Слайд 1Святые бессребреники
Косма и Дамиан
Святые бессребреники
Косма и Дамиан
Слайд 2Православная церковь почитает три пары святых, живших, как считается, в
разное время и разных местах:
Косма и Дамиан Асийские (1/14 ноября)
Косма и Дамиан, пострадавшие в Риме (1/14 июля)
Косма и Дамиан Аравийские (17/30 октября)
Слайд 3Святые бессребреники Косма и Дамиан Асийские были родные братья.
Ни время их рождения, ни время смерти неизвестно. Несомненно только
то, что они жили не позднее IV века. Так нужно думать, во-первых, потому что в первой половине V века, при императоре Феодосии младшем, строили во имя их святые храмы,
Слайд 4Отец их был грек и язычник, мать — христианка, по
имени Феодотия. В ранних летах они лишились своего родителя, но
это послужило к их счастию. Мать могла свободнее заняться воспитанием детей. Решившись на всю жизнь остаться вдовою, она ревностно исполняла закон христианский; отказавшись от всех радостей жизни, она о том только заботилась, чтобы угодить Господу. Словом, была истинною вдовицею, каких восхваляет апостол Павел: истинная вдовица и уединена, уповает на Бога и пребывает в молитвах и молениих день и нощь
Слайд 5А как скоро дети стали приходить в возраст, она отдала
их в научение грамоте к некоему богобоязненному мужу. Здесь, конечно,
главной наукой было Божественное Писание, но в то же время они, движимые любовью к страждущему человечеству, изучали врачебную науку, узнавали целительные свойства трав и растений.
Слайд 6Господь благословил благое их намерение и даровал им особенную благодать
— дар исцелений и чудотворений. Болезни прекращались, как скоро начинали
лечить Косма и Дамиан. Это, разумеется, привлекало к ним множество болящих всякого рода.
Слайд 7Мало того, чтобы быть доступнее для болящих, они сами искали
их и для сего переходили из города в город, из
веси в весь, и всем больным, без различия пола и возраста, звания и состояния, подавали исцеление.
И это делали они не для того, чтобы обогатиться или прославиться, но с самою чистою, высокою целью — служить страждущим ради Бога, любовь к Богу выразить в любви к ближним. Поэтому они ни от кого никогда не принимали никакой награды за свои труды, никаких даже знаков благодарности за собственные благодеяния.
Слайд 8Даром получили они благодать от Бога, даром и раздавали ее.
Об одном только просили они исцеленных ими: чтобы те твердо
веровали во Христа, свято жили во Христе; если же врачуемые еще не были просвещены светом Евангелия, то старались обратить их к христианской вере. Таким образом, врачуя телесные недуги, они в то же время врачевали и недуги душевные.
За это бескорыстное служение страждущему человечеству, за эти чудесные исцеления болезней неисцельных Святая Церковь величает их бессребрениками и чудотворцами.
Слайд 9Но не на людей только простиралась врачебная сила святых врачей.
Они не забывали и бессловесных животных. Праведник милует души скотов,
говорит слово Божие. Верные сей заповеди, они ходили по домам, пустыням и лесам, сами отыскивали болящих животных и подавали им исцеление. Благодарные животные чувствовали их благодеяния, знали своих благодателей и, как скоро сии показывались в пустынях, ходили вслед за ними целыми стадами.
В таких делах милосердия прошла вся жизнь святых бессребреников. Братья никогда не расставались друг с другом, вместе молились, вместе ходили, вместе врачевали. И это они делали не без цели. Дав обет никогда ни от кого ничего не брать, они опасались, чтобы кто-нибудь тайно друг от друга не взял от исцеленных каких-либо даров.
Слайд 10Сотворив после сего еще много знамений и чудес, с миром
почил святой Косма.
Чрез несколько времени после его кончины почил с
миром и святой Дамиан.
Слайд 11И вот, когда они в недоумении стояли при святом теле,
внезапно подошел к ним верблюд. Люди молчали, заговорил верблюд. «Человецы
Божии, — так начал речь бессловесный, — много насладившиеся знамений и чудес от святых Космы и Дамиана, и не только вы, но и мы, животные, данные вам на службу Богом. Как слуга я пришел к вам поведать тайну Космы, чтобы не разлучать их друг от друга, но вместе положить их».
