОДБЕРИТЕ ПАЛИТРУ ЦВЕТОВ ДЛЯ НЕСПОКОЙНОГО МОРЯ
С УЧЁТОМ ЛИНИИ ВОЛН.
Слайд 22Из какой сказки эти строки?
Назовите автора этой сказки.
«Жил старик со
своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать
лет и три года.»
Слайд 24
Что требовала старуха от золотой рыбки?
(Установите последовательность )
Избу
«Хочу быть вольною
царицей.»
Корыто
«Хочу быть столбовою дворянкой»
«Хочу быть владычицей морскою…»
Слайд 25Проверка!!!
Корыто
Избу
«Хочу быть столбовою дворянкой»
«Хочу быть вольною царицей»
«Хочу быть владычицей морскою…»
Слайд 26Меняется ли море на протяжении всей сказки?
Задание по группам:
Найти описание
моря при первом обращении старика к рыбке.
При втором обращении.
При третьем.
При
четвёртом.
При последней просьбе старика.
Слайд 27Состояние моря в сказке.
СРАВНИТЕ !!
«Видит – море слегка разыгралось.»
«Помутилося синее
море.»
«Неспокойно синее море»
Слайд 28Состояние моря в сказке.
СРАВНИТЕ!!
4. «Почернело синее море»
5. «Видит, на море
чёрная буря:
Так и вздулись сердитые волны,
Так и ходят, так
воем и воют»
Слайд 29Порассуждайте !
Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи?
Почему автор показывает
состояние моря в динамике?
Что символизирует собой море в сказке?
Можно
ли назвать море в сказке живым действующим лицом? Почему?
Чему учит эта сказка?
Слайд 32
Свободный человек, всегда ты к морю
льнешь,
Оно – подобие твоей
души бескрайней,
И разум твой влеком его
безмерной тайной –
Затем, что он и сам с морскою бездной
схож…
Ш. Бодлер
И. Айвазовский
Слайд 35Люди, выжившие после штормовой ночи, отчаянно борются со стихией
Слайд 37Вода
Волнующаяся вода блестит, отражал солнечные лучи. Автор, стремительно нанося мазки
(Айвазовский написал «Девятый вал» за одиннадцать дней, не изменив своему
правилу импровизационной «скорописи»), словно любуется своим созданием — зритель, ощущал это, еще меньше верит в «трагизм» представленного сюжета.
Слайд 41УПРАЖНЕНИЕ
КАК ИЗМЕНЯЕТСЯ ПАЛИТРА МОРЯ С УСИЛЕНИЕМ СТИХИИ?
КАКОЙ ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН?
Слайд 42Фрагмент из сюиты «Шехеразада
Римский-Корсаков Н.
Слайд 43НАЗОВИ ПРОИЗВЕДЕНИЯ И.АЙВАЗОВСКОГО
ПОСТАВЬТЕ КАРТИНЫ ПО ПОРЯДКУ, КАК МЕНЯЛОСЬ МОРЕ В
СКАЗКЕ А.С.ПУШКИНА?
К КАКОМУ ЭПИЗОДУ ИЗ СКАЗКИ СООТВЕТСТВУЕТ И КАРТИНА, И
МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФРАГМЕНТ?
1
2
3
Слайд 44Домашнее задание по уровню сложности
Мини – сочинение:
Что бы я попросил
(а) у золотой рыбки ?
От лица рыбки: О чём печалится
рыбка?
От лица моря: О чём грустит оно? К чему призывает?
Слайд 45ИЗОБРАЖЕНИЕ МОРЯ В ПОНРАВИВШЕМСЯ ЕГО СОСТОЯНИИ
монтаж кораблей на фон моря
БОГАТСТВО
ЦВЕТОВОЙ ПАЛИТРЫ
ГОРИЗОНТ, ХАРАКТЕР ЛИНИИ ВОЛН
ГАРМОНИЯ С КОРАБЛЁМ
Задание
Слайд 46
ТЫ СЛЫШИШЬ, МОРЕ
Слова М. Пляцковского
Музыка А. Зацепина
Цепи якорей гремят в
порту,
Верят корабли в мою мечту.
Всем ветрам назло я спешу на
зов
Дальних неизвестных островов.
Снятся часто
Мне по ночам дельфины.
Снятся чайки
И мачты бригантины.
Припев:
След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять…
Море! Ты слышишь, море?
Твоим матросом хочу я стать!
Слайд 47Море, подари свои шторма,
Пусть до самых звезд летит корма!
Палубу качай,
с ног сбивай меня,
Брызгами холодными звеня!
Знаю, можешь
Ты черным быть и
синим.
Море! Море!
Стать помоги мне сильным!
Припев:
След мой волною смоет,
А я на берег с утра приду опять…
Море! Ты слышишь, море?
Твоим матросом хочу я стать!
Слайд 48Слышишь, море говорит стихами,
Их читают волны нараспев:
То гремя басами, то
стихая,
Рассказать о чем-то не успев.
Может быть о дальних странах.
С синей
цепью недоступных гор.
Может быть о людях странных,
Что уходят в море до сих пор…
А. Самусевич
Слайд 49СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
счастливого плавания!
Слайд 50По вертикали
1.Композитор морских тем
2 .Художник моря
3.Вид искусства
По горизонтали
4.Великий
русский поэт
5.Жанр изобразительного искусства
6.Сочинитель музыки
7. Изображение моря