Слайд 1Свято-Никольский собор –
главная святыня города Прохладный
Кабардино-Балкарской Республики
Учебный проект
Автор - ученица МОУ ДОД «ДХШ местной администрации
городского округа
Прохладный КБР»
МАРШАЛКИНА МАРИЯ
Руководитель – преподаватель МОУ ДОД «ДХШ местной
администрации городского округа Прохладный КБР»
ТЕСЛЯ ГАЛИНА ВАСИЛЬЕВНА
Слайд 2 Мои одноклассники из художественной школы всегда с
интересом работают над композициями с изображением Никольского собора
Табакова Таня, 14
лет
Лыткина Лиза, 13 лет
Бублик Таня, 14 лет
Маршалкина Маша, 16 лет
Сердюкова Лера, 13 лет
Слайд 3 19 декабря 2011 года, в день Святителя
и Чудотворца Николая Свято-Никольскому храму исполняется 125 лет со дня
его освящения.
Город Прохладный вырос из казачьей станицы Прохладной, возникшей в 1765 году на Моздокской укреплённой линии.
Сначала в казачьей станице был построен деревянный храм, который в 1873 году сгорел.
новой, каменной церкви, началось в 1882 году по проекту Областного
архитектора Михаила Адамовича Сурмиевича.
В 1886 году строительство храма было завершено.
Храм поразил всех красотой и благолепием. Построен он был в форме креста и вмещал до 1000 человек.
Слайд 5 Высота храма – 28 м, ширина
–25,10 м, длина – 26,80 м. Все три
составляющие присутствуют почти в равной мере, поэтому форма храма является объемной, сооружение слегка вытянуто по вертикали. Общая площадь - 584 м².
Церковь построена из камня, покрыта штукатуркой и побелкой, сияет белизной одежд. Выбор белого цвета не случаен, он дает понятие «чистый» - очищенный от грехов, святой, божественный.
Слайд 6
Храм обладает выверенными пропорциями, строгой симметрией
фасадов, изяществом украшений, при взгляде на него создается ощущение ясности
и уравновешенности.
Церковь увенчана пятью главами. С главным куполом соседствуют четыре купола поменьше. Число пять традиционно символизирует в русской архитектуре Спасителя и четырех евангелистов, записавших Благовествование.
Слайд 7 Собор оказал формирующее воздействие на город. Территория
вокруг церкви стала застраиваться жилыми кварталами, и Свято-Никольский храм превращался
в центр города.
Главная, мощёная камнем дорога, проходила мимо храма.
Слайд 8 Собор стал не только духовным, но и
культурно – образовательным центром. При храме имелась библиотека. В ней
находилось до 220 названий разных книг.
В 1889 году при нем открылась церковная школа, в которой обучалось 55 девочек. В 1894 году появилась школа грамотности под названием «Народная».
При храме было образовано церковно – приходское попечительство, которое занималось воспитанием круглых сирот, помощью больным, бедным, семьям заключенных.
Слайд 9
В 1901 году в западной стороне храма
было завершено строительство величественной колокольни. Она была построена также по
проекту Михаила Адамовича Сурмиевича.
Декор храма и колокольни выдержан в одном стиле. Эти постройки составляют единое композиционное целое.
Слайд 10 В эпоху тотальной борьбы с церковью Свято-Никольскому
храму была уготовлена печальная участь. В 1937 году коммунисты храм
закрыли, школу отобрали, всё церковное имущество было разворовано.
В 1938 году с колокольни храма были безжалостно сброшены шестидесятипудовые колокола. Была даже попытка разрушить храм, но верующие люди его защитили. Какое - то время храм использовали как зерносклад.
Слайд 11 Во время Великой Отечественной войны, 19 декабря
1942 года, в день Святителя Николая, Свято-Никольский храм был вновь
открыт. С тех пор он действует постоянно.
Началось кропотливое восстановление былого величия храма.
Слайд 12 В 1987 году были начаты роспись
и орнамент сводов и куполов храма. Работы закончены в
1990 году. Собор был полностью расписан. Роспись храма выполнена в технике фресковой живописи.
