Слайд 1Искусство и власть
Сухарева Светлана Викторовна – учитель искусства МБОУ ООШ
с.Никольское
Слайд 2Цели урока:
Познакомить учащихся с произведениями искусства, благодаря которым, власть укрепляла
свой авторитет, а города и государства поддерживали престиж.
Слайд 3
В развитии человеческой
культуры постоянно
прослеживается любопытная закономерность. Искусство как
проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа
часто использовалось
для укрепления власти, — светской и религиозной.
Слайд 4
Август из Прима-Порта — более чем двухметровая статуя Августа — более чем
двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году — более чем двухметровая статуя
Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима — более чем двухметровая статуя Августа, найденная в 1863 году на вилле жены императора Августа. Вилла обнаружена недалеко от Рима на Фламиниевой дороге в районе Прима-Порта, который в античные времена называли Ad Gallinas Albas. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э.. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском. Статуя является копией с бронзового оригинала, изготовленного по заказу римского сената в 20 году до н. э. Полагают, что статуя, в отличие от большинства сохранившихся изображений Августа, имеет портретное сходство. Весьма вероятно, что по античной традиции она была полихромной. В настоящее время изваяние хранится в ватиканском музее Кьярамонти.
Слайд 5
Благодаря произведениям искусства власть укрепляла свой авторитет, а города и
государства поддерживали престиж. Искусство воплощало в зримых образах идеи религии,
прославляло и увековечивало героев. Скульпторы, художники, музыканты в разные времена создавали идеализированные величественные образы правителей-вождей.
Слайд 6
Эразмо да Нарни – Гаттамелата (его прозвище, в переводе означает
«пятнистая кошка»), предводитель войска наемников, одержавший множество побед для Венецианской
республики, в результате чего было принято решение увековечить его в бронзе.
Слайд 7
Наполеон на перевале Сен-Бернар. Жак Луи Давид изображает будущего императора
ведущим войска в бой — к неминуемому триумфу
Слайд 8
В конце XVII века развитие России сдерживалось отсутствием у нее
выхода к морю. Мечтой молодого русского царя Петра I было
«прорубить» для России «окно в Европу», открыв для страны выход к морю. На юге выход к Черному морю был отрезан Османской империей. Поэтому царь Петр обратил внимание на северные земли у Балтийского моря, находившиеся в то время во владении Швеции.
Слайд 9
Чтобы осуществить свою мечту, в августе 1700 года Петр объявил
Швеции войну. Потерпев поражение в своих первых военных походах, он
не сдался. В ноябре 1702 года он заставил шведов отступить от Ладожского озера (самого большого озера в Европе, которое находится всего лишь в 60 километрах от Балтийского моря и соединяется с ним Невой). Шведы вели оборону из крепости, находившейся на крошечном островке в Ладожском озере у истока Невы. Петру I удалось захватить эту крепость, после чего он переименовал ее в Шлиссельбург.
Слайд 10
Следующим оплотом шведов стала крепость Ниеншанц на Неве. В мае
1703 года под натиском войск Петра гарнизон шведской крепости сдался.
В результате этой победы вся дельта реки перешла под контроль России. Чтобы защитить устье Невы, на расположенном неподалеку Заячьем острове царь Петр сразу начал строительство новой крепости. 16 мая (по старому стилю) 1703 года, 300 лет назад, Петр Великий заложил основание крепости, получившей название Петропавловская. Эту дату принято считать датой основания города, названного Санкт-Петербургом в честь святого, носившего то же имя, что и царь,— апостола Петра.
Слайд 11
Петропавловская крепость в Санкт-Петербурге – старейший архитектурный памятник города. Дата
закладки крепости считается датой основания Северной столицы. С нее начинается
история города.
Слайд 12
Статуя Наполеона I воздвигнутая на Елисейских полях вскоре после коронации
Наполеона III
Слайд 13
Франция г.Париж
дата постройки: 1836 г.
Самая известная из триумфальных арок
находится в сердце Парижа на Елисейских полях. На ее строительство
ушло более 30 лет!
Создать Триумфальную арку в честь побед французской армии приказал император Наполеон. Однако он так и не увидел свое детище.
Строительство арки завершилось уже после его смерти.
Слайд 14
Россия, г. Москва
дата постройки: 1968 г.
Главную Триумфальную арку России перестраивали,
разбирали и даже перевозили. Изначально это была деревянная арка, построенная у Тверской заставы для
встречи российских воинов из освободительного похода по Европе в 1814 году. В советские годы арку на 30 лет спрятали в музее.
Слайд 15
«Портрет Екатерины II — Законодательницы» вызвал широкую полемику в русской
печати. Начало обсуждения положил поэт И. Ф. Богданович. Он обратился
к художнику со стихотворным приветствием
Левицкий! Начертав Российско божество,
Которым седьм морей покоится в отраде,
Твоею кистью ты явил в Петровом граде
Бессмертных красоту и смертных торжество.
Слайд 16
Успенский собор Московского Кремля — православный храм — православный храм, расположенный на
Соборной площади — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля —
православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475 — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти — православный храм, расположенный на Соборной площади Московского Кремля. Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Московского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Слайд 17
Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в 1658-1685 гг., был задуман
как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке
получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из-за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679г
Слайд 18
Дворец советов — неосуществлённый грандиозный строительный проект советского — неосуществлённый грандиозный строительный
проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е — неосуществлённый
грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е — неосуществлённый грандиозный строительный проект советского правительства, работа над которым велась в 1930-е годы и в 1950-е годы: грандиозное административное здание, место съездов, празднеств и т. п. Должен был стать кульминацией всего высотного строительства СССР в послевоенные годы, девятой, центральной и главной сталинской высоткой
Слайд 19
Родился Дмитрий Дмитриевич Шостакович 25 сентября 1906 года.
Любовь к
пению, музыке перешла к нему от отца — Болеслава Шостаковича
— профессионального революционера, сосланного царским правительством на вечное поселение в Сибирь.
Первые серьезные достижения Шостаковича в развитии гражданской тематики в музыке — его Вторая и Третья симфонии (1927-1929). И в творчестве композитора, и в истории советской музыки они занимают место особое, ибо явились одними из первых симфонических произведений, где была отражена революционная тема.
Слайд 20
Начавшаяся в 1941 году война отодвинула на дальние сроки осуществление
замыслов мирного времени.«Нашей борьбе с фашизмом, нашей грядущей победе над
врагом, моему родному городу — Ленинграду — и посвящаю свою 7-ю симфонию», — написал на партитуре Шостакович летом 1941 года.
С необычайным воодушевлением принялся композитор за создание своей Седьмой симфонии. «Музыка неудержимо рвалась из меня», — вспоминал он потом. Ни голод, ни начавшиеся осенние холода и отсутствие топлива, ни частые артобстрелы и бомбежки не могли помешать вдохновенному труду.
Общее содержание симфонии — противопоставление и борьба двух непримиримо враждебных образов. Это уже не отвлеченные категории добра и зла, а вполне конкретные образы: мир советских людей и фашизм.
Слайд 22Художественно-творческое задание
Подготовьте доклад или компьютерную презентацию на тему, связанную с
внушением народу определенных чувств и мыслей средствами искусства.
Проанализируйте различные
художественные произведения одного вида искусства в разные эпохи или выберите эпоху и по произведениям различных видов искусства представьте ее целостный образ.