Слайд 1Творчество как процесс
Многие ученые пытались понять условия рождения нового
и последовательность происходящих при этом событий.
Одним из
первых в конце Х1Х века немецкий физиолог и физик Герман Гельмгольц описал свои собственные научные открытия в виде трех последовательных стадий:
насыщение- вынашивание-озарение.
Слайд 2 Французский психолог и психопатолог Теодюль Рибо
( 1901 г.)
Выделил
три фазы в созидании нового решения:
накопление фактов(опыта)-
вызревание (
или вынашивание)-
рождение нового.
Слайд 3 Французский математик Анри Пуанкаре ( 1908г.) предложил дополнить три
стадии Гельмгольца четвертой- верификацией. ( т.е. придание решению конкретной формы.
Проверка на наличие ошибок)
Слайд 4 В начале 1960 годов американский психолог
Джейкоб Гетцельс
внес стадию отыскания или формулирования проблемы.
Другой американский
психолог
Джордж Неллер назвал эту предварительную стадию Гетцельса Первым инсайтом- этот термин охватывает как решение существующих проблем. Так и отыскание проблемы ( поиск и задание новых вопросов).
Слайд 5Процесс творчества
1.
Первый
Инсайт
(Предварительная стадия
Поиск
проблемы, задание
новых вопросов)
Д. Гетцельс 1960
Г.Гельмгольц(Х1Хв) Т.Рибо(1901)
Д.Неллер
А.Пуанкаре-1908
Слайд 6 Г.Альтшуллер ( 1956) попытался сделать систему более универсальной выделяет
следующие этапы изобретательского творчества:
1. Аналитический – на котором происходит выбор
задачи ,выявление решающего противоречия. Фиксация причины противоречия.
2. Оперативная стадия- исследуются типичные приемы решения проблемы в природе и технике, отыскиваются новые.
3. Синтетическая стадия –введение функционально обусловленных изменений, проверка применимости, оценка сделанного изобретения.
Это единственная теория , игнорирующая неосознаваемую сторону творчества.
Слайд 7
Большинство других исследователей уделяют внимание стадии созревания ,
одним из механизмов которой считается интуиция. ( лат.intueri – пристально,
внимательно смотреть) – знание , которым обладает человек, не осознающий того, каким путем он приобрел это знание.
Интуиция позволяет увидеть проблему в целом, с разных сторон, с учетом всех противоречий. Созревание идеи , опирающейся на неосознанные процессы может происходить даже во сне
( знаменитая периодическая таблица
Д.И. Менделеева).Огромное число замечательных произведений искусства появились в период влюбленности автора, которая безусловно меняет состояние сознания автора.
Слайд 8 При описании процесса художественного творчества опираются на понятие катарсис
( греч., отреагирование), предложенное Зигмундом Фрейдом.
Многие теоретики полагают, что
именно отреагирование является основой эстетической реакции. Чтобы стать объектом творчества, нечто должно задеть художника , эмоционально возбудить либо красотой внешней формы, либо непонятностью содержания
Слайд 9Согласно Л.С.Выготскому (1968) катарсис художника- это развоплощение содержания с помощью
искусства, когда в процессе творения художник решает собственную внутреннюю проблему,
используя для этого форму творчества.
Слайд 10 Многие исследователи сходятся в том, что творчество является процессом,
который как фейерверком, озаряется внезапным решением.
Но как и празднику
предшествуют будни, этому мгновению всегда предшествует скрытая от глаз
длительная, напряженная, внутренняя работа. Художник мысленно увидевший фреску потратит многие месяца на ее воплощение.
В процессе творческой работы на вдохновение приходится 1% потраченного времени и 99% упорный, целенаправленный труд.
Слайд 11 Для успешного протекания творческого процесса должны сложиться еще и
определенные благоприятные условия.
Внешние – социальные
( востребованность обществом),
материальные ( для
реализации замысла художника необходимы материалы и оборудование и др.);
временные ( жизнь человека, творческий процесс ограниченны временными рамками)
Внутренние – креативность ( творческие возможности, способности человека), индивидуальные особенности и др.
Слайд 12http://prezentacija.biz/
Отличные ИСКУССТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ для всех