Постановлением Совета Министров Кабардино-Балкарской Республики от 18 июня 1988 года за № 167 Свято-Никольский храм взят под государственную охрану и является памятником архитектуры.
Слайд 13 Главы Свято – Никольского храма и
сегодня возвышаются над городом, хотя для культового сооружения высота здания
совсем небольшая. Можно сказать, что храм соразмерен и Вселенной и человеку одновременно.
Слайд 14 Общее объемно – пространственное решение Свято –
Никольского собора укладывается в традиционные схемы русских православных храмов:
основа храма
– крестово-купольная композиция;
направление запад – восток (на востоке алтарь, на западе вход);
купола увенчаны крестами;
алтарь отделяется от средней части храма иконостасом;
храм возвышается над окружающими зданиями, а пол алтаря – над уровнем остальной части храма.
Слайд 15 Решение образа Свято – Никольского храма и
его декора – результат взаимовлияния различных культур .
Храм имеет крестово-купольную архитектурную композицию, которую Русь переняла у Византии в конце X века.
план Свято-Никольского храма
схема крестово-купольного храма
Слайд 16 Узнаваемые черты древнерусской архитектуры в облике
Свято- Никольского храма:
пятиглавие, традиционное для главных соборов Древней
Руси;
покрытие куполов золотом;
форма куполов в виде «шлема»;
высокие барабаны;
закомары;
высокие узкие окна, украшенные наличниками.
Слайд 17
Аркатурно - колончатый пояс, украшающий барабаны
Свято – Никольского храма, был заимствован из романской архитектуры латинского
Запада.
На Руси аркатурно – колончатый пояс впервые использовали европейские мастера, приглашенные в XII веке во Владимир для возведения храмов.
аркатурно –колончатый пояс
Церковь Покрова на Нерли
Свято-Никольский храм
Слайд 18 В архитектуре Свято – Никольского храма
использованы элементы ордерной системы (пилястры и карнизы). Подобную композицию привнесли
в русскую архитектуру итальянские мастера, работавшие в России в конце XV - начале XVI вв.
Фасады Свято – Никольского храма подобно Архангельскому собору Московского Кремля имеют этажное членение.
Архангельский собор
Свято-Никольский храм
карниз
пилястра
Слайд 19 В оформлении и храма и колокольни
использованы кокошники - самый распространенный декоративный элемент в русской церковной
архитектуре XVI - XVII вв.
кокошник
Свято-Никольский храм
Троицкий собор в Муроме
Слайд 20 Архитектурный стиль Свято – Никольского храма
мы определили как «русско-византийский». Этот стиль зародился в России в
30-е годы XIX века и сочетал в себе формы и образы древнерусского зодчества средневекового периода с элементами византийской архитектуры.
Самый известный «русско-византийский» храм страны – это храм Христа Спасителя в Москве.
храм Христа Спасителя
Слайд 21 Никольский собор по своим размерам значительно меньше
храма Христа Спасителя, но весь облик Никольского храма – планировка
в форме креста, пятиглавие, аркатурно – колончатый пояс на высоких барабанах, закомары, кокошники, шлемовидные главы – говорят о том, что за образец архитектор Михаил Адамович Сурмиевич взял главный храм Москвы.
Слайд 22Выводы:
1. На развитие самобытной русской храмовой архитектуры оказали влияние различные
мировые культуры - византийская, романская, итальянская, голландская, французская.
2.
История Свято-Никольского храма неразрывно связана с историей города.
3. В целом решение образа Никольского собора и его декора – результат взаимовлияния различных культур - византийской, древнерусской, романской, итальянской.
4. Архитектурные стили не устаревают и не исчезают бесследно.
5. «Древнерусские» формы Никольского собора напоминают об истоках и подчеркивают связь веков.
6. Свято – Никольский храм города Прохладный построен в «русско-византийском» стиле.
7. В истории встречаются повторения отдельных архитектурных элементов и копирования храмов.
8. Все храмы являются уникальными художественными произведениями, так как все они возведены в разной пространственной среде, различаются соотношением масс и декора.