Верблюд этот был тот самый, который некогда был исцелен святыми. Люди, окружившие тело святого, возблагодарили Господа, так чудесно открывшего тайну Свою, и, положив святые мощи бессребреников в одну раку, погребли их на месте, называемом Фереман
Слайд 12Косма и Дамиан — братья родом из Рима, врачи по профессии,
приняли мученическую кончину в Риме при императоре Карине (283—285). Воспитанные
родителями-христианами в правилах благочестия, они, по преданию, вели строгую, целомудренную жизнь и обладали даром исцеления болезней. Своим добрым отношением к людям братья многих обращали к вере в Христа.
Слайд 13Духовное воздействие на окружающих, многих приводившее в Церковь, привлекло внимание
к братьям римских властей. За врачами были посланы воины. По
легенде, услышав об этом, христиане попросили Косму и Дамиана укрыться на время ради людей, которые прибегали к их помощи. Но, не найдя братьев, воины схватили других христиан в селении, где жили святые. Тогда Косма и Дамиан покинули убежище и отдали себя в руки римских воинов, попросив отпустить взятых вместо них заложников. В Риме святых вначале заключили в темницу, а затем повели на суд. Братья открыто исповедали перед римским императором и судом свою веру во Христа и отказались принести жертву языческим богам. Они говорили: «Мы никому не причинили зла, мы не занимаемся волшебством и чародейством, в чем вы нас обвиняете. Мы врачуем недуги силой Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа и не берем никакого вознаграждения за помощь больным».
Слайд 14После этого Косма и Дамиан были отпущены на свободу и
вновь принялись за врачевание болезней.
Но старый врач-наставник, у которого братья
изучали врачебное искусство, стал завидовать их славе. Он позвал братьев будто бы для собирания редких лекарственных трав и, заведя их далеко в горы, убил, а тела бросил в реку.
Слайд 15Косма и Дамиан Аравийские были почти современники римским. Родина их —
Аравия. Они также занимались врачебной наукой. Получив от Бога благодать
чудотворений, они врачевали недуги людей именем Христа.
Слайд 16 Расспросив о вере, именах и отечестве, гегемон приказал Косме
и Дамиану принести жертву идолам. Они не стали исполнять приказание,
а напротив исповедали свою веру во Христа.
Когда слух о чудесах и учении их достиг до гегемона Лисия, было приказано взять их под стражу. Приведенные в Киликию, они были представлены гегемону.
Слайд 17Раздраженный гегемон велел заключить их темницу. На другой день он
приказал бросить их в огонь.
Господь и здесь хранил их: огонь
потерял естественную силу и не прикасался их.
Слайд 18Гегемон подвергал их все новым казням, но все напрасно. Повесив
их, сначала велел бросать в них камни, а потом стрелять
из луков, но камни и стрелы отскакивали от их тел и поражали самих мучителей.
Слайд 19Не находя более средств для достижения своей цели, гегемон приказал
обезглавить их мечом. Вместе с ними пострадали ещё трое христиан:
Леонтий, Анфим и Евтропий.
Слайд 20В католической традиции Косьму и Димиана часто изображают, производящими хирургические
операции
Слайд 21Трудно решить, какие именно бессребреники пребывали в Крыму. Но память
о святых бессребрениках Косме и Дамиане жива в Крыму и
сегодня. Их именем называют источник у подошвы Чатыр-Дага. Вблизи источника расположен Космо-Дамиановский монастырь.
Слайд 22В древнерусском языке имена Космы и Дамиана чрезвычайно рано стали
соединяться в одно слово-понятие Козьмодемьян (Кузьмодемьян); так эти святые называются
в перечне праздников в новгородской берестяной грамоте XI века.
Русский народ с именами святых соединяет немало особенных верований. Их почитают покровителями скота.
Молились святым Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте. В одном азбуковнике XVII в. имеется прямое замечание: «Есть обычай многим учащимся совершати молебная святым бессребреникам Косме и Дамиану». Известно, что и греки почитали святых Косму и Дамиана помощниками в книжном учении.
Слайд 23Косму и Дамиана называли Божиими кузнецами: мастера кузнечные считали их
своими патронами и потому считали грехом работать в своих мастерских
в день памяти святых. Во многих местах в честь Космы и Дамиана велся обычай изготовлять к 1 ноября какие-либо обетные работы и вырученные за них деньги употреблять на покупку свеч к иконам или для раздачи нищим.
Как Божьим кузнецам свв. Косме и Дамиану народная фантазия приписывала в виде атрибута одно из важнейших кузнечных орудий — молот и поставляла в зависимость от них заключение брачных союзов. Таким образом, сковать свадьбу — значит как бы утвердить те невидимые нравственные цепи, то есть обязанности, какие налагают на себя вступающие в супружество. Таким образом, наши предки приписали святым Косме и Дамиану покровительство над свадьбами.