Слайд 1Муниципальное общеоразовательное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа № 47
Стекло. Витражи
в соборах и храмах.
Выполнила ученица 11 Д класса
Кошель Наталья
Преподаватель Орлова
Н.В.
Белгород 2010 год
Слайд 2Стекло Древнего Востока.
Родиной стекла считается
Египет (4000 лет до н.э.).
Именно здесь стеклоделие
древнего мира достигло
своего расцвета. Из стеклянной
пасты делали вставки в изделия
из золота и бронзы.
Египетское стекло было предметом экспорта на многие территории.
Слайд 3Стекло Греции и Рима.
Греческие мастера сделали очень важный шаг в
развитии
искусства стеклоделия: они нашли способ свободного
выдувания стекла с
помощью трубки.
Римляне производили сложные изделия с налепным и инкрустированным декором, так называемое стекло-камея.
Римлянам удалось освоить изготовление
сложных изогнутых форм, к сосудам они
приделывали ручки.
Известно римлянам было и производство хрусталя, впоследствии заново открытое европейцами уже в XVIII веке.
Слайд 4Стекло в Средние века.
Из Рима, примерно, к VI веку центр
изготовления изделий из стекла переместился в Византию. Здесь процветало изготовление
смальты, а также непрозрачных цветных сосудов и флаконов для благовоний. Изготовленные из смальты витражи использовавшиеся в основном для украшения церковных зданий.
В VII веке в Египте появляется новый вид стекла – люстровое. Живопись по стеклу серебряными пигментами при коричневато-золотистой гамме стекла создает эффект таинственного мерцания.
В Сирии в XII-XIV веках создаются изделия, которые в
Европе обобщенно называют дамасским стеклом.
Слайд 5Ренессанс и Новое время.
Со второй половины XV века в Венеции
наряду с цветным, молочным и зеркальным стеклом появилось кристальное, т.е.
высококачественное бесцветное стекло без огранки, не содержащее свинца.
В Англии в 1770-х годах началось производство
стекла с добавкой солей свинца –хрусталя.
Обработка хрусталя алмазной гранью создала
эффект преломления света.
Во Франции на протяжении XVI-XVIII веков работали венецианские и местные мастера в манере, которая называлась «Венецианский фасон».
Слайд 6Стекло в XIX веке.
В первой половине XIX в.
Стеклоделие было
единственным
видом прикладного искусства, где
вкусы диктовала не Франция.
Стилю
этого времени
соответствовали английское декоративное стекло и богемский хрусталь. Покрытые множеством граней, напоминавшие по форме античные вазы изделия часто оправляли бронзой и серебром.
Слайд 7Модерн и XX век.
Стекло оказалось удивительно созвучно поискам художников рубежа
XIX-XX веков. Этот пластичный материал принимал любую форму и цвет
и был сравнительно недорог. К стеклу
обращаются многие дизайнеры и архитекторы.
Тиффани изобрёл новое радужное стекло, из
которого делали лампы и сосуды. Для изделий этого
времени характерны
многослойность,
разнообразие цветовых нюансов,
усложнение техники декорирования.
Слайд 8Витражи.
Витраж – орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или
другого материала, пропускающего свет.
Уникальные эффекты витража объясняются
прозрачностью его основы.
Слово «витраж»
происходит от французского vitre – оконное стекло.
Мозаики из цветного стекла использовали еще в
Древнем Египте, Греции и Риме.
Слайд 9Стекло в соборах и храмах.
Высочайшего мастерства в изготовлении
картин и
узоров на стекле достигли во Франции,
ими оформлены знаменитый собор
Парижской
Богоматери, соборы в Шартре, в Реймсе и других
крупных городах. Наивысшего подъема витражное
искусство Франции достигло в 13
веке. Главный центр производства
расписных стекол переместился в
Шартр, где образовалась
самостоятельная школа мастеров.
К 1140-1144 годам относятся витражи церкви Сен-Дени.
В Сен-Дени соединились элементы и мотивы, которые мы теперь считаем готикикой. Прозрачность строений готической архитектуры привела к полному исчезновению сплошного пространства стен.
Компактное стенное пространство романской эпохи преобразовалось
в готическую просвечивающую систему колонн и окон.
В эпоху готики окна в храмах, как правило, были двух
видов: так называемые розы – круглые окна с
перегородками, и в форме стрельчатых арок.
Слайд 11Витраж Исаакиевского собора.
Исаакиевский собор построен в 1818-1858
годах в стиле
позднего классицизма по проекту
А. А. Монферана.
Запрестольный образ "Воскресший Христос"
органично вошел в структуру
декоративно-художественного убранства
Исаакиевского собора. То, что появился он в
православном храме, не противоречило духу
времени расцвета русского романтизма.
Слайд 12Список литературы.
Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура.
Графика. Декоративное искусство. Том 1. Москва, 1998.
Энциклопедия для детей.
Том 7. искусство. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков, 1999.
Ю. В. Ходаков, Д. А. Эпштейн, Л. А. Глориозов. Неорганическая химия, 2001.
Энциклопедия для детей. Том 6. Часть 2. Религии мира, 1996.