Слайд 1Василий Васильевич Верещагин
Выполнила: Титова Татьяна Павловна учитель ИЗО
МБОУ «Гимназия№1
им. Н.И. Борцова» г. Лебедянь
Слайд 2Верещагин еще при жизни стал известен как художник батальных сцен.
Однако его «непатриотичные», как их называли, работы демонстрировали зрителям не
триумф побед, а изнанку сражений — с погибшими, ранеными, измученными солдатами
Слайд 3Васи́лий Васи́льевич Вереща́гин — русский живописец и литератор, один из наиболее
известных художников-баталистов.
Василий Васильевич Верещагин родился 14 октября 1842 годав Череповце (ныне Вологодской области) в семье местного
предводителя дворянства.
Слайд 4У него было три брата. Все были определены в военно-учебные
заведения. В 9 лет родители определили его в кадетский морской
корпус.
«Корпус терпеть не мог, — вспоминал художник.
Слайд 5 В 1860 году против воли родителей он поступил в Академию
художеств.
Первое большое путешествие Верещагин совершил в 1863 году —
на Кавказ. Здесь он останавливался в городе Шуши в Нагорном Карабахе, наблюдал за жизнью местных народов, изучал их обряды и традиции, писал этюды.
Слайд 6В 1867 году Верещагин поступил на службу к туркестанскому генерал-губернатору
Константину фон Кауфману — штатным художником. Живописец прибыл в Самарканд
в мае 1868 года.
Слайд 7Благодаря картинам Верещагина посетители увидели неизвестную им Среднюю Азию: невольничий
рынок, нищих и женщин, с головы до ног укрытых одеяниями.
Слайд 8 В Киргизии художник гостил у своего друга, с которым познакомился
еще в Петербурге на одном из официальных приемов. Часть картин художник написал
в его богатой юрте: изобразил ее интерьер, в точности передал плетения свода, сложные завитки на коврах.
Слайд 9Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о
том, как деспот Кашгара — Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову
его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казнённых людей.
Слайд 11В 1871 году Василий Верещагин переехал в Мюнхен. В мастерской
своего друга Теодора Горшельда художник писал свои восточные картины —
«Богатого киргизского охотника с соколом»
Слайд 12К картинам Верещагин заказал специальные рамы: массивные, обильно украшенные. Они
становились частью работы и подчеркивали настроение каждой картины.
Слайд 13Верещагин писал буддийские храмы и старинные мечети, каменные гробницы и
наскальные монастыри. Помимо них, в полотна Индийской серии вошли сцены
религиозных церемоний, портреты факиров, буддийских монахов.
Слайд 14Весть о войне с турками застала Верещагина в пригороде Парижа,
где располагалась его мастерская. Он оставил работу над индийскими полотнами
и добровольно отправился на Балканы — в составе действующего подразделения русской армии.
Слайд 16Поле брани с сотнями погибших Верещагин изобразил на полотне с
провокационным названием «Царские именины».
Слайд 17Герой триптиха — часовой, который гибнет от холода на посту.
На первой картине он стоит по колено в снегу, на
второй — почти по грудь и согнулся от ветра, а на третьей — на его месте изображен сугроб, из которого выглядывает угол шинели и штык.
Слайд 18В 1901 году он отправился на Филиппины, где создал Госпитальную
серию со сценами из местной больницы.
Слайд 19В 1903 году Верещагин прибыл в Японию и провел там
четыре месяца. Из поездки художник привез несколько живописных этюдов в
новой для себя манере, близкой импрессионизму, — «Японка», «Прогулка в лодке», «Храм в Никко» и другие.
Слайд 20Известие о гибели Верещагина в самом начале Русско-японской войны стало
ударом для любителей искусства по всему свету. Могилы художника нет.